Обязательные работы как вид административного наказания и их реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:22, доклад

Краткое описание

Обязательные работы как вид административного наказания впервые введены в административное законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Вложенные файлы: 1 файл

обязат.работы как вид адм.наказания и их реализация2.docx

— 25.76 Кб (Скачать файл)

Обязательные работы как  вид административного наказания  и их реализация

 

Обязательные работы как вид  административного наказания впервые  введены в административное законодательство Российской Федерации Федеральным  законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и  пикетированиях»1.

На основании пункта 3 статьи 3 этого  Закона положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ2) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.

Следует отметить, что обязательные работы как вид уголовного наказания  применяются в Российской Федерации  с 2005 года.

Согласно статье 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время  бесплатных общественно полезных работ.

Данный вид наказания назначается  только судьей и может устанавливаться  и применяться только в качестве основного административного наказания.

Обязательные работы устанавливаются  на срок от двадцати до двухсот часов  и отбываются не более четырех  часов в день.

Обязательные работы не применяются  к беременным женщинам, женщинам, имеющим  детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов.

Административное наказание в  виде обязательных работ первоначально  предусматривалось за нарушение  установленного порядка организации  либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования3, за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка4, а также за блокирование транспортных коммуникаций5. Соответствие указанных статей КоАП РФ положениям Конституции Российской Федерации, в том числе  в части применения административного наказания в виде обязательных работ, было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Постановления  Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П  взаимосвязанные положения Федерального закона от 08.06.2012 № 65-ФЗ, предусматривающие  обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования  или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан  в общественных местах, повлекших  нарушение общественного порядка:

- в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствуют Конституции Российской Федерации;

- в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1),31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3).

По обязательному к исполнению Постановлению Конституционного Суда РФ впредь до внесения в правовое регулирование  надлежащих изменений обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу  физических или юридических лиц  либо наступление иных подобных последствий.

Статьей 32.13 КоАП РФ6, установлено, что постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица отбывают данный вид наказания, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФССП России.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию таких  работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Судебные приставы-исполнители  ведут учет лиц, которым назначено  наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок  и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица отбывают этот вид  наказания, контролируют поведение  таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагается контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица от отбывания обязательных работ.

Время обязательных работ не может  превышать четырех часов в  выходные дни и в дни, когда  лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или  учебе; в рабочие дни - двух часов  после окончания работы, службы или  учебы, а с согласия лица, которому назначено наказание,- четырех часов.

Предоставление лицу, которому назначено  административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого  отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения данного  наказания.

На основании части 4 статьи 20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного  штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

9 мая 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»7.

Этот Закон определяет порядок  организации исполнения данного  вида административного наказания  и полномочия судебного пристава-исполнителя.

Кроме этого, Законом расширен перечень административных правонарушений, влекущих наказание в виде обязательных работ.

В соответствии с новой редакцией  части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного  штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет административный штраф в  двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо  административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Самовольное оставление места отбывания  административного ареста, согласно новой редакции части 2 статьи 20.25 КоАП РФ, также влечет либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Теперь рассмотрим правовой аспект проблемы.

Идея о введении административного  наказания в виде обязательных работ  неоднократно высказывалась многими  отечественными учеными8, однако реализована до сих пор не была. Дело в том, что обязательные работы, представляющие недобровольную трудовую деятельность административно наказанных лиц, подпадают под понятие принудительного труда, запрещенного в РФ (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ). Согласно ст. 4 ТК РФ принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Правда, та же ст. 4 ТК РФ содержит перечень случаев, не являющихся принудительным трудом.

Отметим, что обязательные работы как мера административного  наказания не подпадают ни под  одно из приведенных в данном перечне  исключений. Ближе всего к ним - случай выполнения работы по приговору  суда, однако приговор выносится только по уголовным делам (ст. 296 УПК РФ), административные же наказания налагаются путем вынесения постановлений (ст. 29.10 КоАП РФ).

На данное обстоятельство обращалось внимание противниками Закона при его обсуждении в Госдуме. Так, депутат Г. Гудков отметил, что  в соответствии с европейским  законодательством принудительные работы запрещены. В ответ на это глава Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Плигин заявил, что ст. 2 Конвенции МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" свидетельствует о широкой распространенности такого рода наказаний9. Однако в данной статье также содержится перечень случаев, когда принуждение лица к труду не запрещается и не рассматривается соответственно в качестве принудительного труда, принципиально мало отличающийся от перечня, содержащегося в ст. 4 ТК РФ. В частности, Конвенция N 29 также не рассматривает в качестве принудительного труда всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа. Подчеркнем, что РФ обязалась соблюдать Конвенцию N 29 как правопреемница СССР, который ее ратифицировал в 1956 году. Ограничивает возможность наложения наказаний в виде обязательных работ и Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 4 этого международно-правового документа, обязательного для соблюдения на территории РФ, принудительным не является лишь труд, который обязано выполнять лицо, находящееся в заключении или условно освобожденное от такого заключения.

Таким образом, введение обязательных работ не имеет легитимного макрооснования (на международном и конституционно-правовом уровнях)10. На несоответствие данного административного наказания Конституции РФ обратили внимание и члены рабочей группы по гражданским свободам и гражданскому участию Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека11. Соответственно в действующей редакции КоАП РФ противоречит ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. Исправить эту ситуацию путем внесения изменений в ТК РФ нельзя, поскольку, как указано выше, данные положения трудового законодательства полностью соответствуют принятым РФ международно-правовым обязательствам.

Для решения проблемы необходимо внести изменения в ст. 3.13 КоАП РФ (и в статьи Особенной части КоАП РФ), указав, что "обязательные работы" могут быть назначены в качестве альтернативы административному штрафу только с согласия лица, привлекаемого к административной ответственности. Тогда данное лицо сможет выбирать, подвергнуться ли ему этому наказанию или уплатить административный штраф. Учитывая невысокий уровень доходов большей части населения РФ, найдется достаточно желающих заняться общественно полезным трудом вместо уплаты штрафов.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"// Опубликовано: 9 июня 2012 г. в "РГ". Федеральный выпуск №5804. Вступает в силу:9 июня 2012 г.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

3 статья 20.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 № 65

4 статья 20.2.2 КоАП РФ

5 статья 20.18 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 № 65

6 в редакции Федерального закона от 08.06.2012 № 65-ФЗ

7 Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Опубликовано: 10 апреля 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6053. Вступает в силу:9 мая 2013 г

8 Жданов Н.М., Косицин И.А. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы административной ответственности" // Административное право и процесс. 2009. N 3; Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000; Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. М., 2003; Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005; Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.

9 статья Рязанова Т. Итальянская забастовка взорвала "Твиттер", "Фейсбук" и мозг Нарышкина // http://www.specletter.com.

10 Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009.

11 http://www.president-sovet.ru


Информация о работе Обязательные работы как вид административного наказания и их реализация