Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 21:55, шпаргалка
Билет №1
1. Исполнительная власть и государственное управление.В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом
Билет №1
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. [Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти] Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти.
В законодательстве
и юридической литературе как очень близкие
используются понятия: исполнительная
власть, государственное
управление, государственная
администрация, административная
власть. Эти понятия связаны с властной
деятельностью, которая осуществляется
под руководством более высокой власти
(парламента, монарха и т.д.). Но их смысл
не совпадает полностью. Управление
– это деятельность, администрация
– основной субъект этой деятельности, власть
– главный способ
её (деятельности) осуществления.
Понятие «государственное управление»
прежде всего раскрывает содержание властной
деятельности, понятие «государственная
администрация» связано с её субъектом.
Понятия «административная власть» и
«исполнительная власть» не идентичны,
но оба соединяют субъектов, деятельность
и методы воздействия, часто под ними понимают
только власть. Все эти названия связаны
с понятием, которое включает в себя три
основных признака: управленческий (исполнительный,
административный) аппарат (совокупность
служащих, органов), выполняемую им деятельность
(управленческую, исполнительную, административную)
и используемую им при этом управленческую
(исполнительно-
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности.
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:
1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)
2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)
3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется в документе)
4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)
Билет №2
1. Предмет и метод административного права.
АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать – неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB., каждый день по дороге в институт переходя улицу в неположенном месте мы вступаем в А.П/о). Известно, что отрасли права определённым образом отличаются друг от друга.
В советское время право систематизировалось по предмету и методу, в то время как на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер (от римских юристов – на частное и публичное). В СССР отрицалась возможность подобного деления, т.к. отрицалась частная собственность и возможность конфликта между частным лицом и обществом Ю всё право считалось публичным. Сейчас нами оказался перенят западный способ деления права, и АП в соответствии с ним относится к публичному.
Следующая ступень деления права – уже внутри самой подсистемы публичного права на отрасли – по предмету и методу.
Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений. Ю Предмет АП: т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие отн-я.
Признаки управленческих отношений:
1) Управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных.
2) Управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе. [Управление оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы]
3) Наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления.
4) Управление может быть как внутрисистемным, так и внешнесистемным Ю различают (1) внутри- и (2) внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в управлении. [2) – основные отношения, т.к. любой субъект управления существует не для самосовершенствования, а для воздействия на другие элементы] В социальном управлении объект воздействия – поведение людей.
5) Властные полномочия субъекта управления. [В советской науке они считались необязательными, т.к. считалось, что к административным отношениям относятся также отношения между подвыпившим человеком, чинящим безобразия на коммунальной кухне, и законопослушным гражданином, имеющим право вынудить этого человека такого рода бесчинства прекратить (т.е. законопослушный гражданин, не имея власти над подвыпившим человеком по должности, всё же вынуждает его прекратить); однако на это можно возразить, что тот же самый подвыпивший человек при определённых обстоятельствах на одном из иностранных языков, обычно используемых на коммунальной кухне, может предложить законопослушному гражданину покинуть кухню Ю А.П/о должны всё-таки быть вертикальными. Хотя в определённых случаях они могут быть и горизонтальными, ZB.: президент своим указом поручает различным ведомствам заняться одной и той же проблемой (Полисинодизм – по М. А. Исаеву) ® тогда эти ведомства работают над ней на равных условиях; но даже при таких условиях для того, чтобы результаты этой их совместной работы были положительными, её необходимо опр. образом организовать и упорядочить, и организационные ф-и должно взять на себя определённое ведомство – обычно первое в общем их списке, – которое и осуществляет мягкое неформальное руководство]
6) Наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.
Однако при определении предмета АП мало просто сказать, что оно регулирует управленческую деятельность, как это было принято в советское t. Важно тж. учитывать:
1) Новую организацию власти в РФ.
2) Новые отношения государства и граждан (охраняемые приоритеты).
3) Новые экономические основы государства.
1) В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было органов власти – только органы управления. В РФ нет органов государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются управлением.
2) Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то сейчас, по крайней мере, продекларировано, что основной охраняемый приоритет – наши права, и гражданин даже вправе предъявить иск государству в случае ущемления его прав) Ю появилась новая группа отношений – отношения между государством и частным лицом и защита частных лиц от государства [Хотя для защиты этих отношений мало просто это продекларировать; важно установить институт защиты граждан от произвола публичной власти – от уровня этой защиты зависит, можно ли охарактеризовать это гос-во демократическим или нет Ю важно, чтобы законы исполнялись точно. В связи с этим возникает вопрос о регулировании другой сферы – сферы подготовки нормативных актов: без жёстких процедур принятия нормативных актов фавориты, ZB., президента могут подавать ему на подписание указы – а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя, – защищающие непосредственно их интересы, а не интересы народа, если даже последним они и не противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к народу. (И не по состоянию здоровья!))] – и именно эти отношения в развитых западных странах являются предметом АП.
3) Изменились экономические отношения, появились различные формы собственности. [В СССР все хозяйствующие субъекты находились в собственности государства, которое и регулировало создание предприятий, назначение их руководителей, определяло характер производства, поставщиков продукции, круг покупателей, цены. Сейчас предприятия выведены из-под такого контроля государства [результатом чего явилось снижение качества продукции – не выполняются стандарты и т. д.] Ю сфера управления значительно сокращена (за государством остались лишь функции контроля и т.д. – регистрация, лицензирование...) [хотя аппарат государства, наоборот, только вырос – в два раза по сравнению с СССР]. Те же тенденции и в социально-культурной сфере – нет больше цензуры (которая поддерживала нравственность [хотя и с идеологической окраской])
Т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера управления, поменялось содержание управления и появились новые правовые отношения. А, значит, определения предмета АП на сегодня нуждается в значительной корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом:
АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.
Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).
Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Они появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранить.
Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.
Главные признаки метода АП:
- юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным («начальник – подчиненный»), б) функциональным («инспектор – контролируемый»);
- юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;
- права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон;
- защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти, права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.
В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности
Общая компетенция
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления в сфере ВЭД
Закон “о гос.регулировании внешнеторговой деятельности” 1995 - механизмы
ФОИВ:
Билет №3
1. Система административного права.