Архитектура 18 века в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 18:55, реферат

Краткое описание

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками. В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 403.69 Кб (Скачать файл)

Архитектура 18 века в России

18 век в архитектуре  и градостроительстве России  считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями  – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно  в течение века. В этот период  появляются новее города, создаются  объекты, которые в наше время  считаются признанными историческими  и архитектурными памятниками.

Первая треть 18 века. Барокко

В первой трети столетия все  архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом  плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается  промышленность, что приводит к строительству  множества промышленных городов  и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала  предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство  объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными  и красивыми создавались в  основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах  уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также  появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых госпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так  и других городов. Гражданское строительство  уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение  застройки в противопожарных  целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным  освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию  в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать  Европу, выйдя на достойный уровень  по уровню градостроительства и благоустройства  городов.


 

 
 
Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу. 
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах. 
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

 
В этот период создаются Петропавловский  собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Середина 18 века. Барокко и рококо

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для  государства, она уже не оказала  существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры  того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом  иностранцев, перенимали их опыт, вернулись  на родину и те, кто был отправлен  на обучение за границу. Страна на тот  момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода  являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие. 
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма. 
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.


Информация о работе Архитектура 18 века в России