Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:57, контрольная работа
Краткое описание
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1.Административно-правовые отношения………………………………………4 1.1. Понятие и особенности административных правоотношений……………4 1.2. Структура административных правоотношений: объекты, субъекты и содержание………………………………………………………………………...6 2.Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………………………………………12 Заключение……………………………………………………………………….17 Список использованной литературы…………………………………………...18
1.1. Понятие и особенности
административных правоотношений……………4
1.2. Структура административных
правоотношений: объекты, субъекты
и содержание………………………………………………………………………...6
2.Основания возникновения,
изменения и прекращения административных
правоотношений…………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Введение
На известном этапе развития
общества возникает потребность упорядочения
существующих в нем отношений. Нельзя
представить человеческое общество без
регулирования поведения людей с помощью
определенных образцов, моделей, масштабов.
Из них и складываются в результате многократного
повторения нормы, на которые в дальнейшем
ориентируется общество.
Любая отрасль российского
права регулирует определенные правоотношения,
т.е. отношения, урегулированные нормами
права. Административное право занимает
особое место в системе правового регулирования,
поскольку выступает необходимым и важным
инструментом управления социальными
процессами в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования – деятельность
государственной исполнительной власти
всех рангов, общественных отношений управленческого
характера, которые складываются в этой
сфере, внутренняя организационная деятельность
других государственных органов, связанных
с функцией управления, а также внешне
организационные отношения негосударственных
организаций, учреждений и предприятий.
Административно-правовые отношения
– это урегулированные нормами административного
права общественные отношения, складывающиеся
в сфере деятельности исполнительной
власти.
Основанием возникновения, изменения
и прекращения административных правонарушений
служит юридический факт.
Административно-правовые
отношения
1.1 Понятие и
особенности административных правоотношений
Административные правоотношения
- это общественные отношения, которые
возникают в сфере государственного управления
и урегулированы нормами административного
права.
Поскольку административные
правоотношения являются разновидностью
правоотношений, им присущи общие черты
последних, в частности:
- они являются волевыми
общественными отношениями, то есть
право, регулирующее их, влияют на
сознание и волю людей, направляет
их поведение в соответствии
с интересами общества;
- они являются общественными
отношениями, урегулированными нормами
права. Без права, его норм не
было бы правоотношений;
- участники правоотношений
наделены субъективными правами
и несут юридические обязанности. И
первые, и вторые возникают в соответствии
с требованиями норм права, определяющими
круг субъективных прав и обязанностей;
- правоотношения - это способ
конкретизации норм права, поскольку
именно в нем права и обязанности
всегда привязаны к определенной
ситуации, конкретны и принадлежат
определенным субъектам;
- правоотношения - это такие
общественные отношения, реализация
которых обеспечивается возможностью
применения административного принуждения.
Вместе с тем, административные
правоотношения характеризуются рядом
особенностей:
- они, как правило, являются
«власте отношениями», поскольку возникают
в результате осуществления государственного
управления, то есть государственно-властного
влияния одной стороны на другую для достижения
определенной цели;
- обязательным участником
административных правоотношений
выступает государственный орган
или должностное лицо, наделенное
определенными государственно-властными
полномочиями;
- они возникают по инициативе
одной из сторон, и согласие
другой стороны при этом не
нужно. Иногда они возникают вопреки
желанию другой стороны;
- они, как правило, возникают
по принципу «власть - подчинение»;
- административные правоотношения
- это управленческие правовые
отношения, поскольку они возникают
в связи с функционированием
и деятельностью органов исполнительной
власти, то есть при осуществлении
государственного управления;
- в случае нарушения
одной из сторон своих обязанностей,
ответственность наступает не
перед другой стороной, а перед
государством в лице его государственных
органов или должностных лиц;
- спор, возникающий между
участниками административных правоотношений,
рассматривается как в судебном,
так и в административном порядке.
1.2 Структура административных
правоотношений: объекты, субъекты
и содержание
Административно-правовое отношение,
как и все другие правоотношения, имеет
структуру, а именно системную совокупность
взаимосвязанных обязательных элементов:
участники (стороны) правоотношения –
субъект и объект управления; их субъективные
права и юридические обязанности; поощрения
и ответственность участников: юридический
факт (факты).
Субъект – это участник (сторона)
правоотношения в сфере исполнительной
власти, наделенный соответствующими
государственно-властными полномочиями
по осуществлению управленческих функций.
Обычно в качестве субъекта административно-правовых
отношений (управляющей стороны) выступает
орган исполнительной власти и его должностные
лица, в официальной форме выражающие
волю и интересы государства. В случаях,
определенных законодательством, в роли
субъекта могут выступать суды (например,
при рассмотрении административных дел)
и общественные объединения при реализации
своих внешних управленческих функций
(например, профсоюзы при управлении подведомственными
санаторно-курортными учреждениями).
