Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии. Стратификация — одна из основных тем в социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность и функции социальной стратификации………………..5
Модели социальной стратификации……………………………………5
Системы социальной стратификации ………………………….……….7
Теории социального неравенства……………………………………....16

Глава II. Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций.…………………………………………………………….....22

Заключение…………………………….……………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_SMK_3_kurs (5).docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ


 

Специальность  «Связь с общественностью»

КАФЕДРА рекламных технологий

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине Социология массовых коммуникаций

 

 

на  тему: «Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций»

 

 

 

Исполнитель  студент(ка) учебной группы

  3-СД-3  

Шифр зачетной книжки           0935230          

Руководитель  Жигалова Наталья Григорьевна

 

Оценка ________________________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Сущность и функции социальной стратификации………………..5

    1. Модели социальной стратификации……………………………………5

    1. Системы социальной стратификации ………………………….……….7
    1. Теории социального неравенства……………………………………....16

 

Глава II. Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций.…………………………………………………………….....22

 

Заключение…………………………….………………………………..………..32

Список литературы……………………………………………..……………......34

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.

 

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии.  Стратификация — одна из основных тем в социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли. Стратификация - это деление общества на социальные слои путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны – многослойны, многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают существование множества порою стратификационных моделей).1

 

Цель курсовой работы: исследовать социальную стратификацию в системе массовых коммуникаций.

 

Задачи: 1) изучить понятие социальной стратификации;

                         2) исследовать сущность и функции социальной стратификации;

                         3) рассмотреть социальную стратификацию в системе массовых коммуникаций

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность и функции социальной стратификации

    1. Модели социальной стратификации

Социальная дифференциация

 

Социальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но не идентична ей. Социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.Еще на заре своей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они  необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы младенца и ребенка  дифференцированы, но один из них не считается выше другого – они  просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается Социальная дифференциация, но не наоборот.3

Открытые  и закрытые системы стратификации

Различают открытые и закрытые системы  стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.

В открытых системах стратификации  каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных  усилий и способностей. Современные  общества, испытывая потребности  в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять  сложными социальными, политическими  и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов  в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации  может служить кастовая организация  Индии (она функционировала до 1900 г.).

Измерения стратификации

Первыми попытались объяснить природу  социальной стратификации Карл Маркс  и Макс Вебер. Маркс считал, что  в капиталистических обществах  причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и  управляет важнейшими средствами производства,–  класс капиталистов-угнетателей, или  буржуазия, и тех, кто может продавать  только свой труд,– угнетенный рабочий  класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие  интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса Социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят  от классовой принадлежности или  экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.4

1.2. Системы социальной стратификации

Рабство

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины  рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в  состоянии заплатить долги, попадал  в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда  казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.  Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов, захваченных в военных действиях, было больше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводства потомства и в качестве дополнительной рабочей силы. Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался  по наследству. В Древней Мексике  дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран  дети рабов автоматически тоже становились  рабами, хотя в некоторых случаях  ребенка раба, всю жизнь прослужившего  в богатой семье, эта семья  усыновляла, он получал фамилию своих  хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе. Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к бывшему рабу.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить  за билет. Капитаны судов, отплывающих  в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при  условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом  неимущие получали возможность добраться  до американских колоний, капитан получал  плату за их провоз, а состоятельные  колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок. В течение  этого четко оговоренного периода  они были обязаны служить своему хозяину, а в случае побега их могли  силой вернуть обратно. По завершении срока “договорной службы” индивиды становились полноправными гражданами страны, получали возможность жить, где они пожелают, и продавать  свой труд.

Но “слуг по договору” стало  не хватать для удовлетворения потребности  в рабочей силе. Попытка превратить индейцев в своих рабов окончилась провалом. Тогда колонисты стали  превращать в рабов африканцев, которых  привозили в Северную и Южную  Америку голландцы, англичане, португальцы  и испанцы. В этом контексте некоторые  аналитики делают вывод о том, что расизм в Соединенных Штатах непосредственно вытекает из рабовладения. Обнаружив, что пожизненное закабаление  людей представляет большие выгоды, американские рабовладельцы выработали свою идеологию – систему убеждений, обосновывающую социальные построения. Определяющей ее идеей, оправдывавшей пожизненное рабство, стала идея о том, что рабы по своему уровню находятся ниже белых людей, что они – недочеловеки, или люди, задержавшиеся в своем развитии на стадии младенческого, беспомощного состояния и, следовательно, нуждающиеся в присмотре людей более высокого уровня – колонизаторов.

Позднее в южных штатах были введены  в действие законы, делающие рабство  наследственным, т.е. дети родителей-рабов  становились собственностью хозяина  этих рабов; рабами становились также  дети рабов, в свое время усыновленных своими владельцами. Рабовладельцы  имели право продавать, обменивать или отдавать таких детей в  услужение за деньги. Согласно другим законам, рабам не разрешалось вступать в брак, находиться вдали от дома без разрешения хозяина, проводить  собрания или учиться грамоте. Системы  легальной дискриминации не изменились и после Гражданской войны 1861-1865 гг. К примеру, до 1954 г. в американских штатах функционировали две раздельные школьные системы – для белых  и для цветных детей. Вплоть до 1950-х гг. в штате Миссисипи считалось  недопустимым, чтобы белый человек  и афро-американец сидели рядом на одном сиденье автомобиля. Белым  и чернокожим не запрещалось находиться в одной машине только потому, что  в таком случае чернокожие не смогли бы работать шоферами.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой – рабом (не имеющим привилегий).

Касты

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические  термины: базой кастовой системы  является предписанный статус. Достигнутый  статус не в состоянии изменить место  индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они  лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся  к четкому сохранению границ между  кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие  общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение  с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индия. Индийское общество – наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи – купцы и искусные ремесленники; шудры – простые рабочие и крестьяне; хариджан – отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

Информация о работе Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций