Архитектурный памятник. Барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:45, доклад

Краткое описание

В конце XVII века село, ранее принадлежавшее боярам Мстиславским, а за ними – боярину И.Д.Милославскому, перешло к родственникам Петра I – князьям Нарышкиным. Самый известный из этой семьи – Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, и возвел в селе новую церковь, которая и стала «родоначальницей» стиля московского барокко. Строительство продолжалось приблизительно с 1690 по 1693 гг. (возможно, оно было начато и раньше). Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесен к произведениям зодчего Якова Бухвостова, строившего для Нарышкиных.

Вложенные файлы: 1 файл

Барокко.docx

— 189.63 Кб (Скачать файл)

Барокко.

Церковь Покрова Пресвятой  Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.

В конце XVII века село, ранее  принадлежавшее боярам Мстиславским, а за ними – боярину И.Д.Милославскому, перешло к родственникам Петра I – князьям Нарышкиным. Самый  известный из этой семьи – Лев  Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, и  возвел в селе новую церковь, которая  и стала «родоначальницей» стиля  московского барокко. Строительство  продолжалось приблизительно с 1690 по 1693 гг. (возможно, оно было начато и раньше). Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам  заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой  вероятностью отнесен к произведениям  зодчего Якова Бухвостова, строившего для Нарышкиных.

В церкви два храма. Нижний, в подклете – «теплый», или зимний, Покровский, и верхний, летний, неотапливаемый – в честь Спаса Нерукотворного Образа. Последний, по преданию, был освящен во имя этой иконы потому, что во время стрелецкого бунта 1682г. Лев Кириллович, спрятавшийся в покоях царицы, молился образу Спаса, что, как он считал, и помогло ему уцелеть.

Церковь Покрова  в Филях построена «иже под  колоколы», то есть, одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. В верхнем, самом маленьком ярусе помещается площадка с широкими арочными проемами, не обрамленными наличниками и разделенными белыми полуколонками.

Все внешнее убранство  церкви – белокаменное. Резные белые  детали четко выделяются на кирпичных  стенах. Вся церковь покрыта, словно пеной, изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками  на окнах, колонки на углах четверика  и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань  ярусов, – все это создает ощущение воздушности и легкости стройного  здания, словно стремящегося ввысь.

Нижняя часть храма  окружена открытой галереей – гульбищем, чьи перила также богато украшены белокаменной резьбой и декоративными вазонами. Гульбище охватывает церковь со всех сторон; подняться на него можно по трем лестницам. Благодаря широким, свободно раскинувшимся вокруг храма лестницам возникает ощущение прочной опоры всего здания, слишком легкого, чтобы просто стоять на земле.Внутреннее убранство церкви не уступает внешнему. Деревянная резьба украшает не только высокий многоярусный иконостас, но и окна, и арки, и клиросы, и ложу, и сами стены. Предполагается, что все работы по дереву выполнялись артелью белорусских мастеров, состоявших при золотописной палате Карпа Золотарева, и по его же эскизам. Авторы росписи свода остались неизвестными. В 1703г. Петр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи.

Церковь Покрова  в Филях пострадала во время войны 1812 года – она была разорена, в  нижней части французы устроили конюшню. В советское время ей угрожала гораздо бóльшая опасность – в начале 1930-х гг. рабочие местного завода №22 имени Десятилетия Октября обратились с просьбой разрешить снести храм, так как это место уже было запланировано руководством заводского поселка для постройки гастронома. Несмотря на отказ, руководство завода №22 продолжало настойчивые просьбы; переписка продолжалась, церковь оставалась действующей, пока не было принято решение о ее закрытии, категорически запретив снос храма и оставив его в первозданном виде. Община храма за подписями 913 человек (в основном рабочих) обратилась с просьбой оставить храм в ее пользовании. Церковь все же закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нее попало несколько зажигательных бомб. Реставрация Покровской церкви тянулась вплоть до Олимпиады 1980 года, когда в Филях открыли филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Информация о работе Архитектурный памятник. Барокко