Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:28, реферат
Археологические исследования греческих городов Северного Причерноморья раскрывают сложную картину жизни этих городов с их разнородным населением. О ней свидетельствуют памятники искусства, жилища, храмы, крепостные стоны, множество предметов быта и вооружения, монеты и т. п.
Античная архитектура Северного Причерноморья имеет некоторые особенности, Лучше других сохранились крепостные сооружения. Один из интересных памятников этого рода - крепостные степы Херсонеса. Мощные стены снабжены башнями, они выложены из крупных квадров плотного известняка.
Архитектура городов Северного Причерноморья
Археологические исследования
греческих городов Северного
Причерноморья раскрывают сложную
картину жизни этих городов с
их разнородным населением. О ней
свидетельствуют памятники
Античная архитектура Северного Причерноморья
имеет некоторые особенности, Лучше других
сохранились крепостные сооружения. Один
из интересных памятников этого рода -
крепостные степы Херсонеса. Мощные стены
снабжены башнями, они выложены из крупных
квадров плотного известняка. Тщательность
обработки камня, целесообразное расположение
башен и ворот позволяют считать этот
памятник одним из выдающихся произведений
античной крепостной архитектуры. Здания
храмов, базилик, театров не сохранились,
но об их былой значительности свидетельствуют
находки отдельных частей их, в том числе
развалины базилики (открытой Уваровым
в 1853 г.), так называемый «Монетный двора»
в Херсонесе и др.
Улицы в городах располагались, вероятно,
по Гипподамовой системе, в виде правильной
сетки, как это установлено в Ольвии. Для
Пантикапея характерна террасная планировка,
обусловленная рельефом местности.
Наиболее значительная
часть сохранившихся
К числу наиболее замечательных памятников
первой группы относится «Царский курган».
Он расположен в шести километрах от Керчи.
Это величественная усыпальница одного
из боспорских правителей 4 в. до н. р., —
может быть, Левкона I или Перисада I. Его
высота достигает – 17 м. окружность - 260
м. Насыпь состоит из земли и камня. Нижняя
часть кургана укреплена снаружи невысокой
каменной стеной — крепидой, которая предохраняет
насыпь от разрушения. В камеру ведет дромос
длиной 36 м - узкий коридор, перекрытый
крутым ступенчатым сводом; высота дромоса
увеличивается по мере приближения к склепу
(7 м в высоту). Склеп представляет собой
прямоугольную в плане камеру (4,49 X X 4,39)
со стремительно уходящим вверх перекрытием
(8,73 м в высоту). Свод ее состоит из 17 рядов
нависающих плит, отвесных вначале (5 рядов)
и образующих выше правильные концентрические
круги. Впечатление устремленности ввысь,
легкости и величия производит это решение
внутреннего пространства. Поразителен
эффект дромоса, когда зритель смотрит
из погребальной камеры: он кажется бесконечно
длинным, величественным и строгим. Склеп
датируется 4 в. до н.э.
Мелек-Чесменский курган,
близ Керчи, по конструкции подобен Царскому,
но значительно уступает ему по величине
и не производит такого сильного художественного
впечатления. К той же группе курганов
относился знаменитый Кульобский курган,
в шести километрах от Керчи, открытый
в 1830 г. Он представлял собой могилу одного
из представителей скифской знати. Камера
кургана, сложенная из известняковых плит,
почти квадратная по форме, перед ней —
короткий широкий дромос. Перекрытия —
из ряда нависающих плит(В настоящее время
склеп не существует, так как его камера
обрушилась сразу после раскопок и известна
лишь по схематической зарисовке.). Стены
и потолок были, вероятно, увешаны тканями
с нашитыми на них золотыми бляшками, которые
во множестве лежали на полу склепа в момент
его открытия, так как ткань совершенно
истлела.
Неразрывно связаны с архитектурой многочисленные
стенные росписи склепов Пантикапея и
Тамани. Они имеют тем большее значение,
что греческих росписей до нашего времени
почти не дошло. Они выполнены фреской,
технически совершенны, написаны живыми,
насыщенными красками.
