Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
В курсовой работе изложены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации, проводится анализ прибыли от продаж, анализ рентабельности, а также рассматриваются пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.docx

— 86.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

В рыночной экономике самым главным показателем  эффективности работы предприятия является результативность. Понятие “результативность” складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации. Наиболее общей характеристикой результативности финансово-хозяйственной деятельности организации становится прибыль.

В целом в понятие «финансовый результат» вкладывается определенный экономический смысл: превышение (снижение) стоимости произведённой продукции над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и реализацией; превышение чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации. В условиях рыночной экономики управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни хозяйствующего субъекта.

Финансовые результаты – это заслуга организации. Прибыль при этом является результатом хорошей работы, а убыток – это результат плохой работы или отрицательное влияние внешних факторов. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности организации, а с другой – источник доходов бюджетов различных уровней.

В условиях рыночной экономики исследование финансовых результатов с целью альтернативного использования ресурсов, а также поиска факторов, которые влияют на их размер, имеет приоритетное значение, поскольку от глубины познания и правильности использования полученного результата зависит эффективность функционирования бизнеса. Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от продажи необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования.

Особое внимание в процессе анализа и оценке динами финансовых результатов деятельности организации следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической (чистой) прибыли.

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.

В курсовой работе изложены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации, проводится анализ прибыли от продаж, анализ рентабельности, а также рассматриваются пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия

1.1 Цели, задачи, источники информации для анализа

 В условиях рынка каждое предприятие выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен; самостоятельно выбирается сфера бизнеса, формируется товарный ассортимент, определяются затраты, формируется выручка, а соответственно выявляется прибыль или убыток по результатам деятельности.

Для выявления финансово результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство.

Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителя на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль создает стимул для инвестирования тех сфер деятельности, которые наиболее прибыльные. Она отражает экономический эффект полученный в результате деятельности предприятия.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширения воспроизводства, решение проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия.

Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит предприятие в критическое финансовое состояние, не исключающее банкротство.

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности деятельности. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность деятельности.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

- оценка динамики абсолютных  и относительных показателей  прибыли и рентабельности.

- факторный анализ прибыли  от реализации товаров и услуг.

- анализ финансовых результатов  от прочей реализационной и  внереализационной деятельности.

- анализ и оценка использования  чистой прибыли, выявление и оценка  возможных резервов роста прибыли  и рентабельности на основе  оптимизации объемов производства  и издержек производства и  обращения.

Цель анализа финансовых результатов – дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли или убытка, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение финансовых результатов или влияние изменения цен, вызванного рыночной конъектурой.

Основными источниками информации для анализа являются:

1. Формы бухгалтерской  отчетности: №1 Бухгалтерский баланс, №2 Отчет о прибылях и убытках, №3 Отчет о движении капитала, №4 Отчет о движении денежных  средств.

2. Данные финансового  плана и аналитического бухгалтерского  учета.

 

 

1.2 Методика анализ состава и динамики балансовой прибыли

         Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий не зависимо от организационно-правовой формы собственности.

Конечный результат деятельности – балансовая прибыль (убыток).

Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыль от реализации продукции, работ, услуг плюс результат от прочей реализации плюс сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Для наглядного примера представим формирование прибыли в виде схемы.










 



 

 

 

Схема 1. Схема формирования прибыли организации.

Результат от прочей реализации включает реализацию основных средств, нематериальных активов и иного имущества.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включается:

- доходы полученные (расходы  понесенные) от долевого участия  в совместных предприятиях;

- от сдачи  (получения) имущества в аренду;

- суммы полученные и уплаченные в виде экономических санкций и на возмещение убытков;

- другие доходы (расходы) от операций непосредственно  не связанные с реализацией  и производством продукции, при  этом платежи внесенные в бюджет в виде санкций производятся за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия и не включаются в состав расходов от внереализационных операций.

Предприятие исходя из своей финансовой стратегии может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа: оценки имущества; порядка его списания; установление сроков использования.

Все это должно быть отражено в учетной политике.

Основные задачи анализа балансовой прибыли:

1. Оценка динамики показателей.

2. Выявление и измерение  действия различных видов доходов  на величину прибыли.

3. Оценка возможных резервов  дальнейшего роста балансовой  прибыли.

Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике за ряд лет. После этого анализируется изменения каждого показателя за анализируемый период. В заключении необходимо оценить изменения удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли на начало и конец периода и рассчитываются изменения.

Величина балансовой прибыли зависит от методов регулирования прибыли:

- изменение стоимостных  границ, отнесения имущества к  основным средствам, что влечет  за собой изменение суммы текущих  затрат и прибыли в связи  с различными способами начисления  износа по основным средствам;

- использование метода  ускоренной амортизации активной  части основных средств так  же приводит к увеличению себестоимости  продукции и уменьшению суммы  прибыли и налогов на прибыль;

- применение различных  методов оценки нематериальных  активов и способов начисления  амортизации по ним;

- выбор метода оценки  потребленных производственных  запасов;

- изменение сроков погашения  расходов будущих периодов, сокращение  которых ведет к росту себестоимости  продукции;

- изменение методов определения  прибыли от реализации продукции.

 

 

1.3 Методика анализа рентабельности продаж

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.

Динамичность рыночных отношений обуславливает принятие неординарных решений связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.

Значимость финансовых результатов деятельности может быть оценена также по показателям рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных предприятий.

Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств вложенных в активы.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, базирующиеся  на затратном подходе (рентабельности  продукции, операционной деятельности, инвестиционной деятельности)

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);

3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельности операционного капитала, основного капитала, оборотного капитала, собственного капитала).

В данной курсовой работе так как тема анализ финансовых результатов  будет рассмотрен анализ основной рентабельности  - это рентабельность продаж.

Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки от реализации без НДС, акцизов и других аналогичных платежей.

Объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо при его изменении пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид:

, где

R - рентабельность продаж

П – прибыль от реализации продукции

В – выручка от реализации продукции

В данном случае уровень рентабельности зависит от двух факторов: себестоимости единицы продукции и среднереализационных цен.

Комплексное влияние цен, производственных затрат, физического объема продукции, структуры ее ассортимента оценивается с помощью коэффициента валовой прибыли. Расчет коэффициента (КВП ) может быть выполнен следующим образом:

КВП = Объем продаж в отпускных ценах - Объем продаж в закупочных ценах

Его снижение означает снижение способности покрывать издержки обращения, соответственно уменьшается прибыль от продажи.

Раздел 2 Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия и пути их улучшения

2.1 Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг

Анализ балансовой прибыли показывает, что наибольший удельный вес в составе балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия