Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:56, реферат
Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т. п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера — демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.
Введение………………………………………………….………………….…………3
Конфликты в развитии организации………………………………………….……...4
Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении……………….……5
Антикризисное управление персоналом организации…………………….…….…..8
Заключение…………………………………………………………………….………17
Список литературы……………………………………………………………………18
Кафедра Финансовый менеджмент
Факультет_____финансово-
Направление___________________
Программа_____________________
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Антикризисное управление
Тема: Антикризисное управление персоналом
Москва – 2013
Содержание
Введение………………………………………………….……
Заключение……………………………………………………
Введение
Антикризисное управление персоналом
предполагает не только формальную организацию работы
с персоналом (планирование, отбор, подбор,
расстановку и т. п.), но и совокупность
факторов социально-психологического,
нравственного характера — демократический
стиль управления, заботливое отношение
к нуждам человека, учет его индивидуальных
особенностей и пр.
Значительные перемены, наличие кризисной
ситуации в социальной, экономической,
политической, духовной сферах России
одновременно как расширяют возможности,
так и создают серьезные ограничения для
каждого человека, стабильности его существования
и роста.
Антикризисное управление персоналом
в таких условиях призвано учесть целый
спектр вопросов адаптации сотрудника
к внешним и внутренним условиям функционирования
и развития организации. Особое внимание
должно уделяться анализу мотивационных
установок, умению их формировать и направлять
в соответствии с задачами, стоящими перед
организацией. Сюда же следует отнести
проблемы взаимодействия руководителей
организации с профсоюзами и службами
занятости, обеспечение безопасности
персонала, разработку принципиально
новых подходов к приоритету ценностей.
Главное внутри организации — работники,
а за ее пределами — потребители продукции.
Важно повернуть сознание персонала к
потребителю, а не к угождению начальнику;
к прибыли, а не к расточительству; к новатору,
а не к заскорузлому механическому исполнителю;
перейти к социальным нормам, базирующимся
на прочном экономическом фундаменте,
не забывая о духовности и нравственности.
Система антикризисного управления персоналом
представляет собой совокупность подсистем
общего и линейного руководства, ряд функциональных
подсистем, специализирующихся на выполнении
однородных функций и связей междуними.
Более подробно об
Известно, что организация - это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между частями организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.
Существование и развитие всякой организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.1
Конфликт способен оказать положительное воздействие развитие отдельной личности, потому что он активизирует самосознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Следует также отметить положительную функцию конфликта, которая заключается в том, что он сигнализирует о неблагополучии в организации. При этом наблюдается следующая зависимость: чем больше имеется объективных оснований и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное отклонение социально-производственной ситуации от оптимальной.
Наиболее опасным
негативным последствием конфликта
является его затягивание и нагнетание
в организации таких
Вместе с тем кризис сам неизбежно порождает конфликты, так как он нарушает динамическое равновесие организации. Внутренние силы, пытаясь восстановить его, приходят в движение и начинают сталкиваться. Обостряются деловые и социоэмоциональные отношения между работниками, в результате чего возникают конфликты.
Таким образом, конфликт в некоторых ситуациях может спровоцировать в организации кризис, а тот, в свою очередь, неизбежно создает почву для конфликтов.
Наличие конфликта в организации еще не свидетельствует о ее кризисном состоянии, так как конфликты вообще неизбежны и даже могут принести пользу. Конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем, вид общения через состязание. Но если конфликты возникают слишком часто, а решение их затягивается, это свидетельствует о наличии в организации серьезных проблем, которые следует диагностировать и найти их решение. В противном случае организация не будет успешно развиваться и может войти в состояние кризиса. Для того чтобы конфликты не имели разрушительных для организации последствий, руководители должны уделять им особое внимание.
Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Это одно из условий антикризисного управления. Для того чтобы реализовать его на практике, необходимо:
- осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций;
- понимание механизма развития конфликта как процесса;
- учение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.
Выявление и
осознание конфликтных
Причины конфликтов, порожденные трудовым процессом. Трудовая деятельность предполагает взаимодействие работников, наличие отношений власти и подчинения, деловое общение. Все эти процессы являются достаточно сложными с точки зрения как их организации, так и исполнения. В них изначально заложены предпосылки противоречий между участвующими субъектами: отдельными сотрудниками, рабочими группами или целыми подразделениями организации.
