Органы исполнительной власти как субъект административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, нацеленной на реализацию конституционного положения на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.
Объектом контрольной работы являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1.Понятие и сущность органов исполнительной власти.........................................4
2.Классификация органов исполнительной власти................................................ 8
2.Система федеральных органов исполнительной власти, принципы её
построения..................................................................................................................10
Заключение.................................................................................................................15
Список использованной литературы.......................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИН ПРАВО 26.07.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

Филиал в г. Электростали

 

Факультет экономический

 

 

 

Клинк Анна Михайловна

Контрольная  работа по курсу: Административное право

на тему: «Органы исполнительной власти как субъект

административного права»

Студентки 3 курса специальности «Экономика и управление на предприятии»

Группы «ЭУ-3/5,5-09»

 

 

 

 

 

Ст. преподаватель

Пчелинцева М.В.

 

 

 

 

 

 

Электросталь 2013

 

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

 

1.Понятие и сущность органов исполнительной власти.........................................4

 

2.Классификация органов  исполнительной власти................................................ 8

 

2.Система федеральных органов  исполнительной власти, принципы  её 

построения..................................................................................................................10

 

Заключение.................................................................................................................15

 

Список использованной литературы.......................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации  исполнения Конституции, других законов  и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

Актуальность темы заключается  в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, нацеленной на реализацию конституционного положения на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.

Объектом контрольной работы являются органы исполнительной власти Российской Федерации на современном этапе.

Предметом исследования в контрольной работе являются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.

Цель контрольной работы - комплексное, всестороннее структурно- логическое исследование основных видов органов исполнительной власти Российской Федерации после реформ 2004 года.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

1.расширить для себя понятие органа исполнительной власти;

2.исследовать виды органов исполнительной власти в Российской Федерации;  
3.определить направления деятельности органов исполнительной власти;

4.разобрать органы исполнительной власти по их классификации;

5.рассмотреть принципы организации исполнительной власти.

 

1. Понятие и сущность органов исполнительной власти

 Орган исполнительной власти - это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которой реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства.

Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права.

В отличие от органов законодательной  власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Функции органов исполнительной власти – исполнять законы и следить  за их исполнением, что и отражено в названии этих органов.

Деятельность исполнительной власти по своему содержанию есть не что иное, как выполнение общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления — это властная деятельность. Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность вышестоящей воле.

Органы исполнительной власти обладают общими родовыми признаками:

- представляют собой автономные части государственного аппарата;

- это организованный коллектив  людей; 

- коллектив имеет юридическое  оформление (устав, структура, система);

- осуществляют государственные  функции от имени и по поручению  государства;

- выполняя эти функции, действуют еще и от своего имени;

-обладают собственной компетенцией, государственно-властными полномочиями;

- несут ответственность перед  государством за свою деятельность;

- их положение, структура и  деятельность регламентирована  правом;

- учреждаются государством.

Таким образом, орган государственного управления (исполнительной власти) - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, выполняющий публичную функцию, структура и деятельность которого регламентируется нормами права.1

Основные направления  деятельности органов исполнительной власти

1. Прогнозирование - предвидение  изменений в развитии каких-либо  событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной.

2. Планирование - определение направлений,  целей, задач и ожидаемых результатов  той или иной управляемой деятельности.

3. Организация управляющей и  управляемой подсистем (создание  органов управления, определения  их функций, право и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т.д.).

4. Правовое регулирование - установление  правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур.

5. Предварительная и текущая  координация действий различных  органов управления, должностных лиц, организаций.

6. Общее руководство и оперативно-распорядительная  работа.

7. Контроль - проверка фактического  положения дел для выявления  и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер установленного порядка.

8. Учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

9. Информационное обеспечение и  информационно-аналитическая работа.

10. Методическая работа.

11.Кадровое, материально-техническое  обеспечение, финансирование и т.п.

В органах исполнительной власти практически  нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством они обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию нормативных актов и их реализации.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России и другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.В федеральной службе и других органах образуются коллегии, утверждаются Правительством России. Коллегия является совещательным органом. Ее решения оформляются приказами руководителя органа. К указанным органам относятся:- Федеральная архивная служба России:- Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию;- Служба внешней разведки Российской Федерации;- Федеральная пограничная служба Российской Федерации;- Российское космическое агентство:- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;- Федеральная служба охраны Российской Федерации и др. Территориальные (региональные) федеральные органы. К ним относятся действующие в пределах края, области: Государственная налоговая инспекция, управление статистики, миграционная служба, военкоматы и др. К региональным федеральным органам относятся: командование военного округа, командование пограничного округа, управление железной дороги, региональный орган Госгортехнадзора России и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти как субъект  административного права имеет  свою организационную структуру  и штаты. Штатным элементом структуры органа является должность. Структура состоит из руководства (руководителя и его заместителей) и аппарата управления. Компетенция руководства определяется соответствующими правовыми актами. Аппарат органа исполнительной власти включает его структурные подразделения (управления, департаменты, отделы и т.д.) и их должностных лиц. Штаты органа определяются штатным расписанием, которое утверждается его руководителем. Штатное расписание - это правовой документ, в котором закреплено, кто, какие функции осуществляет и за что отвечает. Оно определяет перечень структурных подразделений, их наименование, должности, оклады.

2.Классификация органов  исполнительной власти 

По характеру компетенции:

 Органы  общей компетенции - несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Это правительство, администрация субъектов федерации.

 Органы  отраслевой компетенции - осуществляют  руководство подведомственными отраслями.

Органы  межотраслевой специальной компетенции (это обычно государственный комитет и др.) - органы, оказывающие руководящее значение на группу специализированных отраслей выполняющих функции, напр., министерство труда, федеральная миграционная служба.

Органы  внутриотраслевой компетенции.

 По территориальному масштабу деятельности. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением.

Подразделяются  на:

Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю РФ. Это  министерства, правительство, государственные  комитеты и т.д.

Органы  исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют свою деятельность в пределах субъекта.

В автономных образованьях, городах федерального значения исполнительная деятельность осуществляется соответствующей администрацией. Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, окружные, отраслевые и специальные органы. Также существуют межтериториальные органы исполнительной власти, их деятельность может охватывать территории нескольких субъектов. Местные органы исполнительной власти.

По порядку решения вопросов:

Коллегиальные органы. Они обсуждают  и разрешают подведомственные вопросы, имеющие важное значение - коллегиально. Обычно это комитеты. В них решение  принимается большинством, в сочетании  с персональной ответственностью председателя комитета за исполнением решения. Коллегиальность помогает решать наиболее трудные и сложные вопросы с привлечением специалистов, получением необходимых консультаций.

Единоначальные  органы. Правительство, министерства и  государственные комитеты. В этих органах решение принимается лично. Это способствует оперативности руководства, использованию индивидуальных способностей, повышению персональной ответственности за результаты работы органов. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. В единоначальных органах иногда могут присутствовать начала коллегиальности. Так в состав коллегий входит руководитель, заместители, консультанты.

В зависимости от организационно-правового  положения:

1. Координационные. 

2.Консультативные - статус таких органов регулируется указом президента. При Президенте есть консультативный орган, при Правительстве же консультативные органы выступают в форме советов.

По организационно правовым формам:

Правительство РФ; правительство в субъектах, городах  федерального значения; советы министров, имеющие статус правительств; министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции, службы, главные управления, агентства, департаменты и т.д.

Информация о работе Органы исполнительной власти как субъект административного права