Древняя Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:20, реферат

Краткое описание

Эпоха получила название по виду вазописи.В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка).

Вложенные файлы: 1 файл

3ДР.греция.docx

— 83.03 Кб (Скачать файл)

3 ИСТОРИЯ ДРЕВЕЙ ГРЕЦИИ

 Характеристика периодов

  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
  2. Архаический период — VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э.
  3. Классический период — V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э.
  4. Эллинистический период — сер. IV в. до н.э. — I в. до н.э.

 

Эпоха геометрики

Эпоха получила название по виду вазописи.В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон (греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине)эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.

Храм Артемиды Орфии в Спарте.

Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается  типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются  практически по древнеегипетскому  канону. Очень любят изображение  коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять  на несколько стилей:

стиль «тулово» — массивные  статуэтки, камень, терракота, расписаны  в геометрическом стиле

стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность  к реальным пропорциям.

Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)

7 в. до н.э.— нач. 5. в.  до н.э. Во время архаического  периода сложились наиболее ранние  формы древнегреческого искусства  — скульптуры и вазописи, которые  в более поздний классический  период становятся более реалистичными.  С поздним архаическим периодом  связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая  в Коринфе в 7 в. до н. э.  В керамике постепенно появляются  элементы, нехарактерные для архаического  стиля и заимствованные из  Древнего Египта — такие, как  поза «левая нога вперёд», «архаическая  улыбка», шаблонное стилизованное  изображение волос — так называемые  «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются  из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти  скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и  повседневную жизнь. Статуи в натуральную  величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н.э.—  сер.4. в. до н.э.)

Почти все постройки в  этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений;  Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм

Можно выделить 3 периода  эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование  империи Александра Македонского и  ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Древнегреческая скульптура —. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции IX—XVIII веков до н. э.Расцвет и высочайший подъем греческой скульптуры пришелся на период ранней и высокой классики V века до н. э. А IV век до н. э., уже период поздней классики — так же оставил в истории несколько имен великих скульпторов, каждый из которых создал свой собственный индивидуальный подчерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, новые явления, которые пришли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.

[Гомеровский период


В IX—VIII веках греческая скульптура находилась еще в стадии зарождения. В религиозном культе пока что  преобладали неантропоморфные формы обожествленных природных сил. Первые же идолы представляли собой деревянные статуи, лишь в грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны. Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия. Создавались так же глиняные статуэтки, часто как и сосуды украшавшиеся росписью, к примеру, статуэтки из Танагры(высотой 10-12 см покрывали прозрачной глазурью с примесью окиси металла и после обжига раскрашивали акварелью. Чаще всего встречаются «изящные женские фигурки явно светского характера, в несколько кокетливых позах с веером в руке») . Создавались бронзовые изделия, содержащие различные фигурки и изображения. Среди них есть не только человеческие, но и изображения коня,кентавра. В них только намечается интерес к передаче напряженной работы мышц, конструкции и пластике тела

Архаика


Вазопись!!

Тем ни менее, в статуях VII века до н. э. — корах и куросах — возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела.

К числу хорошо сохранившихся  женских фигур относится «Богиня  с гранатом» из Кератеи 580—570 годов (Берлин, Государственные музеи), сохранившая даже первоначальную яркую раскраску, «Богиня с зайцем» из Герайона близ Тигани на острове Самос ок. 560 года (Берлин, Государственные музеи) и др. Нижняя часть последней статуи трактуется уже не как простой столбообразный объем, в ней проявляется естественная пластика тела. Жест поднятой руки разрушает строгую неподвижную симметрию.


Ярким примером мужских изображений  является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная на рубеже VII—VI веков Полимедом Аргосским. Хотя само по себе решение группы в виде двух почти одинаковых статуй показывает еще ограниченность приемов архаики, созданный скульптором образ двух легендарных героев ярко выражает идеал дорического искусства Аттики. Тяжеловесные объемы тел суровы, в них четко выявлены тектонические членения. К аттическим куросам относятся так же статуя с мыса Сунион ок. 600 года (Афины, Национальный музей) и статуя конца VII века (Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

Напротив, ионийские мастера стремились к стройности фигур, легкости пропорций. В ионических куросах есть ясная жизнерадостность. Таковы куросы середины VI века с острова Мелос (Афины, Национальный музей) и из Тенеи («Аполлон Тенейский», Мюнхен, Глиптотека).

