Место и роль России в современном мировом сообществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:01, творческая работа

Краткое описание

Какова же роль России в мировой экономике? Давайте попробуем найти ответ. Ведь, чтобы эффективно использовать свой потенциал, нашей стране и её народу необходимо определиться, какую же роль Россия желает играть в мировом сообществе, и какое место занимает в сложной иерархии государств. Во многом роль страны определяется традиционными показателями силы: размерами территории и населения, наличием достаточной военной мощи, финансовыми и иными ресурсами. Но для России эти показатели на рубеже веков значительно снизились.

Содержание

1.Введение. 2
2. Роль России в мировом сообществе. 2
2.1. Особенности геополитического и экономико-географического положения России. 2
2.2. Россия в мировом сообществе. 3
2.3. Возможные пути развития экономики России. 6
3.Заключение. 9

Вложенные файлы: 1 файл

место и роль России в современном сообществе.docx

— 43.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Содержание 1

1.Введение. 2

2. Роль России в мировом сообществе. 2

2.1. Особенности геополитического и экономико-географического положения России. 2

2.2. Россия в мировом сообществе. 3

2.3. Возможные пути развития экономики России. 6

3.Заключение. 9

Источники 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе

Тема: «Место и роль России в современном мировом сообществе. Перспективы развития: что дальше?»

1.Введение.

Какова же роль  России в мировой экономике? Давайте попробуем найти ответ. Ведь, чтобы эффективно использовать свой потенциал, нашей стране и её народу необходимо определиться, какую же роль Россия желает играть в мировом сообществе, и какое место занимает в сложной иерархии государств. Во многом роль страны определяется традиционными показателями силы: размерами территории и населения, наличием достаточной военной мощи, финансовыми и иными ресурсами. Но для России эти показатели на рубеже веков значительно снизились.

2. Роль России в мировом сообществе.

2.1. Особенности геополитического и  экономико-географического положения  России.

На основании макроэкономических показателей вырисовывается картина, что Россия в конце 20-го века не занимает место среди развитых стран, а  приблизилась к уровню развивающихся. Снизились макроэкономические показатели, а с ними  и рейтинг России  по многим социально-экономическим показателям в сравнении с другими странами. Это и уровень дохода на душу населения и здравоохранение. Понизилась рождаемость, увеличилась смертность и возросла смертность населения, так же наблюдается низкий уровень жизни населения, слабый приток иностранных инвестиций, недостаточное вливание инвестиций в науку, производство и сельское хозяйство, соответственно критическое положение этих отраслей. Распад СССР (в конце 1991г.) привел к существенным изменениям в геополитическом раскладе международных сил. Эти изменения в целом оказались неблагоприятны для России. По сравнению с Советским Союзом ее геополитические возможности сократились на порядок. Экономический великан, каким Россия была в начале века, превратилась в карлика, еле различимого на карте мира. Геополитические потери, связанные с распадом СССР: значительная утрата выходов к Балтике и Черному морю; в ресурсном отношении потеряны шельфы Черного, Каспийского, Балтийского морей; при сокращении территории протяженность границ увеличилась, к тому же Россия получила новые, не обустроенные границы. Численность населения современной Российской Федерации и занимаемая площадь по сравнению с СССР уменьшилась приблизительно в два раза. Также потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе, вследствие чего Россия оказалась отрезанной от Европы, не имея теперь непосредственных границ ни с Польшей, ни со Словакией, ни с Румынией, которыми располагал раньше Советский Союз. Поэтому в геополитическом смысле расстояние между Россией и Европой увеличилось, поскольку увеличилось число государственных границ, которые необходимо пересечь на пути в Европу. В результате распада СССР Россия оказалась как бы отодвинутой на северо-восток, то есть в определенной степени утратила те возможности непосредственного влияния на положение дел не только в Европе, но и в Азии.

2.2. Россия в мировом сообществе.

Говоря об экономическом потенциале, следует отметить, что роль российской экономики в мировой экономике, как говорилось ранее, невелика (см. Приложение 1). Она уступает не только США, Западной Европе, Японии и Китаю, но уступает, или приблизительно равна роли таких стран, как Бразилия, Индия, Индонезия и ряда других. Так, падение курса рубля (как и его рост) почти не влияет на курсы ведущих мировых валют; котировка акций крупнейших российских компаний мало отражается на состоянии мирового рынка, как на него в сколько-нибудь ощутимой мере не влияет разорение российских банков и предприятий. Вообще положение в России, его ухудшение или улучшение объективно мало затрагивают мировое сообщество. Главное, что способно вызвать озабоченность мирового сообщества с точки зрения воздействия на мир в целом - наличие у России ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения (прежде всего, химического), а точнее - возможность утраты контроля над ним. Мировое сообщество не может не проявлять беспокойства относительно возможности такого положения, когда ядерные арсеналы и средства доставки окажутся в руках политических авантюристов, радикалов или международных террористов. Если же исключить ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения, то в целом военная роль России в мире также невелика. Падению военного влияния способствовало неумелое проведение военной реформы, упадок воинского духа в ряде частей и подразделений, ослабление технического, финансового обеспечения армии и флота, падение престижа военной профессии, вялая идеология российского общества.

