Контрольная работа по "Герменевтики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:59, контрольная работа

Краткое описание

2. Каковы основные проблемы современной философской герменевтики?

Вложенные файлы: 1 файл

Доработк1.docx

— 24.47 Кб (Скачать файл)

Доработка

2. Каковы основные  проблемы современной философской  герменевтики?

    Герменевтика  в виде философской герменевтики — яркое свидетельство характерных  отличительных черт культуры XX в., ее постклассичности. Она рассматривает свойственные классической философии и науке представления о человеке как о субъекте, противопоставленном миру, и о мире как объекте в качестве упрощенных. Кроме того, в основе герменевтики, как и многих других течений культуры последнего столетия, лежит убеждение в том, что построенное исключительно на субъектно-объектном подходе познание человека способно спровоцировать и практическое отношение к нему только лишь как к объекту внешнего воздействия.

    Феномен понимания и правильного истолкования понятого является не только специальной  методологической проблемой наук о  духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая  герменевтика, которая не столько  носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научнообразованных судьи или священника.

    Таким образом, уже по самому своему историческому  происхождению проблема герменевтики выходит за рамки, полагаемые понятием о методе, как оно сложилось  в современной науке. Само понятие "герменевтика" неоднозначно. Так  обычно называют искусство и теорию истолкования текстов. Понимание и  истолкование текстов является не только научной задачей, но очевидным образом  относится ко всей совокупности человеческого  опыта в целом.

    При понимании того, что передано нам  исторической традицией, не просто понимаются те или иные тексты, но вырабатываются определенные представления и постигаются  определенные истины. Что же это  за познание и что это за истина?

    Термин  « герменевтика» происходит от греческого hermeneuo - разъясняю, толкую. В Древней Греции герменевтикой называлось искусство истолкования текстов.

    В настоящее время герменевтика - это  философская теория понимания. Основы философской герменевтики заложены в трудах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Бетти, Х.-Г. Гадамера, П. Рикера, Ю. Хабермаса, К. О. Апеля и др.

    Для философской герменевтики главным  является вопрос о том, что такое  понимание. В поисках ответа на этот вопрос философская герменевтика поднимает  и рассматривает ряд проблем. Является ли, понимание приписыванием  смыла тексту, или смысл уже  заложен в тексте и задача понимания  состоит в том, чтобы выявить  этот смысл? Можно ли представить  понимание как рациональную, воспроизводимую  процедуру, или оно всегда остается интуитивным постижением смысла? Другими словами, философская герменевтика формулирует и обсуждает ряд проблем, связанных со структурой, условиями и целями понимания, с характеристиками субъекта и объекта понимания.

    Исторические  этапы  развития герменевтики

    1. Ранний этап

    Название  этого раздела философии происходит от имени олимпийского бога Гермеса "hermeneia" -"толкование". Гермес вошел в мифологию как изобретатель языка и письменности, а также вестник богов.

    Понятие герменевтики как искусства истолкования, интерпретации, понимания текстов  имеет давнюю историю и восходит своими корнями к античности.

    Термин  “герменевтика” на протяжении Средневековья  не имел понятийного статуса, поскольку  практика истолкования, с одной стороны, и ее методы, с другой, не разводились.

    Важным  этапом развития герменевтики было Возрождение. В эту эпоху происходит постепенная  эмансипация литературы: к корпусу  текстов, нуждающихся в ученом толковании, теперь прибавляются произведения классических античных авторов. Именно тогда складывается различие между hermeneutika sacra и hermeneutika profana; предметом первой являются сакральные тексты, предметом второй - тексты “профанные” - произведения, не имеющие прямого отношения к Библии.

      Решающее значение для становления  герменевтики в качестве самостоятельной  дисциплины имела Реформация. Если  католическая теология опирается  на традицию интерпретации Священного  Писания, а именно, на произведения  Отцов церкви - Священное Предание, то в протестантской теологии  за Священным Преданием отрицается  сакральный статус, оно перестает  служить непререкаемым каноном  истолкования Библии. Тем самым  задача, стоящая перед герменевтами, разрастается до невиданных размеров.

