Сущность и сфера использования в экономическом анализе индексов переменного и фиксированного (постоянного) состава и их применение в анал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Индексы формируют важнейшие экономические показатели национальной экономики и ее отдельных отраслей. Индексные показатели позволяют осуществить анализ результатов деятельности предприятий и организаций, выпускающих самую разнообразную продукцию или занимающихся различными видами деятельности. Индексы широко используются в сопоставлении международных экономических показателей при определении уровня жизни, деловой активности, ценовой политики и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и сфера использования индексов 4
1.1. Общее понятие об индексах и индексном методе 4
1.2. Классификации индексов 5
1.3. Индексы структурных сдвигов 12
2. Технико-экономическая характеристика ОАО «Газпром» за 2009-2011гг. 14
3. Расчет индексов структурных сдвигов на примере данных ОАО «Газпром» за 2009-2011 гг. 19
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 95.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ  И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА

 

Кафедра финансового менеджмента 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Статистика»

На тему: «Сущность и сфера использования в экономическом анализе индексов переменного и фиксированного (постоянного) состава и их применение в анализе деятельности ОАО «Газпром»»

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Проверила: к.э.н.,                                             Выполнил: студент

доцент                                                                группы ЭУ-10-1 Диденко Т.В.                                                     Абдуразаков Р.С.

 

 

 

Москва 2012г.

Оглавление

 

Введение 3

1. Сущность и сфера использования индексов 4

1.1. Общее понятие об индексах и индексном методе 4

1.2. Классификации индексов 5

1.3. Индексы структурных сдвигов 12

2. Технико-экономическая характеристика ОАО «Газпром» за 2009-2011гг. 14

3. Расчет индексов структурных сдвигов на примере данных ОАО «Газпром» за 2009-2011 гг. 19

Заключение 21

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         На всех стадиях исследования  статистика использует различные  методы. Методы статистики - это особые  приемы и способы изучения  массовых общественных явлений.  Каждый метод ориентирован на  особые представления изучаемого  объекта, на его особую модель. Индексный метод предполагает, что  связь между признаками является  жестко детерминированной, которая  проявляется как в каждом отдельном  случае (для отдельного товара, вида  продукции, предприятия и т.д.), так и в совокупности. Индексы  являются незаменимым инструментом  исследования в тех случаях,  когда необходимо сравнить во  времени или в пространстве  две совокупности, элементы которых  являются несоизмеримыми величинами.

Индексы формируют важнейшие  экономические показатели национальной экономики и ее отдельных отраслей. Индексные показатели позволяют  осуществить анализ результатов  деятельности предприятий и организаций, выпускающих самую разнообразную  продукцию или занимающихся различными видами деятельности. Индексы широко используются в сопоставлении международных экономических показателей при определении уровня жизни, деловой активности, ценовой политики и т.д.

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и сфера использования индексов

    1. Общее понятие об индексах и индексном методе

 

Среди методов статистического  анализа важное место занимает индексный  метод. В переводе с латинского индекс – это показатель. В практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными  статистическими показателями. Для  характеристики явление и процессов  экономической жизни статистика хорошо применяет обобщающие показатели в виде средних, относительных величин  и всякого рода коэффициентов. К  таким обобщающим показателем относятся  и индексы. Индекс в статистике –  это обобщающий показатель сравнение  двух совокупностей, состоящих из элементов, непосредственно не поддающихся  суммировании.

Индекс – это показатель сравнения двух состояний одного и того же явления (простого или сложного), состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов.

Каждый индекс включает два  вида данных: оцениваемые данные, которые  принято называть отчетными и  обозначать значком “1”, и те данные, которые используются в качестве базы сравнения – базисные, обозначаемые значком “0”.

Выбор базисного периода  всегда аргументирован той задачей, для которой строится индекс. Обычно руководствуется двумя правилами: либо база сравнения представляет стабильный уровень, либо экстремальное значение – высшее достижение ил низкий уровень (в случае падения экономических  показателей).

С помощью индексов можно  охарактеризовать изменение самых  различных показателей промышленного  производства: физического объема выпускаемой продукции, цены продукции, объема продукции в стоимостном выражении, себестоимости ее изготовления, денежные затраты на производство продукции. Для некоторых простых единственных явлений, которые допускают непосредственно сравнение, строят индивидуальные индексы. Для сложных явлений, состоящих из непосредственно несоизмеримых элементов, строят сводные индексы. Вычисления сводных индексов, выступающих в качестве обобщающих относительных показателей, позволяющий сопоставить между собой показатели со сложными совокупностями, составляет особый прием исследований – индексный метод.

Таким образом, с помощью  индексов решают следующие задачи:

  • Измерение динамики социально-экономического явления за два и более периода ;
  • Измерение динамики среднего экономического показателя ;
  • Измерение соотношения показателя по разным регионам ;
  • Определение степени влияния изменения значений одних показателей на динамику других ;
  • Пересчет значений макроэкономических показателей из фактических цен в сопоставимые.

Каждая из задач решается с помощью различных индексов.

    1. Классификации индексов

 

Все экономические индексы  можно классифицировать по следующим  признакам:

  • степень охвата явления;
  • база сравнения;
  • вид весов (соизмерителя);
  • форма построения;
  • характер объекта исследования;
  • объект исследования;
  • состав явления;
  • период исчисления.

 

По  степени охвата явления индексы бывают индивидуальные и сводные. Индивидуальные индексы служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления. В зависимости от экономического назначения индивидуальные индексы бывают: физического объема продукции, себестоимости, цен, трудоемкости и т.д.

         Индекс физического объема продукции  iq рассчитывается по формуле:

         Этот индекс показывает, во сколько  раз возрос (уменьшился) выпуск какого-либо  одного товара в отчетном периоде  по сравнению с базисным, или  сколько процентов составляет  рост (снижение) выпуска товара.

         Индивидуальный индекс цен

характеризует изменение  цены одного определенного товара в  текущем периоде по сравнению  с базисным.

         Индивидуальный индекс себестоимости единицы продукции

показывает изменение  себестоимости единицы продукции  в текущем периоде по сравнению  с базисным.

         Для характеристики производительности  труда часто используется индивидуальный индекс выработки продукции в стоимостном выражении на одного рабочего:

,

где p - сопоставимые цены.

Для измерения динамики сложного явления, составные части которого непосредственно несоизмеримы (изменения  физического объема продукции, включающей разноименные товары, индекса цен  акций предприятий региона и  т.п.), рассчитывают сводные, или общие, индексы.

Название индекса фиксируется  подстрочным знаком – принятым обозначением индексируемого показателя. Одна из особенностей индексов состоит в том, что исследуемый  показатель рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи с другими  показателями. Они имеют более  сложную методику построения и расчёта. Для того чтобы построить общие  индексы, необходимо соизмерить различные  элементы совокупности, т. е. свести их к одному и тому же единству. Общие индексы строят для количественных и качественных показателей.

Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а  только часть их, то такие индексы  называются групповыми или субиндексами, например индексы физического объема продукции по отдельным отраслям промышленности, индексы цен по группам продовольственных и непродовольственных товаров. Групповые индексы отражают закономерности в развитии отдельных частей изучаемых явлений. В таких индексах проявляется их связь с методом группировок.

По  базе сравнения все индексы можно разделить на две группы: динамические и территориальные. Первая группа индексов отражает изменение явления во времени.

При исчислении динамических индексов происходит сравнение значения показателя в отчетный период со значением  этого же показателя за предыдущий период, который называют базисным. Однако в качестве последнего могут  быть использованы и прогнозные, и  плановые показатели.

Динамические индексы  бывают базисные и цепные. Цепные и базисные индексы могут быть как индивидуальные, так и общие.

         Ряды индивидуальных индексов  просты по построению. Так, например, обозначив четыре последовательных  периода подстрочными значениями 0, 1,2, 3, исчисляем базисные и цепные индивидуальные индексы цен:

  • Базисные индексы:   
  • Цепные индексы:  

Рассмотрим построение базисных и цепных индексов на примере агрегатных индексов цен и физического объема продукции.

  • Базисные индексы:
  • Индексы цен Пааше (с переменными весами):

  • Индексы цен Ласпайреса (с постоянными весами):

  • Индексы физического объема продукции (с постоянными весами):

  • Цепные индексы:
  • Индексы цен Пааше (с переменными весами):

  • Индексы цен Ласпейреса (с постоянными весами):

  • Индексы физического объема продукции (с постоянными весами):

Итак, в базисных агрегатных индексах все отчетные данные сопоставляются только с базисными (закрепленными) данными, а в цепных — с предыдущими (в данном случае — смежными) данными.

Период весов во всех индексах цен Пааше взят текущий (индексы с переменными весами), в индексах физического объема и индексах цен Ласпейреса — закрепленный (индексы с постоянными весами).

Постоянные веса (не меняющиеся при переходе от одного индекса к  другому) позволяют исключить влияние  изменения структуры на значение индекса.

Вторая группа индексов (территориальные) применяется для межрегиональных  сравнений. Большое значение эти  индексы имеют в международной  статистике при сопоставлении показателей  социально-экономического развития различных  стран.

По  виду весов индексы подразделяются на индексы с постоянными и переменными весами.

В зависимости от формы построения, различаются агрегатные и средние индексы. Последние делятся на арифметические и гармонические. Агрегатная форма общих индексов является основной формой экономических индексов. Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляют собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (индексируемая величина), а другая остается неизменной в числителе и знаменателе (вес индекса).

Индексируемой величиной называется признак, изменение которого изучается (цена товаров, курс акций, затраты рабочего времени на производство продукции, количество проданных товаров и т.д.). Вес индекса - это величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин.

При выборе веса индекса  принято руководствоваться следующим  правилом: если строится индекс количественного  показателя, то веса берутся за базисный период, при построении индекса качественного  показателя используются веса отчетного  периода.

Например, индекс стоимости  продукции, или товарооборота ( ), представляет собой соотношение стоимости продукции текущего периода ( ) к стоимости продукции в базисном периоде ( ) и определяется по формуле:

.

Индекс цен определяется по следующей формуле:

,

где в числителе дроби - фактическая стоимость продукции  текущего периода, а в знаменателе - условная стоимость тех же товаров  в ценах базисного периода.

Индекс показывает, во сколько  раз возросла (уменьшилась) стоимость  продукции из-за снижения цен, или  сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в  результате изменения цен.

Стоимость продукции можно  представить как произведение количества товара на его цену. Точно такая же связь существует и между индексами стоимости, физического объема и цен, т.е.:

Информация о работе Сущность и сфера использования в экономическом анализе индексов переменного и фиксированного (постоянного) состава и их применение в анал