Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:57, курсовая работа
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность и содержание понятийного аппарата
в сфере управления в области образования……………………………………..….....6
Глава II. Правовой статус и специфика организации управления
высшим и послевузовским профессиональным образованием……………..……...15
Список использованной литературы……………………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет
Факультет права и экономической безопасности
Контрольная работа
по дисциплине: Административное право
на тему:
Управление в области образования
Санкт – Петербург
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Сущность и содержание понятийного аппарата
в сфере управления в области образования……………………………………..…..
Глава II. Правовой статус и специфика организации управления
высшим и послевузовским профессиональным образованием……………..……...15
Список
использованной литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Учитывая, что административное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований, в частности одной из областей деятельности административного права считается управление в сфере социально-культурного строительства остановимся на ней более подробно.
Как показывает анализ научной литературы, социально-культурное строительство - сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие заменания относительно характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство. Сам этот термин условен, хотя в течение длительного времени он использовался в конституциях и прочно укоренился в учебниках по административному праву.
По мнению специалистов в этой сфере деятельности, в связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеется пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли (области), являющиеся объектом правового регулирования и управления: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, печать, телерадиовещание и другие СМИ.
Представленная работа, посвящена кругу вопросов, связанных с анализом понятийного аппарата, видов, форм, а так же специфике управления в области образования.
В задачи исследования входило:
- рассмотрение понятийного аппарата сфере управления в области образования;
- исследование сущности и особенностей видов сферы управления в области образования;
- выявление правового статуса и специфики организации управления
высшим и послевузовским профессиональным образованием.
Для написания контрольной работы стала законодательная база по заданной теме, в частности "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1,ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ",ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 13.02.2009) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996),"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(действующая редакция) ,ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 13.02.2009) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996), а так же ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ".
Особый интерес для более детального изучения заданной темы представляет журнал "Вестник образования", поскольку он включает публикации нормативных и инструктивных актов, относящихся к сфере образования, а также регулярное информирование педагогической общественности о важнейших событиях в российской образовательной политике, о содержании и ходе модернизации образования. Основные материалы публикуются с комментариями министра образования и науки Российской Федерации и ведущих специалистов министерства, представителей Комитета по образованию и науке Государственной Думы, ЦК Профсоюза работников образования и науки. В новой рубрике журнала "Опыт регионов" представлены: интервью первых лиц региона (губернаторов, вице-губернаторов), статьи руководителей органов управления образованием, ректоров институтов повышения квалификации учителей, а также нормативные документы
В процессе написания данной работы были рассмотрены и изучены труды таких ученых как, д-р юрид. наук, проф Б. Н. Габричидзе, д-р юрид. наук, доц. А. Г. Чернявский, д-р юрид. наук, доц. А. Н. Ким-Кимэн, А.Е. Иваньков, Л.Л.Попов и др.
Глава I. Сущность и содержание понятийного аппарата в сфере управления в области образования
В данной главе представленной работы более подробно будут рассматриваться вопросы, связанные со спецификой понятийного аппарата в сфере управления в области образования, а так же сущностными процессами управления в этой сфере деятельности.
Правовые основы образования и его организации определены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах.
Статья 43. Конституции Российской Федерации устанавливает:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются
общедоступность и
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее
образование обязательно.
5. Российская Федерация
устанавливает федеральные
Как показывает анализ научной и специальной литературы, образование представляет собой сложный и целенаправленный процесс, который включает различные виды обучения (образования) и образовательных учреждений.
Итак, согласно Статья 12 ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" Образовательные учреждения определено, что
1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное
учреждение является
3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К ним относятся: общеобразовательные - начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; начальное профессиональное образование - профессиональные училища и центры, профессиональные лицеи -центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовьккомбинаты, учебно-производственные центры, технические школы и др.; среднее специальное образование - техникумы, училища, колледжи, техникумы-предприятия (учреждения); высшее специальное образование - университеты, академии, институты, колледжи.
Исходя из п.4. Статьи 11 ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ» Государственные и негосударственные образовательные организации, различают:
4. К образовательным
относятся учреждения
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5. Деятельность
государственных и
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) [ 2]
Важно подчеркнуть, что между этими образовательными учреждениями имеются существенные различия, определяемые уровнем и характером получаемого образования и установленные в типовых положениях об образовательных учреждениях.
Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. в редакции Федеральных законов от 12 июля 1995 г., от 16 ноября 1997 г., от 20 июля 2000 г.
В данной области
действуют и другие
профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации и т. д.
Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные и частные, т.е. негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.
Отметим так же, что образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальных (коррекционных) учебных заведений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др [6, 310].
Процесс развития организационно-правовых форм образования прошел за последние годы определенную эволюцию. Длительное время федеральными органами управления в этой области являлись Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.