Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 00:03, реферат
Схема стандартной лизинговой сделки проста. Лизинговая компания, купив оборудование у поставщика по договору купли-продажи, передает его лизингополучателю во временное владение и пользование на основе отдельного договора лизинга. Срок лизинга, как правило, совпадает или превышает срок полной амортизации оборудования. По окончании срока лизинга лизингополучатель имеет право либо вернуть оборудование, либо продлить срок лизинга, либо получить оборудование в собственность при условии выплаты им всех сумм, предусмотренных в договоре.
Введение.
1. Понятие и история развития лизинговых отношений.
2. Риски в лизинговых операциях.
3. Страхование лизинговых операций.
3.1. Виды страхования в рамках лизингового проекта.
3.2. Существенные условия договора страхования.
Заключение.
Список используемой литературы.
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: « Страхование »
НА ТЕМУ: « Страхование лизинговых операций»
Содержание:
Введение.
1. Понятие и история развития лизинговых отношений.
2. Риски в лизинговых операциях.
3. Страхование лизинговых операций.
3.1. Виды страхования в рамках лизингового проекта.
3.2. Существенные условия договора страхования.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Во всем мире лизинг является одним из широко используемых способов компенсировать ограниченные возможности компаний по осуществлению прямого финансирования своих капитальных затрат. На его долю в общем объеме инвестиций приходится примерно 30%, в то время как в России этот показатель даже не превышает 1 %.
Схема стандартной лизинговой сделки проста. Лизинговая компания, купив оборудование у поставщика по договору купли-продажи, передает его лизингополучателю во временное владение и пользование на основе отдельного договора лизинга. Срок лизинга, как правило, совпадает или превышает срок полной амортизации оборудования. По окончании срока лизинга лизингополучатель имеет право либо вернуть оборудование, либо продлить срок лизинга, либо получить оборудование в собственность при условии выплаты им всех сумм, предусмотренных в договоре.
Но, несмотря на всю привлекательность и простоту, лизинг все же нуждается в ряде защитных мер, а наиболее надежной и эффективной является страховая защита. Страхование лизинговых операций позволяет существенно упорядочить финансовые и юридические взаимоотношения между участниками лизинговой сделки. Страховые гарантии, с одной стороны, обеспечивают непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсируют потери и повышают платежеспособность всех участников лизинговой сделки.
Сегодняшнему российскому рынку присуще большое число рисков, сопряженных практически с любым видом коммерческой деятельности. В сложившейся ситуации российские предприниматели распознают эти риски зачастую на интуитивном уровне. Ощущается недостаток комплексного понимания природы возникновения рисков и системного подхода к управлению ими. Лизинговая деятельность считается инвестиционной и, поэтому общие подходы в управлении рисками инвестиционной деятельности приемлемы и к лизингу.
Данные риски можно уменьшать различными способами, куда входитстрахование предмета лизинга, разработка эффективной схемы обеспечения и другие способы, которые используются лизинговыми компаниями.
Даже если риски по лизинговой сделке правильно оценены, то развитие лизинга в России, вообще, во многом зависит от надежных гарантий, сокращающих финансовые риски, которым могут быть подвергнуты участники лизинговых операций. Лизингодателям важно получение гарантий своевременного возврата лизинговых платежей, построение страховой защиты от потерь в результате неисполнения обязательств, наступившего вследствие временной или полной неплатежеспособности лизингополучателей.
1. Понятие и история развития лизинговых отношений
Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н.э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.
Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.
В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.
В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа ” Fly before buy” (“летать, прежде чем покупать”).
В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.
Нередко лизинг использовался для целей не совсем честных и благородных, например для сокрытия истинного положения вещей — кто собственник, кто владелец, для введения в заблуждение кредиторов. В 1971 г. был издан закон о запрещении таких сделок, разрешалось использовать только действительный лизинг. История использования лизинга повторяется и в ХХ в. Современный лизинговый бум привел к появлению огромного числа сделок, лишь носивших название “лизинг”, но по сути прикрывавших возможность получения больших доходов, уклониться от уплаты налогов. И первые законодательные акты в этой области основной своей целью ставили разграничение “действительного” и “мнимого” лизинга путем применения различных критериев и показателей.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 — начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами.
С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.
В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США – Западная Европа – Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75—80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.
Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.
Наибольший удельный вес по срокам предоставления оборудования в лизинг в Европе составляет лизинг от двух до пяти лет. Вместе с тем значительные объемы (14.2%) приходятся на лизинговые операции свыше пяти лет. Лидером по удельному весу в общем объеме лизинговых операции и лидером по темпам роста является лизинг легковых автомобилей.
Несмотря на то, что объем лизинговых операций в промышленности несколько сократился, эта отрасль народного хозяйства совместно со строительством продолжает оставаться наиболее крупными потребителями лизинговых услуг в странах – членах Ассоциации “LEASUEROPE”. По-прежнему крупнейшим заказчиком выступает частный сектор – здесь преобладает лизинг легковых и грузовых автомобилей, на который приходится в совокупности свыше половины объемов лизинговых сделок.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.
Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 “0 плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний – “Рослизинг”, ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. По состоянию на 2000 год в России действовало более 25 лизинговых компаний, еще более 40 заявили о своем намерении работать в этой сфере. Одними из первых были зарегистрированы “Росагроснаб” – лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и “Аэролизинг” – лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз” (Промстройбанк), “Лизингбизнес” (Мосбизнесбанк). В настоящее время число лизинговых компаний увеличилось более чем в 2 раза.
Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 ” О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности ” определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа Правительство РФ приняло в 1995 году Постановление № 633 “0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности “. Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав акционерной лизинговой компании.
Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ “О лизинге”. Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на 1996-2000 гг., целью которой являлось создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-правовой базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.п. Но данная программа фактически не выполнена в планируемом объеме.
С выходом Постановления Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 “0 государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ”, лизинг получил поддержку со стороны государства.
Единого международного признанного понятия “лизинг” не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах.