Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:14, реферат
Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок. Среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17. Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.
Введение 3
1. Общее представление Калининградской области. 5
1.1. Калининградская область – Особая экономическая зона 5
1.2. Трудовые ресурсы Калининградской области 7
1.3. Промышленность Калининградской области 9
1.4. Туризм в Калининградской области 11
2.Преобразование экономики Калининградской области. 15
2.1.Инвестиции в экономику Калининградской области 15
2.2. Перспективы развития экономики Калининградской области 17
2.3. Привлечение инвестиций в Калининградскую область 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Содержание
Введение
Калининградская область – одна из самых своеобразных в Российской Федерации и по ее географическому положению , и по особенностям природы.
Калининградская область – российский эксклав на Балтийском море. На севере и востоке она граничит с Литвой, на юге – с Польшей. На западе расположено 140-километровое морское побережье.
Географическое положение
Для небольшого по площади территории региона (15,1 тыс. км2, включая 1,8 тыс. км2 акватории морских заливов) природные условия и ресурсы его весьма разнообразны.
Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок. Среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17. Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.
Почти вся территория области покрыта осушительными мелиоративными каналами. Около тысячи квадратных километров занимают расположенные ниже уровня моря польдерные земли. Они ограждены от затопления дамбами общей протяженностью 700 км; для откачки воды действуют насосные станции.
Крупнейшие внутренние водоемы – пресноводный Куршский залив и слабосоленый Калининградский (относящаяся к области часть Вислинского залива). Они имеют немаловажное рыбопромысловое значение. Добываются лещ, судак, салака, угорь. Самые большие реки области – Неман и Преголя. Они соединены каналами в единую водную систему.
Лесные ресурсы незначительны. Смешанные и широколиственные леса занимают всего 18% территории, при этом 40% лесов – искусственного происхождения. Леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение. С целью сохранения уникальной растительности дюнных ландшафтов и их животного мира создан национальный парк «Куршская коса».
Область обладает 90% мировых запасов полудрагоценного камня – янтаря. Прогнозные ресурсы расположенного на Калининградском полуострове месторождения составляют 300 тыс. т (при максимально достигавшемся годовом уровне добычи 700 т; сейчас добывается 300-400 т янтаря в год). Разведанные запасы нефти – около 16 млн. т, из них более половины – на шельфе. Добыча сейчас не превышает 1 млн. т в год; определенные перспективы роста нефтедобычи связаны с освоением морских месторождений. До 3 млрд. т составляют запасы торфа; он добывается для нужд сельского хозяйства. Разрабатываются месторождения строительных материалов, минеральных вод; для нужд приморских курортов Светлогорска и Зеленоградска добываются лечебные грязи. Имеются проекты освоения больших ресурсов каменной соли, разработки небольшого месторождения бурого угля (пригодного для получения горного воска).
Цель данной работы понять, почему при внешне благоприятных условиях в Калининградской области экономика остается на крайне низком уровне.
Сущность современной региональной стратегии, реализуемой областной администрацией, заключается в создании на территории области особой (свободной) экономической зоны. Эта идея была развита под руководством профессора Ю.С. Маточкина в 1990 г. в виде концепции зоны свободного предпринимательства. Концепция стала реализовываться после объявления Верховным Советом РСФСР 14 июля 1990 г. области (наряду с пятью другими российскими регионами) такой зоной. 3 июля 1991 г. было издано распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР «О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области», а 25 сентября 1991 г. – Постановление Совета Министров РСФСР № 497 об утверждении Положения о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»). Сейчас функционирование зоны регулируется федеральным законом «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В его подготовке, наряду с администрацией области, активно участвовали депутаты Калининградской областной Думы и депутат Государственной Думы Российской Федерации кандидат экономических наук В.П. Никитин.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе. Главная ее особенность, непосредственно установленная самим законом, - режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за ее пределы тоже беспошлинно.