Одновременно развивается и  монументальная скульптура, оформляющая  архитектурные постройки. Здесь  важнейшую роль играет рельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествовательных композиций на мифологические темы. Ранним примером решения композиции фронтона является скульптура храма Артемиды в Керкире ок. 590 года до н. э. (Керкира, музей.) Здесь изображен миф и Медузе-Горгоне и Персее. Фигура Медузы-Горгоны изображена в крупном масштабе в центре фронтона в позеколенопреклоненного бега. Рядом с ней крошечная фигурка Персея, вносящая в композицию асимметрию. По сторонам от центральной группы изображены лежащие львы, а в углах фронтона крошечные по размеру сцены, одна из которых представляет Зевса убивающегогиганта.

Другим интересным примером решения  композиции фронтонов является скульптура Гекатомпедона - древнейшего храма Афинского Акрополя, созданная ок. 570 года.

Помимо фронтонов рельефами  украшались метопы дорических храмов. Сохранились метопы греческих храмов на Сицилии: храма "Малых метоп" 570-550 годы до н. э., храма "С" в Селинунте 540-530 годов до н. э. (Палермо, Национальный музей) В первом из них сохранилось изображение Похищения Европы, интересное тем, как скульптор передал среду происходящего действия. Море обозначено волнообразными силуэтами двух дельфинов. Метопы храма "С" отличаются необыкновенно сильной передачей пластики фигур, представляющих собой горельеф, приближающийся к круглой скульптуре. Интересны так же метопы сокровищницы и небольшого храма из святилища Геры близ Пестума в устье реки Селы (второй четверти и конца VI века до н. э., Палермо, Национальный музей). Некоторые из них в силу внешних причин остались незаконченными, но были расписаны и установлены на свои места. Создавая невысокий рельеф, скульптор не выходил за границу воображаемой им передней плоскости изображения. Вместе с тем, он сумел объединить все метопы единым композиционным ритмом. Особенностью италийских рельефов является приземистость пропорций.

Архитектура Древней  Греции

На территории самой Греции во второй половине VI столетия было создано скульптурное убранство второго Гекатомпедона

(древнейший храм Афинского акрополя, посвященный богине Афине, древний предшественник Парфенона.Построенный в начале 6 века до н. э. в период правления Писистрата в пределах территории еще более древнего микенского царского дворца, датированного примерно 14 веком до н. э., храм располагался напротив Пропилей. )

 в Афинах ок. 520 года (Афины, музей Акрополя), от которого сохранилась замечательная группа восточного фронтона, изображающая Афину, повергающую наземь гиганта. Живое движение передает драматичность происходящего. Фигуры действительно соединены в единую группу, что показывает значительный путь развития, пройденный греческой скульптурой за столетие. Здесь же следует назвать еще одну группу - Тесей и Антиопа, занимавшую западный фронтон храма Аполлона в Эретрии, в Эвбее ок. 510 года (Халкида, музей). Фигуры Тесея и Антиопы слились здесь в единый пластический монолит. Совершенным творением мастеров этого времени является и рельефный фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах ок. 525 года (Дельфы, музей), изображающий гигантомахию. Непрерывный ионический фриз удачно сочетает в себе ощущение бурной борьбы с выверенным ритмом движений рук с копьями и круглых повторяющихся щитов.

Столь же высокого уровня достигают  и статуи конца периода архаики. К аттической школе относится  статуя всадника с Афинского Акрополя (Всадник Рампина) ок. 560 года (Афины, музей Акрополя, подлинник головы всадника в Лувре), производящая впечатление даже в виде нескольких уцелевших фрагментов. Архаическая улыбка на лице всадника создает ощущение радостного, героического духа. Такова и происходящая оттуда же "Кора в пеплосе" ок. 530 года.

К грядущим иделам эпохи классики близки мужские мемориальные статуи - надгробная статуя Кройсоса из Анависоса и бронзовый курос из Пирея ок. 520 года (оба в Национальном музее в Афинах). Несмотря на все еще крайне сдержанные движения, в них нет уже никакой застылости. Напротив, в камне и в бронзе умело переданы тонкие нюансы живого тела. Таков же и "торс Милани" конца VI века (Флоренция, Национальный музей). К произведениях ионийских скульпторов относится кора (№ 675) с Афинского Акрополя (музей Акрополя), сохранившая яркую раскраску. Она отличается более тонкими и сложными линейными ритмами, из-за чего однако выглядит и более дробной. Вместе со статуями создавались и их постаменты, украшавшиеся барельефами на различными темы из повседневной жизни.

В технике невысокого рельефа скульптором Аристоклом создана и стела Аристиона ок. 510 года (Афины, Национальный музей). В ней особый созерцательный настрой, так подходящий для мемориального изображения, предвосхищает образы надгробных стелл периода 

Информация о работе Древняя Греция