Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 18:55, реферат
18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками. В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном.
Архитектура 18 века в России
18 век в архитектуре
и градостроительстве России
считается важным и знаковым.
Он характеризуется тремя
Первая треть 18 века. Барокко
В первой трети столетия все
архитектурные преобразования неразрывно
связаны с именем Петра Первого.
За этот период российские города претерпели
значительные изменения и в социально-
Петром I создается особая
комиссия, которая в будущем станет
главным органом
Главным архитектурным событием начала
века считается строительство Санкт-
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти,
Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые
архитекторы, которым суждено внести большой
вклад в русское зодчество первой четверти
18 века. Что интересно, если в начале своего
творческого пути в России они четко следовали
своим принципам и западному архитектурному
мышлению, то уже через какой-то период
времени специалисты-историки отмечают
влияние нашей культуры и самобытности,
которое прослеживается в их более поздних
работах.
В первой трети 18 века преимущественным
направлением в архитектуре и строительстве
является барокко. Этому направлению свойственно
сочетание реальности и иллюзии, пышности
и контраста. Строительство Санкт-Петербурга
начинается с заложения Петропавловской
крепости в 1703 году и Адмиралтейства в
1704 году. Петр поставил серьезные задачи
перед архитекторскими кадрами того периода
в плане соответствия нового города передовым
европейским принципам градостроительства.
Благодаря слаженной работе русских архитекторов
и их иностранных коллег, северная столица
приобрела формально западные черты в
слиянии с традиционно русскими. Тот стиль,
в котором создавались многочисленные
помпезные дворцы, церкви, государственные
учреждения, музеи и театры сейчас часто
называют русским барокко или барокко
Петровской эпохи.
В этот период создаются Петропавловский
собор, летний дворец Петра Первого,
Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание
Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге.
В стиле барокко оформлены, созданные
в этот и более поздний период, ансамбли
Зимнего дворца, Царского села, Петергофа,
Смольного монастыря, дворца Строгановых.
В Москве — это церкви Архангела Гавриила
и Иоанна Воина на Якиманке, характерными
элементами свойственными этому периоду
оформлен главный въезд в Арсенальный
двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных
городов стоит отметить Петропавловский
собор в Казани.
Середина 18 века. Барокко и рококо
Несмотря на то, что смерть
Петра I была большой утратой для
государства, она уже не оказала
существенного влияния на развитие
градостроительства и архитектуры
того периода. Русские архитекторы,
работающие в Петербурге под началом
иностранцев, перенимали их опыт, вернулись
на родину и те, кто был отправлен
на обучение за границу. Страна на тот
момент обладала сильными кадрами. Ведущими
русскими архитекторами того периода
являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов,
Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется
рококо и является сочетанием барокко
и зарождающегося классицизма. В нем проявляется
галантность, уверенность. Рококо больше
характерен для интерьерных решений того
времени. В строительстве зданий еще отмечается
пышность и помпезность барокко, а также
начинают проявляться строгие и простые
черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери
Петра – Елизаветы, отмечен творчеством
Растрелли–сына. Воспитанный на русской
культуре, в своих работах он демонстрировал
не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры,
но и понимание русского характера, русской
натуры. Его проекты вместе с творчеством
современников Квасова, Чевакинского,
Ухтомского органично вписались в историю
русского зодчества 18 века. С легкой руки
Растрелли купольные композиции стали
появляться не только в столице, но и в
других российских городах, постепенно
заменив собой шпилеобразные. Парадность
и размах его дворцовых ансамблей не знает
аналогов в русской истории. Но при всем
признании и роскоши искусство Растрелли
и его современников продержалось не долго,
и на смену ему во второй половине 18 века
приходит волна классицизма. В этот период
создаются самые масштабные проекты —
новый генеральный план Петербурга и проект
перепланировки Москвы.