Другие важные привилегии
ОЭЗ законом только
Однако в российском налоговом законодательстве ничего не говорится об особых зонах, и ОЭЗ может рассчитывать только на обычные для всех регионов льготы. Правда, администрация области имеет дополнительные доводы при обосновании тех или иных льгот на правительственном или региональном уровне, ссылаясь на режим ОЭЗ. Кроме того, льготы могут предоставляться региональными властями в части платежей в областной бюджет, и они действительно предоставлены. Однако касаются эти льготы только инвестиций в производство, к тому же достаточно крупных.
Согласно закону управление ОЭЗ осуществляется областными
органами власти. Функции администрации
ОЭЗ выполняется администрация Калининградской
области. Это означает некоторое усиление
самостоятельности области в принятии
экономических решений. Администрация
области должна координировать привлечение
российских и иностранных инвестиций,
стимулировать предпринимательскую деятельность.
Она вправе заключать договора с инвесторами
и предпринимателями о реализации инвестиционных
проектов, об аренде областного имущества
(в том числе недвижимости). Область может
заключать соглашения с административно-
Области предоставлено
право устанавливать
Несмотря на некоторую непоследовательность и неопределенность, закон об ОЭЗ в Калининградской области все же играет важную стимулирующую роль для регионального развития.
Демографическая ситуация в области, как и в других российских областях, неблагоприятная. В 1990-е годы резко снизилась рождаемость, повысилась смертность, наблюдается естественная убыль населения. Но население области возрастает, так как приток мигрантов значительно больше оттока населения. Ежегодное положительное сальдо миграции составляет 10-15 тыс. человек, и население области увеличивается на 6-7 тыс. человек в год. Значительную часть приезжающих на жительство составляют беженцы и вынужденные переселенцы – их зарегистрировано около 10 тыс. человек. Это русские из бывших союзных республик, в том числе из соседней Прибалтики, немцы из Казахстана и Средней Азии, армяне из Азербайджана, азербайджанцы.
В результате миграций происходят некоторые изменения национальной структуры населения. Доля русских среди жителей области остается довольно стабильной и составляет уже в течение двух десятилетий около 78%, уменьшается доля белорусов, литовцев, евреев, возрастает – украинцев, азербайджанцев, и, особенно, армян и немцев. Сейчас удельный вес белорусов составляет 8%, украинцев – более 7%. Среди остальных 7% наиболее многочисленны литовцы (2%), на представителей каждой из остальных национальностей приходится менее 1% (это, в порядке убывания численности, армяне, немцы, поляки, татары, мордва, евреи, чуваши, азербайджанцы и др.).
Что касается немецкого населения, то к началу 1950-х годов оно было выселено почти полностью; осталось только несколько сот человек (преимущественно немок, вышедших замуж за русских). С конца 1980-х годов начался приток мигрантов из других регионов СССР. В начале 1990-х годов некоторые активисты немецкой общины в Советском Союзе (а потом и в Российской Федерации), политики и публицисты в Германии ставили вопрос об образовании на территории Калининградской области автономной немецкой республики с переселением сюда до 200 тыс. и более «советских» немцев. Этот вопрос был решен отрицательно, но индивидуальному переселению не чинятся препятствия. Сейчас численность проживающих в области немцев составляет около 7 тыс. человек. Часть приезжающих затем переселяются а ФРГ (в 1997 году – около 700 человек). Продолжается отток евреев в США и Израиль (около 200 человек в 1997 году), притом, что их численность в области за последние 20 лет снизилась в 1,5 раза и не превышает сейчас 3 тыс. человек (0,3% населения).
Калининградская область плотно заселена и высоко урбанизирована. Плотность населения составляет 63 человека на квадратный километр. Это в 7 с лишним раз больше, чем в среднем по стране и больше, чем в соседней Литве, наиболее плотно заселенной из Прибалтийских республик. Наиболее заселена западная, приморская часть области. Почти всю ее занимает агломерация, сформировавшаяся вокруг областного центра с населением около 600 тыс. человек. Меньше плотность населения периферийных северных и восточных районов.
