Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:43, реферат
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предприятия и организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность по следующим адресам (пользователям финансовой информации):
•собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительными документами;
•государственной налоговой инспекции (по месту нахождения юридического адреса предприятия);
ФИНАНСОВАЯ
ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ
БАЗА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
В соответствии
с Положением о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской
Федерации предприятия и
•собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительными документами;
•государственной налоговой инспекции (по месту нахождения юридического адреса предприятия);
•другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности. К ним относятся, например, финансовые органы, осуществляющие финансирование расходов предприятия за счет ассигнований из бюджета или бюджетных ссуд;
Органам Госкомимущества,
министерствам, ведомствам представляют
отчетность предприятия, находящиеся
в государственной или
С 1 января 1996 г. бухгалтерская отчетность представляется также органам Государственной статистики для обобщения и публичного использования внешними пользователями информации.
Годовую бухгалтерскую отчетность предприятия представляют не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом.
Предприятия
с иностранными инвестициями представляют
годовую бухгалтерскую
Предприятия,
имеющие в своем составе
В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы:
•форма N 1 "Баланс предприятия". В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. Для баланса характерно наличие информации о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется на начало года и на конец года, что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности:
•форма N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" и справка к форме N 2 "Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании";
•форма N 5 "Приложение к балансу предприятия";
•"Пояснительная записка" с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;
•"Аудиторское
заключение" (для акционерных
обществ открытого типа), удостоверяющее
степень достоверности
Отчетность - это заключительный элемент метода бухгалтерского учета. Подготовка бухгалтерской отчетности - это забота не только бухгалтерии, но и других экономических и технических служб предприятия, потому что при составлении отчетности подводятся и оцениваются все аспекты деятельности предприятия. Отчетность составляется на основании всех видов текущего учета - бухгалтерского, статистического, оперативно-технического. Она может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и актуальные показатели. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений.
Например, данные, представленные в балансе предприятия (форма N 1) дополняют сведения, содержащиеся в "Отчете о финансовых результатах и их использовании" (форма N 2), и наоборот.
Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, являются следствием определенных требований, предъявляемых к ее составлению:
полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
правильность
отнесения доходов и расходов
к отчетному периоду в
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;
соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в объяснительной записке к годовому отчету.
Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности.
Наиболее
информативной формой для анализа
и оценки финансового состояния
предприятия является бухгалтерский
баланс (форма N 1). Актив баланса характеризует
имущественную массу
Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке.
В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из 3-х разделов. Так, в разделе I "Основные средства и прочие внеоборотные активы" отражаются здания, сооружения, машины, оборудование; долгосрочные финансовые вложения; инвестиции в дочерние и иные предприятия; нематериальные активы.
Раздел II актива баланса "Запасы и затраты" отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т.д.
Раздел III актива
баланса "Денежные средства, расчеты
и прочие активы" отражает наличие
у предприятия свободных
В Российской
Федерации актив баланса
Во втором и третьем разделах актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем в первом разделе. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.
В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам:
перед собственниками хозяйства и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.).
Обязательства
перед собственниками (собственный
капитал) состоят в свою очередь
из двух частей:
1) из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и последующих дополнительных взносов извне;
2) из капитала,
который предприятие
Внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги) подразделяется на долгосрочные и краткосрочные (сроком до одного года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и др. на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов предприятия, а с юридической -это долг предприятия перед третьими лицами.
Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи.
Наиболее важными задачами анализа баланса являются:
•оценка ликвидности баланса;
•оценка доходности (рентабельности) капитала;
•оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;
•оценка рыночной устойчивости и платежеспособности предприятия.
Баланс позволяет
оценить эффективность
На основе
информации баланса внешние пользователи
могут принять решения о
Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма N 5), которое состоит из следующих разделов:
1. Движение
фондов (резервного, фонда накопления,
фонда потребления,
2. Движение заемных средств (долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.
3. Дебиторская
и кредиторская задолженность
(долгосрочная и краткосрочная)
4. Состав
нематериальных активов (права
на изобретения и другие
5. Наличие
и движение основных средств,
в том числе производственного
и непроизводственного
6. Финансовые
вложения долгосрочные и
7. Социальные показатели: численность персонала; средства, направленные на потребление;
отчисления на социальные нужды (в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Фонд занятости, на медицинское страхование).
8. Движение
средств финансирования
•собственных средств предприятия (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, амортизации основных средств и нематериальных активов),
•привлеченных средств (кредиты банков, заемные средства других предприятий, долевое участие в строительстве, из бюджета, из внебюджетных фондов).
9. Справка
о наличии ценностей,
•арендованные основные средства;
•товары, принятые на ответственное хранение;
•товары, принятые на комиссию;
•износ жилищного фонда;
•износ объектов внешнего благоустройства;
•списанная
в убыток задолженность
Информация о работе Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа