Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:36, курсовая работа
Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:
1. Понятие законодательного процесса
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой
4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие законодательного процесса…………………………………4
Глава 2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение......8
Глава 3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой. …………………………………………………………………………....11
Глава 4.Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой. ……………………………………………………….17 Глава 5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии. .……………….23
Глава 6. Президент РФ в законодательном процессе……………………….. 25 Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра теории и истории государства и права МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Курсовая работа
Научный руководитель:__________
Оценка _______________________
« » ______________________2012г.
Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………
Глава 1. Понятие законодательного процесса…………………………………4
Глава 2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение......8
Глава 3. Рассмотрение законопроектов
и принятие законов Государственной Думой.
…………………………………………………………………………..
Глава 4.Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой. ……………………………………………………….17 Глава 5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии. .……………….23
Глава 6. Президент РФ в законодательном
процессе……………………….. 25 Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).
Процесс принятия новых
законов в Российской
На взгляд Исакова В., всю проблематику подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметных сферы:
- проблемы политического характера, законодательной политики;
- проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;
- проблемы языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации, систематизации - все то, что обобщенно называют "проблемами юридической техники".
Целью данной работы
является исследования именно
сущности и содержание
Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:
1. Понятие законодательного процесса
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
3. Рассмотрение
законопроектов и принятие
4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
5. Рассмотрение
законов в согласительной
6. Президент РФ в законодательном процессе.
Глава 1. Понятие законодательного процесса.
Принятие закона состоит
из нескольких последовательно
следующих одна за другой
Нарушение конституционного
порядка прохождения
С общепринятой точки зрения Конституция РФ содержит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.
Конституционный Суд РФ в одном из своих решений внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.
В Российской Федерации
законодательный процесс
— законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,
— рассмотрение
законопроектов и принятие
— рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
— рассмотрение
законов в согласительной
— повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
— повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,
—
повторное рассмотрение
—
подписание и обнародование
Разумеется, некоторые
из этих стадий являются
Так, повторное рассмотрение
закона в Государственной Думе
возможно только в случае
В последнее время
Федеральное Собрание
Вместе с тем коренные
изменения, происходящие в обществе,
предъявляют повышенные
Требования к законодательной технике своеобразно сформулировал еще Петр I: "Все прожекты зело исправны должны быть, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю - в назидание потомкам". Надо думать, подобные меры возымели бы свое действие и на нынешних чиновников, занимающихся правотворчеством.
Анализируя качество
принятых за последнее время
федеральных законов, В.В. Путин в
ежегодном Послании Президента
Российской Федерации к
А.С. Пиголкин определяет
законодательную технику как
систему "основанных на практике
правотворчества и
Глава 2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.
В каждом государстве
желание внести законопроект
в парламент присуще многим
органам, организациям и должностным
лицам, но если бы все они
осуществили свое желание, то
работа законодательного
Право законодательной
инициативы - это возможность вносить
в законодательный орган
Внесение законопроекта
в парламент, порождающее обязанность
парламента начать
Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции
РФ правом законодательной
В прежних, советских
конституциях право
Законопроекты согласно
Конституции РФ вносятся
Право законодательной
инициативы осуществляется в
форме внесения в
Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе текста законопроекта; обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др. В представленных материалах указываются фамилии депутатов Государственной Думы, являющихся инициаторами разработки законопроекта, государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации, а также отдельные лица, принимавшие участие в их подготовке. В текст внесенного законопроекта должны быть включены положения о сроках и порядке вступления закона в силу, об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона, предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие с вновь принятым законом их правовых актов.