Наиболее ранний тип росписи (4 - 3 вв. до
н.э.) представляет собой имитацию кладки
степы из цветного мрамора (3 пояса — белого,
черного и красного цветов), выше — фриз
с изображением предметов обихода греческого
атлета: сосуды для оливкового масла, венки,
полотенца, победные повязки — тении (склеп,
открытый в 1908 г., Керчь). Большой интерес
представляет роспись склепа Васюриной
горы (Таманский подуостров) конца 4 —
начала 3 в. до н. э- Раскраска стен здесь
подражала облицовке стен из цветного
мрамора. Внизу шла узкая черная панель,
над ней проходил ряд желтоватых плит,
над ним ряды желтых и черных квадров,
выше — широкая красная полоса, увенчанная
ионическим карнизом, па нем — антефиксы,
между ними птицы, па потолке написан синий
ковер с пурпуровой каймой и четырьмя
красными кистями по углам, как бы натянутый
над склепом.
Помимо подражания кладке в росписи стен
склепов встречаются и сюжетные изображения:
мифологические сцены (склеп Пигмеев,
склеп Алкима) или изображения умершего
в бытовой обстановке, на коне или в бою
Выполнение этих росписей имеет довольно
ремесленный характер, хотя в них есть
интересные композиционные построения,
элементы перспективы, чувство цвета.
В живописи преобладают светлые тона:
розовый, голубой, бледно-зеленый, желтый.
Культ Деметры, богини земледелия, богини-матери,
связанной с загробным миром, был широко
распространен в Северном Причерноморье
и сливался с образом местной великой
богини. Образ этой богини встречается
в стенных росписях. Одно из ее изображений,
относящееся к периоду классики, было
написано на замковой плите ступенчатого
свода склепа Больших Близнецов, открытого
в 1864 г. Это — монументальная голова Деметры.
(Роспись была сделана темперой прямо
на камне, без грунта, и поэтому живопись
оказалась непрочной и вскоре после извлечения
ее из склепа краска осыпалась и изображение
погибло.). Облик Деметры, полный величия
и возвышенного спокойствия, был мастерски
исполнен художником. Голова расположена
в фас большие карие глаза широко открыты,
и взгляд их спокоен, цветы, которые она
держит в руках и которыми украшены ее
темные густые волосы, смягчают образ,
который без них мог бы показаться слишком
суровым, и этом произведении выразилось
то понимание божества, которое сложилось
в искусстве классической Греции, — как
возвышенного существа, воплощающего
лучшие человеческие качества.
Повседневная жизнь также получила отражение
в стенных росписях. В склепе Анфестерия
(1 в. до н.э. - 1 к. н.э.) художник создал из
мотивов обычных сцен, изображаемых на
надгробных стелах, целую картину, рисующую
быт богатого боспорца, выехавшего на
лето в степь к своим табунам.
В курганах и некрополях Северного Причерноморья
сохранилось большое количество предметов
из золота и серебра. Наибольший интерес
представляют вещи с изображением скифов,
сделанные пантикапейскими греческими
мастерами по Заказу скифской знати. В
этих памятниках, справедливо пользующихся
мировой известностью за их высокое художественное
качество, изображена жизнь, скифов так,
как это отвечало желаниям заказчиков.
Такие произведения, для выполнения которых
были приложены все знания и весь опыт
греческих мастеров эпохи расцвета, находились
в быту скифов и отвечали художественным
вкусам верхушки скифского общества. Глубокое
восприятие греческого искусства оказалось
возможным только в результате длительного
пути развития, пройденного к тому времени
скифской культурой.
К таким произведениям относится знаменитый
электровый сосуд (сделанный из сплава
золота и серебра) из кургана Куль-оба
. Его форма скифских культовых сосудов
В эпоху эллинизма и в первые века нашей
эры на Боспоре складывается полихромный
стиль в торевтике, характеризующийся
сочетанием золота с цветными камнями.
Этот стиль соответствовал появившемуся
вкусу к тяжелой, пышной роскоши.
Древнейшие денежные знаки Северного Причерноморья
После основания первых поселений
в Северном Причерноморье торговля
греческих колонистов с местными
племенами на ранних этапах велась
путем безмонетного обмена. С развитием
товарного производства функции денег
здесь стали выполнять широко распространенные
и необходимые всем товары. Такими товарами
были наконечники стрел, браслеты, кольца,
стеклянные бусы — использовавшиеся при
мелких расчетах, а для уплаты дани и крупных
торговых сделок — рабы, лошади, скот,
изделия из драгоценных металлов. Древнейшими
денежными знаками Северного Причерноморья
принято считать монеты-стрелки, имевшие
форму двухлопастных наконечников стрел,
но без отверстия для древка стрелы (илл.ІІ,
№ 1-8).
