Дороманский период. Градостроительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 05:41, реферат

Краткое описание

Дороманский период охватывает 9-10 вв.В результате упадка Римского государства (в 476 г. в западной части Римского государства была свергнута императорская власть и Рим был захвачен варварами) , произошел упадок строительной техники. Это не могло не отразиться на архитектуре.
Варвары не знали городов, у них преобладала сельскохозяйственная система быта. Это было время господства поместий, усадеб, деревень. Варварские поселения, несмотря на кажущийся хаос, были не лишены известной системы в группировке строений. По результатам раскопок нигде не был обнаружен общественный центр — площадь для собраний и празднеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Дороманский период.docx

— 218.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Дороманский период. Градостроительство

 

 

 

Дороманский период охватывает 9-10 вв.В результате упадка Римского государства (в 476 г. в западной части Римского государства была свергнута императорская власть и Рим был захвачен варварами) , произошел упадок строительной техники. Это не могло не отразиться на архитектуре.

Варвары не знали городов, у них преобладала сельскохозяйственная система быта. Это было время господства поместий, усадеб, деревень.

Варварские поселения, несмотря на кажущийся хаос, были не лишены известной системы в группировке строений.

По результатам раскопок нигде  не был обнаружен общественный центр  — площадь для собраний и празднеств.

Практически все дома поселения  строились глухим торцом в сторону  господствующих ветров. В планах они  являются вытянутыми прямоугольниками (в среднем 5×25 м), в интерьере разделенными столбами на три продольные части.

Первоначально стены этих домов представляли собой плетенку с глиняной обмазкой. Такой тип построек получил название «трехнефная халле».Этот тип господствовал там, где издавна наряду с земледелием процветало скотоводство. В таких постройках содержали скот, хранили сено. Человеческим жилищем они тоже служили, но это не было их главной функцией. С ростом благосостояния и распадом родовых хозяйств, скот стали выводить в особые помещения.

Разумеется, этот тип построек не был единственным. Встречались и небольшие прямоугольные дома «антового» типа (постройки с сенями).

Но во всех типах наблюдается ряд схожих тенденций: вход с продольной стороны, отсутствие проемов с наветренной стороны.

Судя по данным раскопок, каркасные  постройки («фахверки») преобладали  на территории бывшей Западной Римской империи.

Рубленые сооружения («срубы») встречались очень редко — они были распространены у славянских племен и отчасти у скандинавов. Фахверк был чрезвычайно распространен у германцев. 

Поселения германцев не имели ограждений. В случае опасности жители и скот укрывались в «бургах» — особых участках, защищенных рвами, палисадами и деревянной башней на естественном или насыпном холме.

 

 

 

 

 

 

Дороманский период 2

 

Период дороманского искусства, в свою очередь, предполагает трехчастное деление: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств, искусство Каролингской и Оттоновской империй.  
 
В раннехристианский период, после Миланского эдикта о веротерпимости (313 г.), христианство стало официальной религией, и культовые сооружения, ранее находившиеся в катакомбах, становятся наземными. Появляются первые Христианские храмы — базилики, которые до нашего времени практически не сохранились. Сохранились только отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные в плане), чаще всего это так называемые баптистерии (крещальни). В их внутреннем украшении использовались мозаика и фреска, в которых проявились основные черты средневековой живописи:  
 
• отрыв от реальности (свойственной античной традиции),  
• символика,  
• условность изображения,  
• мистичность образов с помощью таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, жесты, прием разномасштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.  
 
Еще дальше уходит от античных традиций искусство варварских королевств. Варварские королевства сложились в IV—VI вв. Варвары сразу же приняли христианство, но в их искусстве наблюдалось сильное влияние язычества.  
 