      Протестантизм превращает интерпретацию  в проблему. На протестантской  основе и вырастает герменевтика  как особая дисциплина, а именно - как учение о методах интерпретации.  Из “сакральной герменевтики”  впоследствии выросла “теологическая  герменевтика”, из “профанной” - “филологическая”. С Просвещением традиция “теологической герменевтики” отходит на задний план, тогда как “филологическая” герменевтика набирает силу.

    2. Герменевтика в Новое время (Фридрих Шлейермахер. 1768-1834гг.)

    Заслуга обоснования герменевтики как универсальной  науки истолкования любых текстов  принадлежит немецкому философу Фридриху Шлейермахеру, который уже в новое время прославился истолкованием книг Платона.

    Шлейермахер выделял в текстах предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Содержание текста, то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, особенностям стиля изложения, проставлению акцентов в тексте… Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст.

    Герменевтику  Фридрих Шлейермахер рассматривал как учение об искусстве, или технику понимания, исследующую условия при которых возможно взаимное постижение людьми друг друга в их жизненных проявлениях. Поскольку всякий текст в одно и то же время и является индивидуальным проявлением автора и принадлежит к общей сфере языка, его толкование идет, прежде всего, по двум путям. Объективный или грамматический метод понимает текст исхода из языка как целого, субъективный - из индивидуальности автора, привносимой им в процесс творчества. Затем следует второе подразделение - на компаративный метод, выводящий смысл из сравнения высказываний в их языковом и историческом контекстах, и угадывающий, ухватывающий смысл интуитивно путем вчувствывания. Эти методы должны взаимодействовать, постоянно дополняя друг друга в процессе понимания.

    3. Сопереживание как идеал познания (Вильгельм Дильтей, 1833 -1911гг.)

      Но собственно философское значение  придал этому термину Вильгельм  Дильтей – умение толковать вообще. Дильтей поставил вопрос о концептуальном значении понимания как фундамента гуманитарного знания наук о духе.

    Дильтей исходил из того, что науки, основанные на рассудке, - математика психология - не могут познать мир. Эти науки познают лишь образы этого мира, как они являются в сознании. Они познают символы, а не сами вещи. Только сопереживание позволяет проникнуть в саму вещь. Поэтому истинная наука о духе может быть построена только на переживании, и именно оно позволит человеку проникнуть в основание бытия. Проникновение в основание бытия означает переживание его. Повторное переживание есть идеал познания, есть истинное познание, как указывает Дильтей, и в этом процессе познания участвует не только сознание, но и вся духовность человека.

    4. Новый этап в развитии герменевтики

    Как философская концепция герменевтика актуализировалась в середине XX века в исследованиях немецкого  философа Мартина Хайдеггера (1889-1976гг.) и получила систематическое обоснование  в работе "Истина и метод" другого  немецкого философа - Ханса Георга Гадамера (1900-2002гг.).

    В рамках философской герменевтики "быть" означает "понимать". Тем самым  формируется новая философская  онтология, ядром которой выступает  понимание как форма данности мира человеку.

    С этим связано принципиальное значение процедуры истолкования, интерпретации  как способа понимания человека человеком. Согласно Х.-Г. Гадамеру, "понимание есть в первую очередь взаимопонимание". Понимание становится проблемой тогда, когда нарушается взаимопонимание и возникает рефлексирующий вопрос о том, как другой, которого нужно понять, пришел к своей точке зрения. Для понимания другого важно исключить предрассудки, предвзятость, быть открытым для принятия иной точки зрения. Поэтому понимание есть не столько поиск истины, сколько раскрытие смысла непонятного текста. Понимание выполняет важную коммуникативную функцию, поскольку расширяет внутренний мир личности. Оно возможно только тогда, когда текст понимается с учетом контекста, задающего смысл, и подтекста, той почвы, на которой вырастает возможность взаимопонимания.