Именно наконечники стрел были товаром,
необходимым и кочевым племенам скифских
степей, и греческим колонистам, осваивавшим
эти степи, то-есть товаром, идеально подходившим
для выполнения функции денег. Вот поэтому,
привычная форма наконечников стрел и
была придана древнейшим денежным знакам
Северного Причерноморья — монетам-стрелкам,
что и явилось первым шагом в развитии
денежного обращения. Кроме того, выпуск
монет-стрелок все исследователи связывают
с религиозной сферой, с культом Аполлона,
почитавшегося как врач, покровитель колонистов,
атрибутами которого были лук и стрелы.
Поклонение Аполлону Врачу было широко
распространено в древнейших полисах
Западного Понта — Истрии и Аполлонии.
Аполлона Врача почитали как основное
божество и колонисты основавшие Борисфен
(поселение на о-ве Березань, Очаковский
р-н Николаевской обл.), Ольвию, Тиру, Керкинитиду,
Никоний.
Именно в этих полисах обращение монет-стрелок
имело наибольшее распространение. Заметим,
что на части монет-стрелок помещены изображения:
дуги, линии, треугольники и даже изображение
колеса, как на монетах-колесиках Истрии
(илл.ІІ №7). Такая монета-стрелка с изображением
колеса была найдена на Березанском поселении
(сообщ. Устинова B.C.). Следует отметить,
что солярные знаки, линии, значки и буквенные
сочетания встречаются на некоторых наконечниках
боевых стрел (илл.І, №2-3). Из этого можно
сделать вывод, что наконечники стрел
в культовой сфере играли определенную
роль как жертвенные приношения, а впоследствии
частично сохранили эти функции и в монетах-стрелках,
ставших деньгами. В то же время солярные
знаки и буквенные сочетания (посвящения
божествам) могли наноситься на боевые
стрелы и для эффективного поражения противника.
В более позднем своем развитии (и вероятнее
всего именно в Борисфене) монеты-стрелки
приобретают иные формы: рыбий хвост, форму
рыбы и даже глаз на одной из сторон. За
такими денежными знаками, имеющими двойное
изображение, закрепилось название —
стрело-рыб (илл.Ш, №1-2). Известны также
монеты-стрелки, изготовленные из бронзовых
пластин, путем отковки кустарным способом,
для придания им необходимой формы. Одна
из таких монет-стрелок была найдена вблизи
Аджигола (илл.ІІ, №8). Подобные имитации
могут свидетельствовать о нецентрализованном
процессе в изготовлении монет-стрелок,
либо о попытке изготовления фальшивых
денежных знаков.
Денежные функции монет-стрелок подтверждаются
и найденным в 1963 году в Ольвии граффито
- надписью процарапанной на чернолаковом
скифосе конца VI - начала V веков до нашей
эры, где упоминается, что стрелы (APDIE) были
в Ольвии разменной монетой. Давно известны
и клады монет-стрелок:
— в 1925 году у г.Измаил найдены вместе
51 монета-стрелка;
— приблизительно в 1948 году у с. Каменки
Очаковского р-на Николаевской области
на восточном берегу Березанского лимана
найдены около 30 монет-стрелок, из которых
14 были изучены и опубликованы (илл.ІІ,
№6). На окислившихся монетах-стрелках
этого клада сохранились отпечатки ткани;
— в 1934 году на полуострове Атия в Бургасском
заливе найдено более тысячи монет-стрелок,
и так далее.
Известны совместные находки монет-стрелок
с литыми монетами-колесиками Истрии (илл.ІІ,
№12), найденные при раскопках в Томи, что
свидетельствует о длительности обращения
монет-стрелок. Монеты-стрелки изготавливались
в Аполлонии, Истрии, Керкинитиде и, вероятнее
всего, в Борисфене, основанном греками
ранее всех остальных центров в VII веке
до нашей эры. Существует точка зрения,
что Борисфен был первоначальным центром
Ольвийского полиса. Именно вокруг этого
поселения по берегам Березанского лимана
найдено наибольшее количество монет-стрелок
и уже значительно меньше в низовьях Буга
и Днепра. Недавно стали известны монеты-стрелки,
найденные на Ягорлыцком поселении (с.
