Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:17, реферат
Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформ, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания. По мере отказа от практики перекладывания проблем отдельных предприятий на плечи государства неплатежи стали показателем степени их адаптации к рыночным условиям хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. НЕПЛАТЕЖИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ. 3
1,1ПОНЯТИЕ НЕПЛАТЕЖЕЙ. 3
1,2ПРИЧИНЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ В РФ В 90 – Х ГОДАХ 5
2.МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА НЕПЛАТЕЖЕЙ. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 26
Содержание
Стр. | |
Введение | 2 |
|
3 |
1,1Понятие неплатежей. | 3 |
1,2Причины неплатежей в РФ в 90 – х годах | 5 |
2.Меры по преодолению кризиса неплатежей. | 12 |
Заключение. | 24 |
Список используемой литературы. | 26 |
Введение
Проблема
взаимных неплатежей предприятий стала
одной из центральных после
Неплатежи
предприятий свойственны и
Наряду с нормально функционирующими фирмами в любой экономике существует нежизнеспособные, неэффективные или просто нечестно работающие предприятия. При этом важно, чтобы неплатежи перестали быть проблемой, затрагивающей экономику в целом, которую должно решать все общество. Финансовое благополучие или неблагополучие отдельного предприятия должно касаться, прежде всего, данного предприятия.
Сегодня преодоление кризиса неплатежей является одной из самых актуальных задач. В настоящее время необходимо усовершенствовать меры по сокращению неплатежей. Ведь это является залогом успеха многих стабилизационных программ в России.
Таким образом, в своей работе я рассмотрю такие важные для экономики России понятие как кризис неплатежей, причины данного кризиса, а также меры по его преодолению.
1,1Понятие неплатежей.
В России
неплатежами считаются все
По некоторым оценкам специалистов МВФ, во Франции, где коммерческие кредиты, предоставляемые предприятиями друг другу, составляют 38 % ВВП, около половины из них являются просроченными. В Великобритании величина просроченного коммерческого кредита равна 12 % ВВП (весь коммерческий кредит – 20 % ВВП), а в Швеции – 8 % (весь коммерческий кредит – 21 % ВВП).
Следует отметить, что эти цифры касаются задолженности покупателей (выданные средства), а расчеты РЦЭР при правительстве России - задолженности поставщикам (полученные средства). Неплатежи, в том числе и в российской экономике, рассматриваются западными специалистами как просроченный коммерческий кредит. По мнению российских экономистов, такой подход неправомерен, поскольку в случае с неплатежами отсутствует один из главных признаков кредита - добровольность его предоставления1.
В итоге довольно значительны расхождения в статистических оценках величины неплатежей. Просроченный коммерческий кредит в российской экономике, к которому специалисты МВФ приравнивают неплатежи, составляет, по их расчетам, около 7 – 8 % ВВП (в среднем за годы реформ), по нашим же данным, неплатежи в промышленности равнялись в разные периоды 3 – 5 % ВВП (применительно ко всей экономике – 4 – 6 % ВВП). [18]
Оценки
неплатежей завышаются из-за отсутствия
адекватных стандартов учета и отчетности
- неясно, начиная с какого момента,
краткосрочная задолженность
Только с 1 октября 1994 г. Госкомстат России стал публиковать данные о просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев и ее доле во всех неплатежах. В начале сбора этих сведений она составляла 70 % общей суммы просроченной кредиторской задолженности, однако на протяжении всего текущего года ее величина колеблется около отметки 60 % .
Существуют расхождения в трактовках самого понятия “неплатежи”. Во многом последующие оценки и ход рассуждений основываются на различных определениях неплатежей.
В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность предприятий другим предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам).
“Классическим” видом неплатежей в узком смысле этого слова является просроченная задолженность предприятий своим поставщикам. При этом большая часть неплатежей нефинансового сектора России приходится на промышленность, примерно 30 % - на сельское хозяйство, строительство и транспорт. Доля промышленности в неплатежах в России на протяжении 1994-1995гг. немного превышала 70 %. Поэтому основной предмет рассмотрения моей работы - неплатежи как просроченная задолженность промышленных предприятий своим поставщикам.
В каждой стране, будь то страна с переходной экономикой, или страна с развитой рыночной экономикой, существуют свои причины кризиса неплатежей. В России же, с ее специфическими особенностями не только экономики, но и политики, а также географическими особенностями. Неплатежи вызывают различные проблемы. Однако среди них можно выделить наиболее важные: искусственная нехватка денег в стране, несовершенство налоговой политики, преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, неконкурентоспособность отечественной продукции, монополистическое ценообразование, «прокрутка» денег.
