Сущность антикризисного управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Все экономические процессы можно разделить на управляемые и неуправляемые. Различия между управляемыми и неуправляемыми процессами относительны: неуправляемые процессы (хотя и в незначительной степени) могут поддаваться воздействиям, а воздействие на управляемые процессы может не дать ожидаемых результатов, что помимо объективных условий определяется качеством управления.
Антикризисное управление — это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации, В этом определении объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение еще не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса.
В реальной практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся состояния предприятия и предполагают использование разных инструментов управления

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По курсу  «Антикризисное управление

на предприятии сфере сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

 

 

 

Сущность антикризисного управления организацией

 

      Все экономические процессы можно разделить на управляемые и неуправляемые. Различия между управляемыми и неуправляемыми процессами относительны: неуправляемые процессы (хотя и в незначительной степени) могут поддаваться воздействиям, а воздействие на управляемые процессы может не дать ожидаемых результатов, что помимо объективных условий определяется качеством управления.

Антикризисное управление — это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации, В этом определении объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение еще не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса.

В реальной практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся состояния предприятия и предполагают использование разных инструментов управления.

Решение первой задачи антикризисного управления — предотвращение кризиса — предполагает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие для многих предприятий черты. Такой подход можно назвать антикризисным управлением в широком смысле.

Антикризисное управление в широком смысле — это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределенности, риска. В этом случае антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).

Решение второй задачи —  преодоление кризиса — всегда носит специфический характер, и  поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.

Антикризисное управление в узком смысле — это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платежеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаше всего имеет место на стадии спада.

Концептуальная установка  антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
    • кризисы в определенной степени можно ускорять, предварять и отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
    • кризисы можно смягчать, кризисные процессы в определенной степени управляемы, управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать их негативные последствия;
    • управление в условиях кризиса требует особых подходов, инструментов, знаний и навыков.

Проблематику антикризисного управления можно представить в  виде четырех групп (рис. 4.1)1.

Проблемы распознавания  предкризисных ситуаций

   

М етодол оги ч ее ки е проблемы АУ

Проблемы предотвращения кризисов

Фи нансово - эконом ич ее кие проблемы АУ

Проблемы жизнедеятельности  организации в кризисном

положении

Правовые проблемы АУ

Проблемы организации  АУ

Проблемы выхода из кризиса

 

Со циал ьно - пс ихол оги - ческие проблемы АУ

Проблемы ликвидации последствий кризиса

   

Антикризисное управление (АУ)

Поиск информации

   

Конфликты

Проблемы прогнозирования кризисов

Маркетинг; поведение  в условиях неопределенности

Управление рисками

Банкротство

Анализ и оценка кризисных  ситуаций

Оценка, селекция и мотивирование персонала

Инновационные стратегии

Инвестиционное проектирование

   


 


 

                                     Методология антикризисного управления

Методология антикризисного управления (в широком смысле) находит выражение в его функциях, цели, основном принципе, стратегиях, этапах и свойствах.

Цель антикризисного управления — нейтрализация наиболее опасных явлений.

На разных своих стадиях  антикризисное управление направлено либо на предупреждение наступающего кризиса, либо на ограничение (смягчение) кризиса, либо на выход из кризиса — таковы его задачи. Оно обладает как общими для процесса управления предприятиями свойствами, так и специфическими чертами и отличается от традиционного управления предприятиями.

Основной принцип антикризисного управления — постоянный мониторинг внутренней и внешней среды организации с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса; своевременное улавливание сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения предприятия на рынке, его конкурентного статуса.

Существует ли специальные  стратегии антикризисного управления? Да, потому что у антикризисного управления есть свои специфические черты. Но выделить (вычленить) антикризисные стратегии из организационных (корпоративных) стратегий сложно, иногда невозможно. Организационная стратегия, носящая опережающий характер, органично содержит в себе элементы (черты) антикризисного управления. Другими словами, всякая успешная стратегия является антикризисной.

