Особенность административной ответственности должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является получение необходимых знаний об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц в Российской Федерации.
2. Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
3. Предложить собственные пути выхода, решения найденных правовых пробелов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
Понятие и виды административной ответственности…………….
Сущность административной ответственности……………..
Основание административной ответственности…………….
Административные правонарушения……………………………….
Понятия и признаки административного права………………
Проблемы разграничения уголовного и административной ответственности за правонарушение…………………………
Административная ответственность должностных лиц………….
Должностное лицо как субъект административного права……….
Заключение…………………………………………………………….....
Список использованной литературы………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

министерство  сельского хозяйства

российскойфедерации

ФГБОУ ВПО  «Воронежский государственны аграрный университет имени императора петра  I»

 

 

 

Кафедра права и правоохранительной деятельности

 

 

 

 

 

 

Курсовая робота

по дисциплине административное право

на тему: «Особенность административной ответственности должностных лиц».

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила: студентка БФн 3-6

                       Сафонова А.М.

Проверила: ст..преодаватель

                  Хатунцева А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012г.

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………….

  1. Понятие и виды административной ответственности…………….

    1. Сущность административной ответственности……………..
    2. Основание административной ответственности…………….
  1. Административные правонарушения……………………………….
    1. Понятия и признаки административного права………………
    2. Проблемы разграничения уголовного и административной ответственности за правонарушение…………………………
  2. Административная ответственность должностных лиц………….
  3. Должностное лицо как субъект административного права……….

Заключение…………………………………………………………….....

Список  использованной литературы………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Нет такого общества или  государства, которые бы не были заинтересованы в успешном управлении своими социальными  делами. Именно социальные дела отражают общий интерес и потребности  общества, государства и граждан  к самосохранению и обеспечению  жизнедеятельности. Для решения  этих целей необходимо организовать, упорядочить и постоянно регулировать поведение людей, деятельность государственных  органов, должностных лиц, социальных институтов, а также поддерживать общественный порядок.

Если говорить об актуальности выбранной мною тематики, то можно  отметить следующее. На мой взгляд, сегодня далеко не новы такие понятия  как взяточничество и коррупция, нарушающие государственные интересы не только в области экономики, но и других сферах жизни. Нерадивый  чиновник, принимая то, или иное решение, иной раз даже не предполагает какие  могут наступить последствия. Да, они часто не касаются области  уголовного права, следовательно, и  не влекут жесточайшего, на мой взгляд, уголовного наказания, что часто  дает правонарушителю лишний повод  расслабиться, и преступить закон. Но интересы государства должны отстаиваться на всех уровнях, и во всех отраслях российского законодательства, и  особенно в административном. Проблематика ответственности должностных лиц  долгое время назревала, пока не достигла высочайших пределов на современном  этапе.

Данная курсовая работа посвящена  одному из насущных вопросов современности, касающихся административного управления - административной ответственности  должностных лиц. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на подпункты, и заключения.

Целью данной курсовой работы является получение необходимых  знаний об исполнительной власти и  механизме правового регулирования  отношений в обществе, которые  складываются в процессе организации  и деятельности исполнительной власти.

При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц в Российской Федерации.

2. Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.

3. Предложить собственные  пути выхода, решения найденных  правовых пробелов.

 

 

1.  Понятие и виды административной ответственности

Административная ответственность  – особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения  и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.)

Административной ответственности  присущи все признаки юридической  ответственности. Она регулируется  нормами права, состоит в официальном  осуждении за правонарушение лица и  применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными  на то субъектами власти.

Административная ответственность  характеризуется следующими признаками::

  1. она урегулирована нормами административного права, содержащимися в Федеральных законах и законах субъектов РФ;
  2. основанием ее применения является административное правонарушение;
  3. она состоит в применении к виновным административных наказаний;
  4. к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также  юридические;
  5. она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти;
  6. порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая  ответственность имеет три основания:

нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам)

Наличие нормы, устанавливающей  ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная  и фактическая предпосылки юридической  ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят  виновных и т.д.

Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после  вступления его в силу наступает  реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо чтобы  были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая  обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое  основание- правонарушение. При наличии  нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом  порядке вправе назначить наказание  за административное правонарушение путем  вынесения постановления (решения).

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушением  постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция  стала проявляться еще более  активно. Возросло фактическое использование  многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут  быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная  ответственность  стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим  лицам.

    Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная – кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (встать на учет, выполнить предписание и т.п.),важна  также цель административной ответственности – стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.3Под составом административного правонарушения следует понимать, установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии  которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного  правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Если хотя бы один из четырех  указанных выше признаков состава  отсутствует, то деяние не может быть призванным проступком или преступлением.

Объектом правонарушения являются  те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок  управления, собственность, принципы и  правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

Объективная сторона проступка - это деяние, выражающееся в нарушении  установленных административно-правовыми  нормами правил.

Наличие объективной стороны  административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимости от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

Содержание  объективной  стороны может включить характер действия или бездействия:

неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений;

повторность – совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;

длящееся правонарушение – деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенного на виновного законом под угрозой административной ответственности. Оно является единым независимо от продолжительности.

Субъектами административного  правонарушения являются вменяемые, достигшие  определенного возраста физические лица, и лица, обладающие специальным  административно-правовым статусом, например водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

 Существует два вида  субъектов административного правонарушения:

Индивидуальный - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных функций.

Коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, правоохранительное и т.д.

Существует два вида признаков  субъекта административного правонарушения:

Общие – признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности – вменяемость и достижение на момент совершения, 16-летнего возраста;

Специальные – признаки, отражающие особенности труда, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо находившееся под административным надзором,  ранее привлекавшееся к административной ответственности; иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане или военнослужащие.

Согласно ч.4 ст.2  Кодекса  об административных правонарушениях  «Административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей»2

Субъективная  сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Умысел – умышленное деяние. Лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния,

предвидело его вредные  последствия и желало их или сознательно  допускало наступление этих последствий.

Неосторожность – административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло, было их предвидеть.

Различают две формы неосторожной вины:

Легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить;

Небрежность – не предвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует  отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. С невиновным причинением вреда  иногда приходится встречаться при  рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте. При  совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены  с реальными вредными последствиями  от каждого такого деяния. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. Но всякое административное правонарушение несет вред уже в  том смысле, что нарушает установленный  государственный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.4

Информация о работе Особенность административной ответственности должностных лиц