Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:18, реферат
Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.
Введение 2
Преступления против мира. 5
Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. 12
Преступления против человечества. 18
Заключение 21
Литература 23
Введение 2
Преступления против мира. 5
Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. 12
Преступления против человечества. 18
Заключение 21
Литература 23
Введение
Глава
34 УК «Преступления против мира и
безопасности человечества» впервые
включена в уголовное законодательство
России. Необходимость в этом вытекает
из тяжкого опыта человечества,
столкнувшегося с такими международными
преступлениями, которые - например,
крупномасштабные агрессивные войны,
геноцид, экоцид и т.д. - ставили под
угрозу само его существование или
по крайней мере существование наций
(народов). Напоминанием об этом явился
Устав Нюрнбергского трибунала,
Этот
Устав, как и Устав Токийского
трибунала, документы ООН, принятые
в конце второй мировой войны
и в первые послевоенные годы с
активным участием СССР, дали толчок созданию
разветвленной системы международно-правовых
договоров, призванных противодействовать
новым агрессивным войнам, уничтожению
населения и природы, другим международным
преступлениям. Включение данной главы
в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции
РФ, предусматривающей, что общепризнанные
положения международного права, международно-правовые
договоры РФ являются частью внутреннего
права. Это, конечно не означает необходимость
дословной их ретрансляции, но смысл
должен быть воспроизведен во внутреннем
законодательстве, с учетом отечественной
традиции законодательной техники.
Внутреннее законодательство может
также расширить объем
Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы является то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78 УК).
Необходимо
отметить большой вклад отечественных
ученых в разработку концепции уголовной
ответственности за преступления против
мира и безопасности человечества (международные
преступления) и их классификацию.
В том числе в период выработки
международных соглашений о законах
и обычаях войны и
В
настоящее время, когда еще не
завершена кодификация
Конечно,
разграничение названных групп
преступлений не носит абсолютного
характера в международной
Преступления против мира.
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает, вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий.
Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов -агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, как вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН2. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государства. Предполагается, что оценку действий государства как развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов. Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.
Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества. Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких государств.
Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил, выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной организации для миротворческих действий.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК, четко определена в ней.
Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей, расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций, перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и технических средств; разработка планов управления оккупированными территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов, отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны. Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого.
Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны состава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и ее планирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качестве самостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, а реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности, прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке сопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д.
Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст. 353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение агрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории или масштабном применении иного оружия, военном вторжении, оккупации всей или части страны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и боевые действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора, уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о взаимопомощи) если они предпринимают военные операции, вопреки условиям соглашения.
Рассматриваемое деяние является длящемся: составы. охватываемые ст. 353 УК, в принципе носят формальный характер, но фактически всегда налицо особо тяжкие последствия или их реальная угроза. Субъективная сторона составов ст. 353 УК предполагает для подготовки, развязывания и ведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен и косвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действий виновного-Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте ст. 353 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления соответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят и разработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями), ведущими агрессивную войну. Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает, так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомо незаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то они отвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления и преступления против человечества.
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК). Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки агрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовки войны связано, по видимому со спецификой объективной стороны и субъекта деяния.
Основной
состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает
обращение в любой форме (устной,
письменной, графической и т.д.) к
достаточно значительной аудитории (на
митинге, собрании, в общественном месте,
где находится много людей
и т.д.) для того, чтобы убедить
ее в необходимости начать агрессивную
войну для разрешения возникшего
или прогнозируемого
Но, говоря об объективной стороне деяния, подчеркнем, что призыв должен быть конкретизирован: указывать на конкретную страну и формировать у аудитории из нее "образ врага". Абстрактно-ностальгические рассуждения типа "хорошо бы вымыть сапоги в Индийском океане" преступления в смысле ст. 354 УК не образуют. Важно также установить в конкретном случае пределы возможностей лица, выступающего с призывами, реально воздействовать на общественное мнение значительной группы населения. Конечно, используемое нами понятие носит оценочный характер, но без его использования. исходя из условий места, времени и т.д. нельзя придти к обоснованному выводу о реальности 'воздействия призывов, а следовательно и об общественной опасности действий лица (лиц). Должна учитываться грань между брюзжанием в бытовой среде и целенаправленной масштабной деятельностью по навязыванию населению убеждения В необходимости агрессивной войны.