Городское население составляет 78%. Кроме Калининграда, остальные 21 город и 5 поселков городского типа невелики по размерам. Большинство из них не достигают даже установленного в Российской Федерации для городов ценза в 12 тыс. жителей. По 40-50 тыс. («полусредние города») насчитывают Советск (до 1946 года – Тильзит, известный в истории по Тильзитскому миру 1807 г.) и Черняховск. По 20-35 тыс. – Балтийск, главная база Балтийского флота, Гусев и новый, образованный в советское время город – Светлый. Свыше 12 тыс. жителей имеют также Неман и Гвардейск.
В сельском расселении преобладают небольшие поселки со средним числом жителей 150 человек. Развитие поселков облегчено густой транспортной сетью и близостью городов. В последние годы вследствие притока в область мигрантов численность сельского населения возрастает.
Трудовые ресурсы области – важный фактор ее развития. Благодаря более благоприятной возрастной структуре населения с меньшей долей старших возрастов (в связи с недавним заселением области), а также притоку более молодого населения извне, в ближайшие время, в ближайшие годы ожидается дальнейший рост числа лиц трудоспособного возраста. Развитая сеть учреждений подготовки и переподготовки кадров предопределяет достаточно высокий уровень квалификации работников. Как и в других переселенческих районах, население области мобильно не только в территориальном, но и социальном плане, легче приспосабливается к рыночным условиям. Этому способствует и близость зарубежных стран, возможность ознакомления с их опытом (но только до введения визового режима въезда в страны Прибалтики). Поэтому в Калининградской области быстрее, чем в большинстве других российских регионов, развивается предпринимательство, формируются рыночные структуры.
В промышленности большинство прежних крупных предприятий еще формально существуют, но многие из них почти не производят продукции. Тяжелое положение сложилось на большинстве машиностроительных предприятий, особенно на предприятиях, принадлежащих оборонному комплексу. Среди них судостроительный завод «Янтарь», относящийся к электронной промышленности «Кварц». На них работало по 5-10 тыс. человек. Сложное оборудование выпускали предприятия «Система» и «Факел» с числом работников 2-5 тыс. человек. Теперь численность занятых на этих заводах сократилось в несколько раз, так как государственное финансирование оборонных заказов резко сократилось, а для освоения гражданской продукции требуются инвестиции, которые также отсутствуют. Коммерческие банки, призванный финансировать с помощью кредитов деятельность предприятий, до финансового кризиса 17 августа 1998 года чаще занимались скупкой государственных ценных бумаг. К тому же освоение выпуска товаров народного потребления усложнено жесткой конкуренцией на их рынке со стороны крупных монополий индустриально развитых стран. Так, попытки наладить на заводе «Кварц» совместно с зарубежными фирмами сборку компьютеров не привели к успеху.
Таким образом, ключевые
вопросы для большинства
В сложном положении оказались целлюлозно-бумажные заводы, два из которых находятся в Калининграде, по одному в Советске и Немане, а также Знаменская бумажная фабрика. При удаленности сырьевой базы отрасль может успешно развиваться только при ориентации на экспорт (и раньше треть калининградской целлюлозы продавалась за рубеж). На некоторых предприятиях («Цепрусс» в Калининграде, Неманский ЦБЗ) с помощью зарубежных инвесторов, владеющих контрольным пакетом акций, осуществляется технологическое переоснащение производства. Но объемы выпуска целлюлозы нестабильны. Здесь отчасти сказывается удаленность сырьевой базы, имеющей собственных потребителей древесины на Севере и Северо-Западе России. Ставится вопрос об использовании в качестве сырья древесины лиственных пород из более близко расположенной Белоруссии. Однако для освоения новых технологий требуются крупные инвестиции.