Ивановка, Голопристанский р-н Херсонской
обл.) и вблизи с.Саги (Цюрупинский р-н,
Херсонской обл.), а также у с.Прибугское
и с.Козырка (Очаковский р-н Николаевской
обл.).
Не менее интересны для исследователей
бронзовые слитки различного размера
и веса, близкие по технологии изготовления
и изображениям к монетам-стрелкам и стрело-рыбам,
но имеющие форму усеченного сегмента
(илл.ІV). Такие монеты-сегменты были впервые
обнаружены при раскопках поселения на
острове Березань, и на основании сопровождающего
материала, отнесены к VI веку до нашей
эры. Определены они были как весовые гири. Известны
монеты-сегменты («березанские ассы»)
с изображением одной и трех монет-стрелок
и весом 28,6 грамм, 39,7 грамм, 41,9 грамм и 71
грамм. А вот оборотная сторона слитков
не была сразу правильно понята, в результате
чего некоторыми исследователями «березанские
гири» были отнесены к матрицам для изготовления
литейных форм монет-стрелок.
Однако, новая находка монеты-сегмента
весом 71 грамм на Березанском лимане у
с.Викторовка (Очаковский р-н., Николаевской
обл.), дает некоторые новые данные, позволившие
автору отнести все подобные экземпляры
к монетовидным слиткам. На одной стороне
этого слитка-сегмента видно изображение
трех монет-стрелок или стрело-рыб с раздвоенными
нижними концами. Возможно, так был схематично
показан нижний конец стрелы с выемкой
для тетивы. Не исключается и вариант,
что именно стрело-рыбы изображены на
слитке, а раздвоенная нижняя часть —
рыбий хвост, как на некоторых типах монет-дельфинов. Монеты-
На другой стороне монеты-сегмента — голова
рыбы: четко видны глаз, рот и жабры, а по
краю — рифление из параллельных линий.
Изображение можно попытаться идентифицировать
с конкретной породой рыб, выловом которой
занимались жители Борисфена. Учитывая,
что основная часть слитков найдена на
острове Березань, а еще один — в сфере
экономического влияния расположенного
на этом острове поселения, и что в других
местах находки их неизвестны, можно высказать
предположение об изготовлении монет-сегментов
именно на Березанском поселении, отождествляемом
с Борисфеном. Подтверждением денежных
функций монет-сегментов Борисфена является
и весовое соотношение их с большими дельфинами
и ассами Ольвии, имеющее бесспорно много
общего.
Монеты-стрелки, монеты-сегменты и стрело-рыбы
находятся в теснейшей связи с таким необычным
явлением в нумизматике, как выпуск монет-дельфинов
Ольвией. Становится очевидным, что монеты-стрелки
и стрело-рыбы были мелкой разменной монетой
в денежной системе, где монеты-сегменты
Борисфена были самыми крупными номиналами,
как впоследствии дельфины были мелкой
разменной монетой по отношению к ассам
Ольвии. Несколько разновидностей бронзовых
дельфинов (дельфины стреловидной формы)
связаны с монетами-стрелками и стрело-рыбами
и технологически: отливка этих дельфинов
производилась так, что литник находился,
как и у стрел, в верхней части (со стороны
головы). В то же время все последующие
выпуски дельфинов имели литник со стороны
хвоста. Возможно, этот выпуск (у дельфина
раздвоенный хвост, как у стрело-рыб) был
переходной формой от стрело-рыб к дельфинам
и одним из первых выпусков в Ольвии. Кроме
того, наличие на монетах-стрелках, стрело-рыбах
и боевых стрелах значков, букв и надписей
подтверждает их традиционное использование
в религиозной сфере. Автор выражает благодарность
Крапивиной В. В. за предоставленные фотографии,
а Устинову B.C. и Куликовскому С.Н. — за
сведения о находках монет.
Информация о работе Архитектура городов Северного Причерноморья