Социальные программы предприятий и источники их финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:18, реферат

Краткое описание

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, которые используются, как для финансирования отдельных социальных потребностей общественного значения, так и для финансирования отдельных региональных и ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Фонды различаются по правовому положению и целям создания. В свою очередь их правовое различие делит их на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей; вторые – в распоряжении органов местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Функции и задачи социальных фондов предприятий…………………....4
2. Социальные программы предприятий и источники их финансирования…………………………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

социальные фонды реферат (с сайта).docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Функции и задачи социальных фондов предприятий…………………....4

2. Социальные программы предприятий и источники их финансирования…………………………………………………………………...7

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………..…..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы, связанные с социальным обеспечением всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Необходимость решений жизненно важных для общества задач социального и экономического характера, было связано с появлением системы внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды выступают  в качестве стабильного, прогнозируемого  на длительный период источника денежных средств, которые используются, как  для финансирования отдельных социальных потребностей общественного значения, так и для финансирования отдельных  региональных и ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания. В свою очередь их правовое различие делит их на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей; вторые – в распоряжении органов местного самоуправления.

Особое значение среди  государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды (фонды социального назначения), которые аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного  обеспечения, поддержки в сфере  занятости, оказания бесплатной медицинской  помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска  по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Актуальность данной темы связано с тем, что реализация социальных программ с помощью социальных фондов ведет к совершенствованию социально-трудовых отношений и расширению финансовой основы социальной защиты на предприятиях.

 

  1. Функции и задачи социальных фондов предприятий

 

Социальные фонды предприятий выполняют важные функции – выступают стимулирующим фактором повышения производительности труда и трудовой мотивацией повышения эффективности общественного производства. Их размеры зависят от производственно-финансовых результатов работы предприятий: объема полученной прибыли и пропорций ее распределения. (рис. 1) Фонды позволяют активно задействовать человеческий фактор, формировать здоровую базу для социально-партнерских отношений на производстве.

Рисунок 1 – Социальные фонды: функции и факторы

 

В мировой экономической  теории и практике существуют две концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм, обусловленные различными ценностными подходами к общественной значимости фирм (рис. 2).

Концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности  фирм



 

 

 

Реализация фирмой исключительно  экономических целей и сведение социальной ответственности работодателя к максимизации оплаты труда работников



 

 

 

 

Работодатель несет социальную ответственность перед своими работниками  и обществом, добивается динамического  равновесия между экономическими и  социальными интересами и задачами современной организации



 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Концепции  социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм

 

1. Согласно одной из  этих концепций, фирма реализует  только экономические цели и  ее социальная ответственность  сводится к максимализации оплаты  труда работников. Выполняя эту  функцию, бизнес обеспечивает  занятость работников, а также дивиденды для акционеров.

Активный сторонник этой концепции – один из основателей  монетаризма Милтон Фридмен, считающий, что истинная роль бизнеса состоит в использовании его потенциала и ресурсов и деятельности, направленной на извлечение прибыли при условии, что бизнес придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, «не прибегая к мошенничеству и обману».

2. Согласно другой концепции,  бизнес не должен ограничиваться экономическими целями, он обязан учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия предпринимательской деятельности на работников, потребителей и местное сообщество, а также содействовать решению общегосударственных социальных задач. Согласно этой точке зрения, бизнес несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом. Он призван добиваться динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации. Эта концепция соответствует требованиям цивилизованного рынка, социально-ориентированной модели рыночной экономики.

Традиционно сложившаяся  в нашей стране организационная  модель функционирования предприятий  в части решения социальных задач имеет много общих черт с современной мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает наличие объективных предпосылок эффективного роста национальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. Экономический, а точнее, системный кризис, который переживает Россия, со всей остротой поставил проблему элементарной выживаемости самих предприятий и сделал злободневным вопрос о судьбе объектов социального назначения, находящихся на балансе этих предприятий, а также разработки социальных программ на макроуровне.

Проще было бы предприятиям прекратить финансирование содержания своей социально-культурной инфраструктуры, в лучшем случае передать на баланс органов местного самоуправления, а в худшем случае приватизировать и перепрофилировать, освободив тем самым производственную деятельность от груза социальных обязательств и ориентировать ее исключительно на максимизацию прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные программы предприятий и источники их финансирования

 

Социальная политика предприятия  включает в себя программы и мероприятия, направленные на решение наиболее актуальных задач социального развития коллектива, улучшение условий труда, обеспечения  социальной защиты работников, организацию  их отдыха и медицинского обслуживания.

Программа – это разрабатываемый  и реализуемый комплекс задач  и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.

Основа социальной программы  – это создание предпосылок, при  которых каждый человек способен своим трудом, энергией, инициативой  и талантом обеспечивать достойные  условия жизни для себя и своей семьи. Правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, служит коллективный договор. Его действие распространяется на всех работников предприятия. Данный договор заключается между работодателем и работниками на добровольной и равноправной основе.

Решение будущей судьбы и  перспектив развития социально-культурной сферы и социальных программ предприятия требует поиска оптимального равновесия между текущими и перспективными задачами управления производством с учетом российских традиций социальной мотивации труда (рис.3).

С точки зрения стратегического  курса экономической реформы  – построение эффективно функционирующей  рыночной экономики цивилизованного, социально-ориентированного типа с  позиции стратегии скорейшего достижения Россией уровня высокоразвитых стран  сложившаяся развитая социальная инфраструктура предприятий нуждается не в отказе от нее и не в разрушении, а  в структурной перестройке, с  тем, чтобы более активно задействовать  систему социальной мотивации к  труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом целесообразно не развивать такие объекты социальной инфраструктуры, как жилищно-коммунальные службы, организации по бытовому обслуживанию, которые сдерживают мобильность работников и гибкость рынка труда.

 

 

 

Социальные программы  предприятий



 

Формы фиксации


Коллективные договоры

Тарифные соглашения

Сметы образования и использования  социальных фондов предприятий


 

 

 

 

 

Содержание


Формы, системы, размер оплаты труда

Установление надбавок работникам

Доплата за работу во вредных и  тяжелых условиях труда

Трудоустройство

Строительство жилья

Услуги социально-культурного назначения

Социальные льготы пенсионерам, семьям с детьми

Медицинское обслуживание, физическая культура

Личное страхование

Денежные субсидии

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координация действий


В рамках социального партнерства  на местном, региональном и федеральном  уровнях

Отраслевые профсоюзы

Общественные  организации


 


 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Социальные программы  предприятий

 

Отсутствие финансовых средств  на текущее потребление, выплату  заработной платы работников в связи  с кризисом платежей и несвоевременностью выполнения государством своих финансовых обязательств перед предприятиями ставят их в такое положение, когда они не имеют экономических возможностей дольше содержать свою социальную сферу и вынуждены ее сворачивать, а в некоторых случаях — полностью от нее отказываться. Это разрушает основы социально трудовой стабильности на предприятии и подрывает механизм социально-мотивационного управления (коллективистскую психологию и эгалитарный менталитет, доверительно-партнерские отношения в трудовом коллективе).

Полный отказ предприятий  от своей социальной сферы ослабляет социальную мотивацию работника к труду и социальную защиту коллектива в условиях рынка, а также создает трудности для формирования кадровых работников.

С другой стороны, недопустим и другой крайний подход к решению  проблем инфраструктуры предприятий, который состоит в переводе всех объектов социального назначения, финансируемых из бюджета, на коммерческие условия хозяйствования с учетом региональных особенностей формирования рынка услуг. Однако полная коммерциализация и приватизация объектов социального назначения привели бы к потере налоговых льгот, предоставляемых социальной сфере и ориентировали бы при нынешних высоких рыночных ценах на ограниченный круг потребителей. Она сопровождалась бы массовой перепрофилирующей организацией социально-культурного назначения. Опыт массовой коммерциализации услуг во многих штатах Америки в 80-х годах показал, что наименьший успех был достигнут в социальных услугах — оказание социальной помощи старикам и инвалидам, охрана здоровья детей, общественная безопасность и т.д., где невозможно измерить производственную техническую эффективность (результативность) и качество предоставления такого рода услуг.

Наиболее приемлемым в  современных условиях является такой подход, который занимал бы промежуточное положение между двумя вышеуказанными вариантами. Он предполагает взвешенную оценку на предприятии всех факторов при принятии решения по поводу судьбы конкретного объекта социального назначения.

Практика хозяйствования последних лет показала, что по мере экономического выздоровления  предприятий они начинают уделять внимание социальной стороне жизни трудового коллектива. Рентабельно работающие предприятия создают сеть профилакториев, столовых, домов отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов и т.п. Особенность социального развития предприятий в новых условиях хозяйствования состоит в том, что центр тяжести переносится от представления социальной помощи работникам предприятий в натуральной форме к ее предоставлению в денежной форме путем разработки и реализации различного рода социальных программ. К ним в первую очередь можно отнести негосударственные пенсионные программы, программы подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программы поощрительного туризма с использованием средств фонда социального страхования предприятий, программы по улучшению условий труда и охраны здоровья.

Совершенствование социально-трудовых отношений на предприятии требует  укрепления правовой, организационной, а также расширения финансовой основы социальной защиты на уровне предприятий.

Итак, экономическая составляющая и социальная составляющая предприятия взаимосвязаны между собой. Чем лучше развита экономическая составляющая предприятия, тем лучше развивается социальная составляющая, и наоборот. Здесь действует «маятниковый эффект».

Информация о работе Социальные программы предприятий и источники их финансирования