Федеральные органы исполнительной власти как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 05:47, контрольная работа

Краткое описание

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..…3
Система и структура федеральных органов исполнительной власти ……………………………………………………............................4
Административно - правовой статус Правительства РФ…..….12
Административно-правовой статус федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств…………………….18
Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти..23
Заключение…………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»

Специальность  «Юриспруденция (уголовное право)»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право»

на тему: «Федеральные органы исполнительной власти как субъекты административного права».

 

 

 

 

Выполнил: студент ЗФ(УО ДОТ)

Группы  (гр. Ю(б)зу2в

Первого    года обучения

 

Проверил: Хадыкина Елена Викторовна

 

 

 

 

Хабаровск 20 14 г.

 

Содержание

         Введение…………………………………………………………….…..…3

  1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти ……………………………………………………............................4
  2. Административно - правовой статус Правительства РФ…..….12
  3. Административно-правовой статус федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств…………………….18
  4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти..23

Заключение…………………………………………………………27

Список литературы ……………………………………………….29

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.   Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

 

           В государстве, независимо от его формы и политического режима, возможность органов исполнительной власти исполнять свои функции и осуществлять компетенцию напрямую зависит от их организационно-правового статуса, объема полномочий, места в государственном управлении. В этой связи, проблема законодательного определения основных элементов правового статуса органов исполнительной власти, приобретает первоочередное значение в области административного права. Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Рассмотреть федеральные органы исполнительной власти как субъектов административного права.

  1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

      Содержание  исполнительной власти составляет  исполнительно-распорядительная деятельность  по непосредственному управлению  всеми общественно значимыми  сторонами жизни государства. Эта  деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только  на основе и во исполнение  законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные  действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных  ситуаций и требований законов, она может обязывать путем  одностороннего властного волеизъявления  к совершению определенных действий  и применять административное  принуждение. Отсюда исполнительная  власть - это власть, которая не  только исполняет законы, но и  распоряжается в пределах предоставленных  ей законом полномочий. Основными  формами этой исполнительно-распорядительной  деятельности являются:издание правовых актов управления; использование распорядительных и контрольных полномочий; заключение административных договоров;

проведение организационных мероприятий.

 

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает: органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.); корпус государственных служащих; юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;

право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения; право назначать; право осуществлять легитимное принуждение; право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно; право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности; право расходовать вверенные ресурсы; право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований); осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация); непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция); информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность. Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.

      Понятие и виды органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента: объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти; субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления; осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий; возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции; органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;

состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми; обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы: официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.); компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности; функции, цели и задачи деятельности; формы и методы деятельности; положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами; порядок образования, реорганизации и управления.

Внутренняя форма показывает:

устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности. К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.

С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой. Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.

      Органы  исполнительной власти весьма  разнообразны и отличаются друг  от друга по видам и сферам  деятельности, объему и характеру  компетенции и т.д. В учебной  литературе их принято классифицировать:

по основаниям образования: образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.); создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.); по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности: федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства); региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

по порядку образования: избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации); образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

по объему и характеру компетенции: органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты); органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.); органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

по организационно-правовой форме: правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.; по порядку принятия решений: единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы); коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.); по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти: основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю, государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.); вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти как субъекты административного права