Система антикризисного регулирования:
Включает целостную совокупность элементов,
находящихся в отношениях и связях
друг с другом, направленных на защиту
предприятий от кризисных ситуаций
и предотвращение банкротства. Функциональными
элементами системы антикризисного
регулирования являются: мониторинг
состояния предприятий, маркетинг
изменения отраслевой структуры
хозяйства, прогнозирование и планирование,
принятие управленческих решений и
распоряжений, координирование и
организация их выполнения, введение
системы стимулов, учет и контроль
результатов функционирования хозяйства.
Все они находятся в тесной
взаимосвязи и непрерывном взаимодействии
друг с другом. Особую роль играет мониторинг.
От его чувствительности зависит
степень реактивности работы всей системы.
Механизмами (энергией), приводящими
данную систему в действие и обеспечивающими
ее функционирование, являются: выработка
стратегии, политики и принципов
антикризисного регулирования и
учреждение его участников; наработка
законодательной и нормативно-методической
базы; технология контроля, включающая
мониторинг; изучение изменений факторов
внешней среды, оказывающих воздействие
на предприятия; принятие мер, направленных
на преодоление неплатежей. Основная
задача института несостоятельности
(банкротства) заключается в том,
что коль скоро потери кредиторов
оказались неизбежными, эти потери
должны быть распределены между ними
наиболее справедливым образом. В соответствии
с этой позицией принципами антикризисного
регулирования являются: создание правовой
основы цивилизованных предпринимательских
отношений в условиях несостоятельности
предприятий; ограничение до разумных
пределов государственного и административного
влияния на деятельность неплатежеспособных
предприятий, демократический подход
к решению судьбы предприятия-должника;
предоставление честным должникам возможности
возобновления своей деятельности и создание
условий для возрождения отечественного
бизнеса; сохранение перспективных предприятий,
имеющих временные финансовые трудности,
и оказание им помощи; введение системы
безопасных мер для всех участников предпринимательства
и экономической деятельности государства
при банкротстве предприятий; защита предприятия
от влияний споров и тяжб, приводящих к
ускорению его развала; защита интересов
всех участников банкротства, причем отдается
приоритет интересам кредиторов; справедливое
распределение конкурсной массы, которая
составляет все имущество должника, имеющееся
на момент открытия конкурсного производства
и подлежащее распродаже. Участниками
антикризисного регулирования являются
различные службы и организации. Федеральная
служба России по финансовому оздоровлению
и банкротству (ФСФО России): 13 межрегиональных
территориальных служб по делам о несостоятельности
и финансовому оздоровлению — Центральная,
Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская,
Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская,
Волго-Вятская, Дальневосточная, Северная,
Северо-Западная, Северо- Кавказская, Южная
(в их составе в каждом областном и краевом
центре функционируют территориальные
агентства); такая организационная структура
позволяет принимать решения о судьбах
несостоятельных предприятий с учетом
социально-экономической ситуации, преодолевая
местнические интересы субъектов Российской
Федерации; два территориальных органа
Свердловской и Московской областей. ФСФО
России выполняет исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и организационные
функции, связанные с антикризисным регулированием.
Федеральная (центральная и территориальные)
межведомственная балансовая комиссия
по финансовому оздоровлению, в состав
которой входят специалисты из департаментов
финансов, банков, клиринговых центров,
способные критически оценить баланс
предприятия и целесообразность направления
финансовых потоков. Деятельность комиссий
направлена на финансовое оздоровление
предприятий без судебных процедур. В
их функции входит также анализ краткосрочных
графиков погашения задолженностей. Коллегии
уполномоченных государственных представителей-кредиторов,
основной функцией которых является предварительное
(досудебное) изучение истории банкротства
предприятия, реструктуризация долга,
разработка графиков погашения задолженности
и осуществление контроля исполнения
обязательств перед кредиторами. Некоммерческое
партнерство «Российская гильдия профессиональных
антикризисных управляющих» (НП РГПАУ)
— объединение специалистов по антикризисному
управлению, их профессиональных организаций
и иных юридических лиц, содействующих
развитию антикризисного управления в
России. Гильдия имеет трехзвенную организационную
структуру: территориальный, межрегиональный
и федеральный уровни. Гильдия антикризисных
управляющих — орган, координирующий
деятельность предприятий в ближайшей
перспективе посредством разработки конкретных
программ и планов по их финансовому оздоровлению.
Она самостоятельно выполняет те функции,
которые федеральная служба не в состоянии
выполнить эффективно. Основными функциями
гильдии являются: формирование и развитие
нормативно-правовой базы в сфере антикризисного
регулирования и управления, формирование
свода профессиональных и морально-этических
норм, правил и стандартов осуществления
деятельности по антикризисному управлению;
создание системы внутрикорпоративного
мониторинга, надзор за деятельностью
лицензированных арбитражных управляющих,
формирование команд антикризисных управляющих,
разработка и реализация стратегии финансовой
поддержки антикризисных управляющих,
методическое сопровождение практики
антикризисного управляющего, повышение
уровня профессиональной подготовки специалистов
по антикризисному управлению. Арбитражные
суды. Властные структуры и профильные
ведомства, в т. ч. департаменты управления
инвестициями, фонды по поддержке малого
бизнеса, службы занятости, государственные
налоговые службы, налоговая полиция,
внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные
комиссии, консалтинговые фирмы, антикризисные
управляющие.