В правовых нормах субъектом
административного права называется лицо
или организация, которые при определенных
условиях могут быть участниками (сторонами)
управленческих отношений. Они определяются
общим (родовым) образом – как индивидуальные
субъекты (граждане, государственные служащие)
или как коллективные (органы исполнительной
власти, органы управления государственных
и негосударственных организаций и т.д.).
В течение длительного времени они могут
не вступать ни с кем в административные
правоотношения, т.е. не становиться их
участниками (субъектами или объектами
управления).
Субъект же правоотношения
всегда конкретен. Это конкретное лицо
или организация, сторона правоотношения
(субъект или объект управления), наделенная
правами и обязанностями в сфере исполнительной
власти и способная осуществлять их,
Субъекты административного
права могут стать субъектами (участниками,
сторонами) административных правоотношений
при наличии трех условий:
1) административно-правовой
нормы, определяющей субъекта, его
права и (или) обязанности, юридическую
ответственность;
2) административной правоспособности
и дееспособности субъекта;
3) юридического факта (фактов),
то есть, основания возникновения,
изменения или прекращения правоотношения.
Объект управления – другой
участник (сторона) правоотношения, т.е.
физические и юридические лица, которые
наделены правами и обязанностями в сфере
исполнительной власти, но в качестве
управляемой стороны. Ими могут быть: граждане:
государственные служащие; органы управления
(администрация) государственных и негосударственных
предприятий, учреждений и организаций;
соподчиненные и несоподчиненные органы
исполнительной власти; исполнительные
органы в системе местного самоуправления;
иностранные организации. Практически
объектом управления следует считать
деятельность этих людей и их объединений
по реализации в сфере исполнительной
власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое
поведение.
Юридическими фактами называются
фактические обстоятельства, с которыми
правовые нормы связывают возникновение,
изменение или прекращение правоотношений.
Только при наличии юридического факта
(фактов) субъект административного права
становится субъектом административных
правоотношений.
Юридические факты делятся
на действия и события.
Действия – результаты активного
волеизъявления участника правоотношения.
Они могут быть правомерными или неправомерными.
К числу правомерных действий относятся,
например, издание органом исполнительной
власти индивидуального акта управления
в пределах своих полномочий; государственная
регистрация общественных объединений,
осуществляемая органами юстиции. Неправомерные
действия (деликты) не соответствуют требованиям
административно-правовых норм, нарушают
их, например административные или дисциплинарные
проступки.
События – это явления, не зависимые
от воли людей (например, достижение определенного
возраста, с чем связываются юридические
последствия, смерть, стихийное бедствие).
Совершенно очевидно, что перечисленные
и другие факты в каждом конкретном случае
могут иметь различные юридические последствия,
то есть, порождать, изменять определенные
права и обязанности, а также ответственность
участников правоотношений. Например,
если гражданин подает жалобу на действия
должностного лица в орган исполнительной
власти, последний обязан ее рассмотреть
в установленный срок и сообщить гражданину
о принятом решении. Умерший гражданин
или прекратившее свою деятельность общественное
объединение перестают быть участниками
соответствующих правоотношений.
В содержании административного
правоотношения различаются две стороны:
материальная (поведение субъектов) и
юридическая (субъективные юридические
права и обязанности).
Каждое материальное и процессуальное
административно-правовое отношение есть
определенная системная взаимосвязь прав
и обязанностей его участников. Этим характеризуется
содержание правоотношения. Правомочию
– субъективному праву одного участника
правоотношения – всегда соответствует
юридическая обязанность другого, и наоборот.
Административно-правовая норма устанавливает
объем полномочий сторон, - их взаимные
права и обязанности, юридическую ответственность
за неисполнение обязанностей или нарушение
прав.
Непосредственным объектом
административных правоотношений является
волевое поведение человека, его деяния.
Нормами административного
права точно определяется, между какими
субъектами должны возникать правоотношения,
каковы будут права и обязанности сторон.
Так, отношения граждан, связанные с призывом
на военную службу, получением прав на
управление транспортными средствами,
возникают при заранее определенных обстоятельствах,
с определенными органами исполнительной
власти, при этом права и обязанности сторон
четко закреплены юридическими нормами.
В определенные сроки, по определенной
форме, определенным адресатам организации,
к примеру, должны направлять статистические
данные, отчеты, справки.
Существующие в административно-правовых
отношениях права и интересы могут защищаться
в судебном порядке, но такие случаи не
являются доминирующими. В основном же
права участников таких отношений, споры
между ними решаются в административном
порядке: субъектом управления, который
был (является) стороной административного
правоотношения, вышестоящим или иным
органом исполнительной власти. Субъекты
исполнительной власти наделены правом
решать, а другие участники отношений
имеют право обжаловать такие решения.