Субъекты административного права: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:29, реферат

Краткое описание

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Так что же такое субъекты административного права? Рассмотрим поподробнее.

Содержание

Вступление………………………………………
1.Субъекты административного права: понятие и виды…………………….
2.Граждане как субъекты административного права………………………….
3.Государственные служащие как субъекты административного права…….
4.Общественные объединения как субъекты административного права………
5.Органы исполнительной власти как субъекты административного права…
Заключение……………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

реферат админ право.docx

— 30.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание.

Вступление………………………………………

1.Субъекты административного права:  понятие и виды…………………….

2.Граждане как субъекты административного  права………………………….

3.Государственные служащие как  субъекты административного права…….

4.Обществнные объединения как  субъекты административного права………

5.Органы исполнительной власти  как субъекты административного  права…

Заключение……………………………………………………..

Библиографический список…………………………………………………..

 

Вступление.

 

Административное  право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

В дореволюционной  России данная отрасль права именовалась  также полицейским правом. Как  отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу  наук о государстве и предметом  своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

Так что же такое субъекты административного  права? Рассмотрим поподробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Субъекты  административного права: понятие  и виды.

В административном праве нормы  реализуются гражданами, их объединениями , государственными органами и т.д. , которые и являются в этом случае субъектами административного права , носителями конкретных прав и обязанностей.

 Полномочия , которыми наделены  субъекты административного права  , имеют определенные особенности  по своему характеру , объему , формам выражения.

 Полномочия субъектов административного  права могут выражать право  гражданина на получение высшего  образования или занятия предпринимательской  деятельностью или только обязанности

, например , обязанность граждан  и организаций блюсти правила  общественного порядка , благоустройства  , являться в правоохранительные  органы по их вызову и т.д.  Есть полномочия , состоящие из  правообязанностей , например , право  обучаться в образовательном  учреждении и обязанность получить  там определяемый государством  обязательный минимум образования  . Полномочия , которыми наделен субъект  административного права , предоставляются  ему в одних случаях по его  желанию , например , гражданин обращается  с заявлением в государственный  орган , в другом случае - вопреки  его желанию , например , лицо при  привлечении его к административной  ответственности , наделяется обязанностями  исполнить меру административного  взыскания , имея при этом определенные  права и обязанности , в том  числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта  административного права образуют  его правовой статус.

 Правовой статус - категория  комплексная , отражающая взаимоотношения  личности и общества , гражданина  и государства , индивида и  коллектива.

 Правовой статус субъекта  административного права образуют  нормы общие для всех субъектов  , например , нормы о праве обращения  субъектов в государственные  и иные органы с заявлениями  , жалобами

, предложениями . Наряду с общими  нормами , правовой статус субъекта  административного права объединяет  значительное число норм , которые  реализуются только данным субъектом  , например , правила учреждения общественных  объединений , закрепленные в  законодательстве , адресованы только  этим субъектам административного  права . В зависимости от вида  и объема полномочий субъекты  административного права делятся  на группы и виды.

 Субъекты административного  права разделяются на две группы : физические лица и организации . В наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот , например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации .

 Физические лица , как субъекты  административного права , категория  родовая и охватывает четыре вида субъектов:

  • личность,
  • гражданин,
  • иностранный гражданин,
  • лицо без гражданства (апатрид).

За основу выделения этих видов  приняты степень связи лица с  данным государством и производный  от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации  один объем правового статуса, у  лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ , иной объем , у иностранного гражданина на территории РФ

- третий.

Организации как субъекты административного  права , так же должны быть разделены  на виды и группы.

Все организации делятся на государственные и не государственные .

Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством , базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти , исполнительной власти и другие ), государственные предприятия и учреждения ( образовательные , научные , учреждения культуры и другие ).

Не государственные организации не выполняют государственных задач и функций , хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются , профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан , кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям , форме собственности , территориальным масштабам деятельности .

 

 

2.Граждане  как субъекты административного  права.

Главной особенностью граждан как  участников административных правоотношений является то ,что оно выступают  в качестве частных лиц, то есть реализуют  свои личные общегражданские права  и обязанности в сфере исполнительной власти а не права государственных  или не государственных организациях их должностных лиц . Административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно - властными полномочиями , могут складываться в связи :

1.С реализацией гражданами принадлежащим  им по закону прав в сфере  исполнительной власти ;

2.С выполнением возложенных  на граждан обязанностей в  сфере исполнительной власти;

3.С нарушением гражданами своих  правовых обязанностей в этой  сфере;

4.С нарушением органами исполнительной  власти или их должностными  лицами прав и законных интересов  граждан.