Управление кризисами  и антикризисное управление —  это одно и то же? К. Ру-Дюфор определяет управление кризисами как совокупность мер, направленных на упреждение, реагирование и изучение кризисов. Т.К. Пошан и Э.М. Морэн отмечают, что стратегия управления кризисами включает четыре взаимосвязанных направления1:

    1. управление кризисами: ограничение его последствий, компенсация причиненного ущерба и возврат к предшествующей ситуации;
    2. подготовка к кризисам: в частности, формирование отдела кризисов и необходимых резервов;
    3. предупреждение кризисов: снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки различных сторон деятельности предприятия;
    4. предотвращение контрпроизводства, под которым понимаются деструктивные последствия производства как в нормальных, так я в кризисных условиях.

Управление кризисами  — это управление изменениями. Под изменениями понимаются все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры организаций.

Этапы антикризисного управления:

    • анализ внешней среды и выбор миссии фирмы;
    • познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации — создание системы сканирования внешней ивнутренней среды с целью раннего обнаружения сигналов приближения кризиса;
    • стратегический контроллинг фирмы (система обеспечения долгосрочного существования фирмы на рынке) и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности; выживание фирмы на рынке позволяет поддерживать своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества как реакцию на сигналы о возможной утрате существующего конкурентного преимущества;
    • оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;
    • разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
    • постоянный учет рисков предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Л.П. Градов, говоря об анализе внешней среды, упорядочил внешние сигналы о возможных угрозах предприятию следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Внешние сигналы о  возможных изменениях состояния фирмы

Фактор внешней среды, определяющий условия функционирования фирмы

Сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы

агрегированный

детализированный

1

2

3

Параметры спроса

Величина спроса

Падение спроса на товары фирмы, рост спроса на аналогичные товары конкурентов

Стабильность спроса

Усиление колебаний  в спросе и прибыли от продажи  товаров

Требования покупателей к качеству товаров фирмы

Нарастание спроса на товары более высокого качества

Эластичность спроса

Повышение эластичности спроса на товары фирмы

Разнообразие

(сегментация)

потребителей

Во всех обслуживаемых  сегментах рынка утрачивается интерес к товарам фирмы

Экономический потенциал  покупателей

Снижение покупательной  способности населения




 

Продолжение тобл.1.

!

2

3

Параметры факторов производства

Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов

Сокращение предложения  сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье и материалы

Конъюнктура рынков трудовых ресурсов

Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов, рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией

Конъюнктура рынков финансовых ресурсов

Повышение процентных ставок по кредитам банков, падение курса  собственных акций, прекращение  субсидий из фондов благотворительных организаций

Развитие инновационной деятельности

Рост стоимости лицензий на использование открытий и изобретений, ужесточение условий получения  грантов и государственных заказов  на НИОКР

Конъюнктура рынков средств  производства

Сокращение предложения  средств производства, рост цен на средства производства

Параметры родственных и поддерживающих отраслей

Изменение потенциала родственных отраслей

Свертывание производства родственных отраслей, переориентация этих отраслей на новую технологию

П рои з вод стее иная инфраструктура

Стагнация научно-технического потенциала отраслей и внешней инфраструктуры

Социальная инфраструктура

Рост цен на социальные услуги

Ислол ьзование достижений родственных отраслей

Неприемлемость таких  достижений для фирмы или недоступность таких достижений ввиду высокой стоимости

Параметры конкурентной среды

Угроза со сторож кы товаров- заменителей

Предел цены, задаваемый товарами- заменителями, сущест&енно снижает потенциал прибыли, покупатели охотно переключаются на товар-заменитель

 

Угроза появления новых  конкурентов

Барьеры для входа  на рынок практически отсутствуют, а функционирующие фирмы лояльны к новым конкурентам

 

Угроза со стороны поставщиков

Сила поставщиков велика из-за высокой доли затрат на их продукцию  в издержках покупателя, поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей — п о ста в щи ки-мон оп ол исты

 

Соперничество

между существующими фирмами

Конкурентный статус фирмы-конкурента существенно повысился, возросло число конкурирующих фирм, началась ценовая война

Информация о работе Сущность антикризисного управления организацией