Политическое значение России находится  в тесной зависимости от экономических и других названных выше аспектов. Поэтому, необходимо поддерживать военно-промышленный комплекс (ВПК) и всячески способствовать его развитию, иначе значение России в международном плане упадет до критического уровня. А это значит, что нужно должным образом уделять внимание развитию науки, поддерживать молодых специалистов, развивать инновации и препятствовать «утечке не только капитала, но и мозгов». Это в свою очередь требует привлечения инвестиций в эту отрасль.

Но относительно незначительная роль России в мире в данный момент не позволяет надеяться, что весь мир будет помогать ей. Действительно, определенная помощь со стороны как правительственных, так и неправительственных организаций ряда западных стран была оказана. Однако она диктовалась соображениями стратегической безопасности, главным образом, в смысле контроля над российским оружием массового уничтожения, а также гуманитарными мотивами. Что же касается финансовых займов со стороны международных финансовых организаций и правительств богатых стран, то они строились и продолжают строиться на чисто коммерческой основе.

После распада Советского Союза  произошло изменение международного положения качественного характера. Фактически мир вступил в принципиально  новую полосу истории. Распад Советского Союза означал конец противоборства двух противоположных общественных систем - "капиталистической" и "социалистической". Это противоборство определяло основные черты международного климата на протяжении нескольких десятилетий. Противоборство двух полюсов (двух противоположных  общественно-политических систем) накладывало  отпечаток на все стороны международных  отношений, определяло взаимные отношения  всех стран, заставляя их делать выбор  между двумя системами. В свое время в России выбор был сделан в пользу социалистической системы.

Пока мы “болели” социализмом, десятки стран мира проводили  либеральные реформы. Независимо от их расположения и уровня развития, особенностей культуры и религии, доступа  к транспортным путям и кредитам международных финансовых организаций  все они добились феноменальных  успехов в борьбе с бедностью, отсталостью, болезнями. Везде —  от Ирландии до Новой Зеландии, от Эстонии  до Маврикия, от Чили до Китая — обеспечение  экономической свободы сопровождается невиданными ранее достижениями в развитии экономики, повышении  благосостояния населения, снижении смертности, увеличении продолжительности жизни, в подъеме образования, науки, культуры.

В течение вот уже почти  столетия Россия не может вырваться  из плена социалистического помешательства. В стране не переводятся социалисты — и “левоцентристы”, и “правоцентристы”, предлагающие все новые и новые варианты того, как отнимать и делить не ими произведенное и не ими заработанное. Российское национальное сознание глубоко отравлено социализмом. Выдавливать его придется долго, болезненно, тяжело. Но придется. Потому что с социализмом у России нет перспектив, с социализмом она обречена. Единственная разумная, на мой взгляд, альтернатива вековому социалистическому безумию — либеральная. Рано или поздно, но именно ее осуществление и приведет к подлинному возрождению России.

2.3. Возможные пути развития экономики  России.

На прошедшем в швейцарском  Давосе Всемирном экономическом  форуме Россия занимала важное место. Эксперты Всемирного экономического форума представили три сценария развития российской экономики. Все три, кстати, негативные. По версии экономистов, судьба России зависит от трех основных факторов – цен на энергоресурсы, развития институтов и уровня сплоченности общества.

Первый сценарий называется «Восстановление регионального  баланса», или «увеличение региональной дифференциации». В нем, говорится  о том, что реформа государственных  институтов в основном проводится на региональном уровне, на фоне застоя в  центральных институтах власти. При этом эксперты указывают на риск неравномерного регионального развития. Данный сценарий подталкивает к ключевому выводу о том, что источником политических и экономических перемен в России могут стать в основном богатые ресурсами регионы, причем в некоторых из них условия для ведения бизнеса уже более конкурентоспособны, чем в крупнейших городах страны.

Следующий сценарий называется «Шаткая стабильность», или «низкие  сырьевые цены». В этом варианте развития событий рассматриваются возможные  последствия для экономической  и социальной стабильности после  внезапного падения цен на нефть  ниже 60долларов за баррель. Вывод в  данном сценарии заключается в том, что если реформы российской экономики  кажутся трудными в период роста, то провести такие реформы в условиях кризиса будет практически невозможно. Данный сценарий, что примечательно, представлял бывший вице-премьер, министр  финансов Алексей Кудрин. Он отметил, что если цены на нефть резко упадут, то созданная правительством «подушка безопасности» может оказаться  не такая пухлой, как это представляется, и непопулярные меры – урезание социальных расходов или повышение налогов – станут неизбежными.