Конфликты возникают в ходе:
- установления и достижения целей;
- распределения и выполнения должностных полномочий и задач;
- распределения ресурсов;
- реализация коммуникаций.
Конфликт может проистекать также из-за различия в целях. Так, специализированные подразделения часто уделяют больше времени своим частным целям, которые могут не совпадать с целями других подразделений и организации в целом.
Отдельные работники,
преследуя собственные цели, иногда
могут вступить в конфликт с целями
других индивидов или целых
Различия в способах достижения целей тоже могут вызвать несогласие, противоречия и даже конфликты, потому что работники часто имеют разные взгляды на пути и способы достижения поставленных целей. Например, задача закрепления в организации квалифицированных кадров может иметь несколько вариантов решения. Разные представления о том, какое решение самое лучшее, иногда приводят к столкновениям мнений.
Одной из самых распространенных причин конфликтов является необходимость делить ресурсы, которые практически всегда ограничены. В процессе распределения ресурсов почти неизбежно создается конфликтная ситуация.
Атмосфера, формирующаяся в коллективе в процессе работы, во многом зависит от качества коммуникаций между его членами. Ошибочное коммуникационное поведение -- еще одна из самых распространенных причин конфликтов, так как неполная и неточная передача информации может мешать отдельным работникам или рабочим группам понять ситуацию, точку зрения других.
Таким образом, трудовой процесс порождает множество возможностей и причин для развития конфликта.
Причины конфликтов, вызванные психологическими особенностями человеческих отношений. Они заключаются:
* в неблагоприятной психологической атмосфере в коллективе. Она может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, этническими различиями сотрудников, действиями руководителей;
* плохой психологической
коммуникации, т. е. работники
не понимают, не учитывают намерения,
состояние друг друга, не
* симпатиях
и антипатиях работников, ведущих
к их совместимости или
Причины конфликтов, коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива. Они могут заключаться в различиях:
* в стиле и манере поведения;
* чувствах и эмоциональности;
* восприятии жизненных ценностей.
Рассмотренный перечень причин может быть еще дополнен и расширен. На разнообразие причин необходимо обратить внимание, поскольку часто руководители считают, что причиной конфликта является столкновение личностей, в то время как более глубокий анализ показывает, что могут быть «виноваты» и другие факторы.
На вероятность возникновения той или иной причины конфликта оказывают влияние демографические характеристики работников (пол и возраст). Например, установлено, что для женщин более характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личными потребностями -- заработной платой, распределением отпусков, премиями. Мужчины более предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью -- организацией труда, определенностью полномочий, функций и др. С увеличением возраста работников больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе -- нарушением трудовой дисциплины, несоответствием требованиям, предъявляемым руководителем и т.д. Чумак В.Г. Менеджмент персонала. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003
Человек может рассматриваться как рабочая сила и может рассматриваться как капитал. Если человек выступает как формальный, механический исполнитель своих обязанностей, приказов и указаний начальства, и достаточно большое число таких людей составляют определенную силу, но если человек обладает развитым интеллектом, выраженной творческой индивидуальностью, предприимчивостью, новаторским складом характера - это не просто рабочая сила, это - ценный капитал. И относиться к нему надо как к высшей ценности, как к ведущему фактору достижения всех управленческих целей.2
Для повышения эффективности управления необходимо выяснить, какие категории работников относятся к управленческому персоналу. По этому вопросу у исследователей, работников кадровых служб единства взглядов пока нет. Одни считают, что к управленческому персоналу относятся все работники аппарата управления организацией. Другие считают, что в основу решения вопроса об отнесении того или иного работника к персоналу управления должен быть положен функциональный принцип: именно содержание выполняемых работником основных функций управленческого труда.
Руководствуясь этим критерием, к персоналу управления следует отнести работников, которые полностью или частично заняты управленческим трудом (руководители, их заместители, специалисты и технический персонал).
Однако в аппарате управления
организацией есть группы работников,
которые непосредственно
Не принижая роль других
групп управленческого
В содержание понятия «руководитель» (менеджер), по нашему мнению, можно включить следующие категории работников управления: во-первых, управленцев, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми ее подсистемами в предкризисный, кризисный и послекризисный периоды; во-вторых, категорию руководителей отделов, служб, участков, цехов, в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах; в-третьих, категорию заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей. Заместитель руководителя в большинстве случаев обладает полномочиями руководителя и не только юридически, но и фактически им является.