История строительства Версаля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:25, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение Версаля как дворцово-паркового ансамбля, состоящего из разнообразных, но связанных единым замыслом элементов.
Задачи работы:
▪ Познакомиться с историей строительства Версаля.
▪ Подробно рассмотреть и изучить архитектурные, композиционные и художественные особенности Версальского дворцово-паркового ансамбля.
Методы исследования:
▪ Анализ научно-популярной литературы по данной теме.
▪ Изучение планов, схем и иллюстраций дворцово-паркового ансамбля Версаля.

Вложенные файлы: 1 файл

Версаль.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

                                                 Введение

Версаль - это имя связано  во всем мире с представлением о  самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово-парковым ансамблем, ему всего три с половиной  века. И уже почти триста лет  он привлекает внимание исследователей, писателей, ученых, туристов. С XVII века вышло множество путеводителей, описаний дворца и парка, но большинство  из них на французском языке. Существует гораздо меньше работ о Версале, созданных русскими исследователями. Еще меньше материалов, освещающих вопросы целостности архитектурной  композиции Версаля, его роли в истории  паркового искусства и историко-художественного  значения.  Именно эти обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач и основные направления данной работы.

Цель работы: рассмотрение Версаля как дворцово-паркового ансамбля, состоящего из разнообразных, но связанных единым замыслом элементов.

Задачи работы:

▪ Познакомиться с историей строительства Версаля.

▪ Подробно рассмотреть и изучить архитектурные, композиционные и художественные особенности Версальского дворцово-паркового ансамбля.

Методы исследования:

▪ Анализ научно-популярной литературы по данной теме.

▪ Изучение планов, схем и иллюстраций дворцово-паркового ансамбля Версаля.

 

 

 

 

                          История строительства Версаля

 

Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской  архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом  национального, как сама личность короля - воплощением государства. Абсолютизм в качестве государственной системы  выступает носителем разумного  начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия  резиденции короля-Солнца. Так создается  Версаль - идеальное воплощение абсолютизма  в архитектуре и высокий пример устремления архитектурного гения  нации к созданию совершенных  форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума.

Дворец и парк Версаля - один из выдающихся архитектурных  ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским  дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец - первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали  сложный им законченный архитектурный  комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности  парк. Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное  и яркое произведение французского классицизма XVII века.

История парка и дворца тесно связана с развитием  абсолютизма. Строительство Версаля  было задумано и осуществлено во второй половине XVII века, когда абсолютизм достиг высшей ступени своего могущества. Последние годы царствования Людовика XIV - годы кризиса абсолютизма и  начало его упадка - являются также  периодом кризиса Версаля.

В строительстве выражены идеи прогрессивной для своего времени  централизованной монархии, покончившей  с феодальной раздробленностью государств и объединившей Францию. Социальная перестройка была связана и с ее хозяйственным развитием. Эти хозяйственные успехи Франции, передовой страны XVII века, отразились и в самой технике строительства Версаля. Так, например, Зеркальная галерея дворца была не только выражением исканий новых пространственных и световых решений, - она должна была демонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией. Три верхних проспекта - это не только завершение дворцовой перспективы, но и памятник дорожного строительства. Наконец, фонтаны и бассейны Версальского парка следует признать значительным техническим достижением эпохи, равно как и прорытие знаменитого Лангедонского канала.

Идея единства, порядка, системы - вот что противопоставлял французский  абсолютизм раздробленности феодальных князей. В формах искусства это  обозначали: чувство меры, тектоническая  ясность, представительность, преодоление  интимности, свойственной французской  архитектуре XVI - начала XVII веков.

Искусство Версаля является выражением законченного и последовательного  мировоззрения эпохи классицизма.  Версаль как архитектурно - парковый ансамбль возник не сразу, он не был  создан одним строителем подобно  многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим.  «Старинные хроники сообщают, что  в начале XVII века Версаль был поселком с 500 человек населения, на месте  будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные  болота. В 1624 году был выстроен по поручению  Людовика XIII архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль. Около нее находился средневековый полуразрушенный замок - владение дома Гонди. Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок «карточным домиком». Этот замок был перестроен в ближайшие годы по распоряжению короля архитектором Лемерсье. В это же время Людовик приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка.

Небольшой замок находился  в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед  замком располагались четыре корпуса  из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.

В 1662 году Версаль начал  строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Интересно, что резиденцией в Во-ле-Виконт, выполненной с чрезвычайной роскошью, владел влиятельный интендант Фуке. Король относился к нему враждебно и заключил его в тюрьму. Таким образом, творцы парка и замка Во-ле-Виконт, Ленотр и Лево, были привлечены к строительству Версаля. Архитектура имения Фуке была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фуке, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.  Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трилучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале - около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам.

Для скорейшего заселения  города Людовик XIV раздавал под застройку  участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец.

Строительство резиденции сложилось  за несколько периодов. В 1661 году перестройку  маленького замка Людовика XIII поручили архитектору Лево, одному из лучших зодчих эпохи. Обновлялось декоративное убранство дворца, строилась Оранжерея. В 1668-1671 годах замок был обстроен новыми помещениями таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, выходивший на восток, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной своей части были уничтожены. В результате этого западный, парковый фасад удлинился втрое, причем Лево застроил старый корпус только в первом этаже; его верхние два этажа выходили теперь на террасу, создававшую род пропилей, которые соединяли парк с Мраморным двором. Южный и северный фасады тоже удлинились за счет двух изысканных по формам корпусов. В северной, новой пристройке разместили лестницу Послов, а в южной - лестницу Королевы. Лево умер, не закончив оформления передней части дворца, которую осуществил Франсуа д'Обрэ, поставивший по линии восточных торцов дворца решетку с двумя павильонами. Так был образован «Королевский двор».

В результате второго строительного  цикла Версаль сложился в целостный  дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза  искусств - архитектуры, скульптуры, и  садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако после  смерти кардинала Мазарини Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар, крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886). На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной - королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой.

Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.

Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив - равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно-художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

«Создателями дворца были не одни Лево и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Лево работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром.

Вследствие участия многих мастеров архитектура Версаля носит  в настоящее время разнородный  характер, тем более что строительство  Версаля (от возникновения охотничьего  замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа) продолжалось около двух веков (1624-1830).

 

 

                               Династия Бурбонов в Версале.

Бурбоны (Bourbon) – (младшая ветвь Капетингов) старый французский род, который, благодаря своему родству с королевским домом Капетингов, занимал долгое время французский и другие престолы. Название свое ведет от замка в прежней провинции Бурбоннэ.

«Династия Бурбонов подарила миру Людовика XIV – «Короля-Солнце», при котором и было начато строительство  Версальского дворца. Примеру «Короля-Солнце»  подражала вся Европа; нравы его  двора, этикет, даже сам французский  язык пользовались неслыханной популярностью; его роскошный дворец в Версале  стал недостижимым образцом для бесчисленных князьков». Он держал в своих руках  нити всех политических интриг страны. Версальский двор со строго отрегулированным этикетом стал центром, откуда исходили все решения, на всю страну струились  лучи великолепия и роскоши. На фронтоне главного дворцового корпуса была высечена надпись: «Версальский дворец открыт для  публичных увеселений». Вельможи и  дворяне тянулись сюда даже из отдаленных уголков Франции в погоне за милостью Людовика XIV. Дворяне, желавшие занять место в рядах армии, получить должность при дворе или на государственной службе, обеспечить себе пенсию или награды, толпились  в покоях Версаля, прогуливались  по его аллеям, участвовали в празднествах и охотах и всем своим поведением доказывали верноподданническую преданность  государю.

Повседневная жизнь Версаля  протекала в соответствии со строгими правилами, установленными Королем  и дворцовым этикетом. Утреннее пробуждение, отход ко сну, ужин и прогулки Короля - все жесты и действия монарха  служили поводом для придворных церемоний. Блистательное общество окружало Короля, когда он слушал мессу  или давал аудиенцию для иностранных  послов. Придворные, таким образом, вносили разнообразие и оживление  в дворцовую жизнь.

Для развлечения Двора  монархи устраивали великолепные празднества. При Людовике XIV в Версале было организованно три грандиозных  праздника, на которых были представлены спектакли лучших артистов эпохи - Мольера и Люлли. Первое представление «Наслаждения волшебного острова» состоялось в мае 1664 года. Второе празднество, наиболее пышное из трех прошло 18 июля 1668 года; оно вошло в историю под названием Большого Версальского дивертисмента. Последнее проходило в июле 1674 года, тогда состоялись представления многих опер Люлли, комедия Мольера «Мнимый больной».

Информация о работе История строительства Версаля