Основные права и обязанности  граждан России в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей , закреплённых в

 Конституции РФ и конкретизированных  в законах и других правовых  актах .

 На пример ,граждане России имеют право обращаться лично ,а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления ( ст.33).

Каждый, кто законно находится  на территории России ,имеет право  свободно передвигаться , выбирать место  пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27).

 Также граждане имеют ещё  целый ряд прав и обязанностей ,которые закреплены в Конституции  РФ и других законодательных  актах.

 Административно- правовое положение  граждан может быть различным  .

 Оно определяется объемом  и характером их административной правосубъектности , которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти , то есть быть участником административных правоотношений , гражданин ,как и другие субъекты административного права , должен располагать административной правоспособностью .Под ней понимается фактическая , обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Ст. 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом , что гарантируется государством.

 

 Граждане обладают равным  объёмом административной правоспособности  в хозяйственной ,социальной, культурной  и административно - политической  сферах . Однако это правоспособность  может быть частично или временно  ограничена в случаях и в  порядке , определённых законодательством  .

 

 Административная правоспособность  является необходимым условием  административной дееспособности , под которой понимается способность  гражданина своими личными действиями  приобретать субъективные права  и выполнять возложенные на  него юридические обязанности  в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность  выступает как способность гражданина  реализовать соответствующую правоспособность.

 Административная дееспособность, возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности с 16 лет.

 Граждане, как правило , обладают  равной административной дееспособностью  , однако по состоянию здоровья  некоторые из них могут быть  признаны частично или полностью  не дееспособными и недиктоспособными.

 Дееспособные граждане могут  осуществлять субъективные права  и обязанности, вступив в конкретные  административные правоотношения  и быть стороной , обязанной выполнять  требования, исходящие от органов  исполнительной власти, или стороной ,реализующей принадлежащие ей  права. Конкретные административные  правоотношения возникают как  по собственной инициативе граждан,так  и в порядке одностороннего  волеизъявления другой стороны  , наделенной конкретными полномочиями.

Ст.18 Конституции определено, что  права и свободы человека и  граждане являются непосредственно  действующими. Однако на практике это  не всегда соблюдается .Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и  вынужденных переселенцев, факты  не своевременной выплаты заработной платы, издание незаконных нормативных  актов на различных уровнях управления; это ограничения с выбором  места жительства и прописки; превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема правового положения Российских граждан и русско-язычного населения  в некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в  законодательных актах прописываются  предусмотренные Конституцией обязанности  и ответственность государства  по обеспечению прав граждан, особенно в вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. Не изжиты рецидивы издания закрытых нормативных актов, касающихся прав и свобод. Принципиальные аспекты  гражданства регламентируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждённым Указом

 Президента РФ от 10 апреля 1992 года в редакции Указ Президента  РФ от

27.12.93 года.( Собрание актов Президента  и Правительства РФ 1994 год №4  ст.302).

 

3.Государственные  служащие как субъекты административного  права.

 Федеральным государственным  служащим является гражданин  Российской

 Федерации, исполняющий в  установленном законода-тельством  порядке обязанности на государственной  должности за денежное вознаграждение  за счёт федерального бюджета. 

 Федеральная государственная  должность - это учрежденная в  установленном порядке компетентным  органом первичная структурная  (организационная ) единица , отражающая  содержание и объём полномочий  занимающего ее лица, получающего  за свой труд денежное вознаграждение  за счёт федерального бюджета  .Исходя из этого, внутренняя  структура любого государственного  органа рассматривается как определённая  система различных по своему  характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности  , характеризующей официальное положение  и социальную правовую роль  служащего в государственном  органе , необходимо в первую очередь  для определения его дееспособности  как субъекта права.

Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов:

  • законности ;
  • обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости органов и должностных лиц , принятых в пределах их компетенции , для нижестоящих органов и должностных лиц;
  • подконтрольности и подотчетности органов и служащих; вне партийности государственной службы ;
  • равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
  • ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных ( служебных ) обязанностей ;
  • социальной защищённости государственных служащих ;
  • стабильности государственной службы.

 

 Необходимым условием реализации  государственно-служебных отношений  является определение не только  должностного положения каждого  государственного служащего, но  и других участников государственно-служебных  правоотношений - особенно конкретных  государственных органов и должностных  лиц , которым предоставлено право  осуществлять приём граждан на  государственную службу и перемещать  их по службе , а также установление  форм и методов решения этих  вопросов . Для нормального функционирования  государственной службы необходима  государственная кадровая политика - совокупность принципов и норм , которыми руководствуется государство  в своей деятельности по подготовке , подбору , расстановке и оценке  деятельности государственных служащих.

Информация о работе Субъекты административного права: понятие и виды