Непреложный факт современной российской действительности - искусственно созданная нехватка денег в обращении, демонетизация экономики и возвращение ее в состояние всеобщего натурального обмена. В странах, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития, количество наличных и безналичных денег в обращении (денежный агрегат М2) в нормальных условиях находится на уровне 80 % ВВП, в США - даже 120 %. У нас же в октябре 1996 г. этот показатель составлял 10 –12 % (в 1991 г. – 70 %). Подобное положение является следствием сознательно проводившейся в 1992-1995 гг. политики резкого сокращения денежной массы и платежеспособного спроса. За эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в обороте увеличилось в 230 раз.
Между тем искусственный "голод" на деньги, столь резко сокративший потребительский спрос и лишивший предприятия оборотных средств, подвел экономику к такой черте, за которой явственно проглядывается опасность всеобщего экономического и бюджетно-финансового паралича. Времени на постепенное, растянутое по срокам выравнивание денежной массы и потребностей рынка в деньгах в России уже нет.
Обесценение сбережений, снижение доходов основного внутреннего потребителя, искусственная нехватка оборотных средств у предприятий привели к резкому сокращению внутреннего платежеспособного спроса, то есть к сжатию внутреннего рынка, что и явилось главной причиной экономического спада. По имеющимся оценкам, действием этого фактора можно объяснить до 57 % общего объема падения производства. На второй по значению фактор - потерю партнеров в бывших советских республиках и странах бывшего СЭВ - приходится 35 %. И наконец, на третий фактор - снижение конкурентоспособности отечественных производителей из-за ужесточения налогового пресса и замещения их продукции импортом – 8 %.
Преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы
Снижение темпов инфляции в стране было достигнуто прежде всего ценой дезорганизации всей бюджетной сферы, и одним из ее проявлений стали неплатежи. По мере углубления курса на искусственное сокращение денежной массы основную роль в развитии кризиса неплатежей примерно с 1993-1994 гг. начала играть именно проводимая правительством сознательная политика длительной неоплаты выполненных государственных заказов, недофинансирования утвержденных парламентом статей бюджетных расходов и как следствие задержек выплат пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы, которые составляют около половины всех работающих в стране.
Непосредственно на бюджет в эти годы приходилось и приходится в настоящее время не более 10 – 15 % всех неплатежей в экономике. Но бюджетные деньги являются либо главной причиной, либо первоисточником практически каждого случая неплатежей. По некоторым оценкам, один рубль, вовремя невыплаченный бюджетом по своим обязательствам, сегодня порождает 6 – 7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений. Бюджет, таким образом, является в нынешних условиях виновником от 1/2 до 2/3 из всех неплатежей в стране.
Неоплаченный
в установленные сроки
Налоговая политика
Имевшая хоть какое-то временное оправдание в 1992 г. налоговая политика правительства с течением времени превратилась в сильнейший тормоз экономического развития страны и мощный фактор ее бюджетно-финансовой и социальной нестабильности. Запредельные ставки налогообложения породили резкое сокращение налогооблагаемой базы и как следствие падение налоговых поступлений в бюджет, а не их рост.
Естественно, поставленные в невыносимые налоговые условия многие предприятия постарались вывести значительную часть своего экономического оборота из-под налогового пресса. Сегодня от налогов уклоняются до 80 % всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом широко используются "взаимная амнистия" по задолженности друг другу, натуральный обмен (бартер), налоговые освобождения и выбитые путем лоббирования налоговые льготы, всякого рода квазиденьги, искусственное сокращение масштабов производства и пр. Другая негативная сторона нынешней налоговой системы - прямой уход 40 % и более реальной российской экономики в теневую, то есть полностью неналоговую сферу, расчеты "черным полом", рост организованной преступности, массовое укрывательство личных доходов и имущества от налогообложения, наличие на руках (вне банковской сферы) у населения, ни в чем не доверяющего правительству, 40 – 60 млрд. долл. в иностранной валюте, массированный отток российских капиталов за границу, превысивший уже, по самым минимальным западным оценкам, 100 млрд. долл., и т.д. Все эти факторы оказывают усиленное воздействие на современный кризис неплатежей, резко сокращая и без того ослабленные всеобщей нехваткой денег возможности нормальных расчетов между самими предприятиями и их расчетов с бюджетом.
Для всей сферы обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, торговли, услуг, коммунального хозяйства и пр. подлинным бедствием стал безудержный рост в последние годы внутренних цен на продукцию естественных монополий, прежде всего на электроэнергию, нефть и нефтепродукты, газ, услуги связи, транспортных тарифов. Внутренние цены на эти ресурсы, достигнув на начальной стадии реформ более или менее естественного мирового уровня и тем самым ликвидировав свое длительное искусственное отставание, в дальнейшем по ряду позиций значительно (в 1,5 раза и более) превысили мировой уровень. Сейчас продолжается их относительное повышение: в среднем темпы роста внутренних цен на продукцию естественных монополий в годы реформ в 3 раза превысили рост цен на все другие виды продукции в стране.