В третьем сценарии «По  ту сторону удовлетворенного бездействия», или «высокие цены, но низкий уровень  проведения институциональных реформ»  предполагается, что сохраняющиеся  высокие цены на нефть и газ  приводят к отсутствию инициатив  в отношении институциональных  реформ. Эксперты приходят к заключению, что рост личного благосостояния в краткосрочной перспективе  сможет заглушить требования населения, но в итоге недовольство отсутствием  эффективности госслужб и постоянно  растущим бюрократическим аппаратом  окажется очевидным.

Все три варианта развития событий объединяет необходимость  немедленного проведения назревших  в России реформ государственных  институтов. Эксперты сходятся во мнении, что вслед за такой реформой выправится и ситуация с инвестиционным климатом.

Выступивший вслед за экономистами премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не разделил пессимизма предложенных ими вариантов развития. «Сразу скажу: ни один из них не кажется мне  абсолютно реалистичным», – отметил  он и в свою очередь предложил  четвертый путь развития Российской экономики. Вариант « не все будет получиться, но наша решимость от этого не уменьшится» предполагает привлечение крупных иностранных инвестиций для расширения инфраструктуры страны, а именно  дорог, в т.ч. железных дорог, энергообъектов  и т.д. Так же он отметил важность необходимости формирования устойчивого, предсказуемого, глобального энергетического рынка, который бы своевременно подкреплялся снижением цен на энергоресурсы. Выделил ряд проблем, которые связаны с коррупцией и сферой управления. Предложил структурные преобразования и оптимизацию управления для решения такого рода проблем. Обозначил необходимость введения новой международной резервной валюты. Предложил наш российский рубль сделать более легитимным, хотя бы на региональном уровне, что позволит реализовать программу четвертого пути и положительно отразится на укреплении, как внутреннего российского рынка, так и позициях российских экспортёров на внешних рынках. Кроме того, Медведев призвал международное деловое сообщество пересмотреть устоявшиеся традиции «допуска» к глобальным международным рынкам, и шире открыть доступ для стран-экспортеров в первую очередь для России. Все эти действия под эгидой вливания иностранного капитала в Российскую экономику должны вывести Россию на четвертый оптимистичный путь развития экономики.

По мнению экономического советника президента РФ Андрея Илларионова Россия стоит перед выбором из латиноамериканского, африканского или восточно-азиатского путей развития, заявил на пресс-конференции 14 апреля.

По его словам, попытки реализовать  европейские модели экономического развития в стране, которая находится  на уровне некоторых стран Латинской  Америки и даже Африки, может привести лишь к экономическому кризису, как  это, в принципе, и произошло в 1998 г.

Поэтому выбор, стоящий перед Россией  сегодня, это - не выбор из американского, европейского или японского путей  развития. Россия может выбрать латиноамериканскую модель развития, осуществляемую там в 80-х годах; либо африканскую, которая была апробирована в некоторых странах Африки севернее Сахары; или восточно-азиатскую, осуществляемую, например, в Китае, Тайване и Индонезии.

Российский деятель А.Илларионов подчеркнул, что это выбор не только экономистов, но и всей страны. От выбора конкретной модели будет зависеть то, какими темпами будет развиваться страна в будущем. Главный вопрос - место и роль государства в экономической и общественной жизни страны. По мнению А.Илларионова, оптимальный уровень государственных расходов в процентах от ВВП для достижения максимальных темпов экономического роста страны должен составлять 17-20%.

«Экономическое положение России уже не будет казаться в среднесрочной перспективе столь безмятежно, безальтернативно, устойчиво и динамично растущим и развивающимся, налицо ее внутренние противоречия, накопление долгосрочных проблем, так и отсутствие быстрых путей их решения».

3.Заключение.

При любом сценарии выхода из кризиса на достаточно долгий период времени ситуация во многих отраслях и экономике в целом будет оставаться неустойчивой. И прояснится она на среднесрочный период только тогда, когда вновь начнётся фаза устойчивого подъёма, и будет казаться, что росту уже ничего не угрожает. То есть не скоро. Конечно, необходимо поднимать экономику России. Но, как показывает практика, всерьез никто не собирается ни инвесторовать, ни привлекать (только разговоры), ни проводить структурные реформы, чтобы разогнать это болото государственной экономики.  Капитал не приходит, инвесторы в Россию не верят. Единственный резерв, который у нас есть, — это повышение производительности труда. Это чистка огромного неэффективного госсектора, который только расширился за последние годы. Это возрождение идеологии общества, повышение общего уровня культуры, укрепление мирового рейтинга России. Само общество должно взять на себя активную роль. Это как в притче Пантелеева А.И. попав в кувшин со сметаной, выбралась та лягушка, которая шевелила лапками и взбивала сметану, пока не оказалось, что под ней масло. Так и наше общество, должно, наконец, почувствовать почву под ногами, но для этого нужно действовать, начиная, прежде всего с себя и своей семьи, не оставаться равнодушными и принимать активную роль в жизни страны. 

Информация о работе Место и роль России в современном мировом сообществе