Чем дальше на север, тем менее романизация оставила свой след в искусстве этих королевств, тем больше в нем элементов язычества. Трудней всего прививалось христианство в королевствах Скандинавского полуострова и Дании. До XI в. здесь не развивалась культовая архитектура. В IX—Х вв. стали воздвигать на перекрестках дорог каменные, украшенные рельефами кресты. Судя по найденным в курганах-гробницах предметам декоративно-прикладного искусства, в отделке доминируют зверино-ленточный и геометрический типы орнаментов, а изображения зверей и мифологических чудовищ плоскостны и стилизованы, что весьма типично для языческого искусства.  
 
Англия и Ирландия того периода были лишь поверхностно романизированы. Их первые христианские культовые сооружения вообще были лишены декора и крайне примитивны. Средоточием художественной жизни в этих странах стали монастыри, со строительством которых получило распространение искусство книжной миниатюры. Евангелия пышно орнаментировались в основном геометрическими орнаментами. Геометричными же были и изображения людей и ангелов, выполненные в примитивной манере.  
 
В архитектуре Остготского и Лангобардского королевств прослеживается более отчетливая связь с античностью, но в ней сильны элементы варварского зодчества. Храмы и баптистерии того периода имели круглую форму, купол был выдолблен из камня, грубо обтесан. Появляются надгробные плиты с сюжетами на христианскую тематику, выполненные в технике плоского рельефа.  
 
К характерным особенностям архитектуры варварского королевства следует отнести крипты — подвальные и полуподвальные помещения под базиликами.  
 
Во Франкском королевстве развивается искусство книжной миниатюры, которая украшалась изоморфными заставками из стилизованных фигурок животных. Искусство варваров сыграло свою положительную роль в развитии нового художественного языка, освобожденного от пут античности, и, прежде всего, в развитии орнаментально-декоративного направления, вошедшего впоеледствии как составная часть художественноготворчества классического Средневековья.  
 
В искусстве Каролингской и Оттоновской империй отличительной чертой является своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, особенно проявившийся в орнаменте. Архитектура этих королевств ориентирована на римские образцы. Это базилики, центрические храмы, выполненные в камне, дереве или смешанной техникой. Внутренний декор составляют мозаика и фреска.  
 
Постепенно усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни). Памятником архитектуры того периода является капелла Карла Великого в Аахене (около 800 г.). Здание имеет суровый и величественный вид. Развивается монастырское строительство.  
 
В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей. Они имеют сложную и точную планировку (монастырь Сен-Гален в Швейцарии). В императорских резиденциях в Аахене и Нимвегене появляются прообразы будущих феодальных замков, первые образцы светского строительства.  
 
Эпоха каролингов оставила нам замечательные памятники книжной миниатюры. В монастырских скрипторнях и библиотеках переписывались, иллюстрировались и хранились христианские и античные тексты религиозного и светского содержания. Книги великолепно украшались, миниатюры, выполнялись в технике гуаши с применением золота. Из книжных памятников того времени наиболее известны «Евангелие Карла Великого» (до 800 г.), «Аахенское Евангелие» (нач. IX в.), «Утрехтская псалтирь» (около 820 г.), в которой пером и чернилами в четкой графической манере выполнены иллюстрации на библейские темы.  
 
Искусство Оттоновской империи, во главе которой в 962 г. стал королевский дом Оттонов, можно назвать предтечей романского стиля или предроманским искусством. Сохранились лишь памятники культового строительства. О светских архитектурных сооружениях (усадьбах-пфальцах) сохранялось лишь упоминание в литературе. В церковной архитектуре преобладает базиликальный тип, внутренний декор церквей становится проще, мозаику сменяет фреска, иногда имитирующая ковры. В книжной миниатюре окончательно складывается романская стилистика с линеарно-пластической трактовкой формы. Характерным памятником книжной миниатюры того времени является "Евангелие Оттона III". 

 

Капелла императорской резиденции в Ахене (788—805 гг., Германия)

 

 

 

В куполе капеллы находится мозаичное изображение восседающего на троне Христа в окружении двадцати четырех старцев и четырех символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), тельца (Лука) и орла (Иоанн)


Информация о работе Дороманский период. Градостроительство