    5 Герменевтическая  философия после  Гадамера

    Своеобразную  версию философской герменевтики предложил  один из крупнейших французских мыслителей современности Поль Рикёр (р. 1913г.). Он приходит к герменевтике из феноменологии, и, в частности, из феноменологии религиозного опыта. Важнейший элемент последнего - феномен греховности.

    Задача  герменевтики, по Рикёру - это раскрытие смысловых структур, обладающих избыточностью. Такими структурами являются символы.

    Выделяются  три основных типа символа - космические, символы сновидений и поэтические  символы. Первые составляют предмет  феноменологии религии, вторые - предмет  психоанализа, третьи - предмет литературной критики.

    Герменевтическое  истолкование нацелено на то измерение  символа, которое, находя выражение  в языке, не полностью совпадает  со своим языковым выражением, не тождественно ему.

    Надо  отметить, что герменевтическая проблематика присутствует в современной философии  и без того, чтобы разрабатывающие  ее мыслители принадлежали философскому направлению, связанному с этим именем. Так, например, для Карла-Отто Апеля (род. 1922г.) философская герменевтика - лишь аспект “трансцендентальной прагматики” - учения о фундаментальных условиях языкового общения, а для Юргена Хабермаса (род.1929г.) герменевтика - составная часть его “теории коммуникативного действия”. Хабермас, в частности, ограничивает притязания философской герменевтики на универсальность. Герменевтика для Хабермаса - инструмент критики “ложного сознания” и извращенных форм коммуникации.

    Проблематика  понимания сближает герменевтику с  философией культуры и с философией языка, открывает возможность для  создания философской герменевтики, которая предполагает новое измерение  человека. В ней ставится вопрос о человеке понимающем. Понимающим себя, свое место в мире, окружающую реальность и другого человека. Понимание также как и способность к труду, способность к разумной деятельности, языку, вере, также как социальность, является сущностным свойством человека. Век компьютерной и научно-технической революции, нарастающие информационно-коммуникативные связи, крушение и создание цивилизаций еще более обостряют актуальность проблемы понимания и всех связанных с ней герменевтических моментов.

    Герменевтика  никогда не была абстрактной теорией, а являлась техникой, искусством интерпретации и применялась для решения задач, актуальных для жизни и нормального функционирования общественных институтов. Важнейшие переломные моменты развития герменевтического метода совпадали по времени и были существенно связаны с крупнейшими историческими событиями, определялись, в конечном счете, практическими потребностями жизни людей.

    Среди практических и теоретических потребностей, повлиявших на развитие герменевтики, можно выделить запросы греческой  педагогики в античности, позднее  превращение христианства в религию  широких народных масс, переводы и  истолкования библейских и более  поздних христианских источников. Далее  еще можно отметить Реформацию и  связанную с ней критику католической доктрины, Возрождение, переводы с классических древних языков на живые национальные языки литературных, философских  и исторических памятников и их комментарии, превращение Библии в литературный памятник, интерес к истории, языкознанию, спасение авторитета гуманитарного  знания от уничижительной критики философов  позитивистской направленности. И, наконец, XX век — век коммуникации, необходимости  установления понимания, диалога. Герменевтика занимается анализом политики, права, проблемами межконфессионального понимания, она используется в медицинской  практике, понимание рассматривается  как проблема бытия человека, возникает философская герменевтика.

    Интерпретация есть неустранимый момент, форма и  способ функционирования философских  знаний. Новое философское знание всегда является результатом интерпретации. Рост философского знания, его новизна, неустранимая по принципиальным соображениям, касающимся природы философии плюралистичность, обеспечиваются интерпретационной природой философского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и событийного контекстов с учетом специфики последних. Вопросно-ответные диалогические отношения, их всевозможные разрешения определяют основное содержание диалектики как метода философского исследования. Таким образом, философская рефлексия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится, интерпретируя понимать, что, в свою очередь, “окрашивает” философское знание в герменевтические тона.   

Информация о работе Контрольная работа по "Герменевтики"