Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:05, реферат
Создателем органической архитектуры стал американец Луис Салливен. Как и большинство творческих людей XIX века, он проникся эволюционным учением Дарвина и передовыми достижениями биологии. Салливен считал, что человек должен жить и работать в домах, которые гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Хотя философия органической архитектуры звучала, скорее, как некий идеал, к которому надо стремиться, ее последователи, включая самого знаменитого из них — Фрэнка Ллойда Райта, творившего в конце XIX — первой половине XX века, создали прекрасные образцы.
· Что такое органическая архитектура? 2
· Форма жизни 5
· Сооружения бионики 11
Список литературы 14
«Ростовский государственный строительный университет»
(РГСУ)
Институт «Промышленного гражданского строительства»
Кафедра «Информационные системы и технологии»
Реферат на тему
Выполнил: Студентка группы ИСТ – 122
Лазарева Наталья
Ростов-на-Дону
2013
О
рганическая архитектура1 - отрасль архитектуры, в которой при проектировании и сооружении зданий используются элементы конструкций, существующих в природе. течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг.
Создателем органической архитектуры стал американец Луис Салливен. Как и большинство творческих людей XIX века, он проникся эволюционным учением Дарвина и передовыми достижениями биологии. Салливен считал, что человек должен жить и работать в домах, которые гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Хотя философия органической архитектуры звучала, скорее, как некий идеал, к которому надо стремиться, ее последователи, включая самого знаменитого из них — Фрэнка Ллойда Райта, творившего в конце XIX — первой половине XX века, создали прекрасные образцы. Поселившийся в Индии англичанин Лаури Бэйкер воплотил эти идеи в домах, вполне традиционных внешне, но так органично встроенных в зеленые заросли тропиков, что можно подумать, они сами выросли из земли, как грибы после дождя. Сходное впечатление производят сооружения австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Отличительной чертой органической архитектуры стала приверженность к природным материалам: вместо стали, бетона и пластика используются камень, дерево и стекло.
Есть страны, в которых почти вся национальная архитектура может быть отнесена к органической. Такова Финляндия с ее суровой, но великолепной природой. Дерево и камень — основные строительные материалы в этой стране, и именно их в большом количестве использовал Алвар Аалто, в том числе и для зарубежных проектов. Одно из его последних творений — реконструкция Оперного театра в Эссене (Германия), завершенная уже после смерти архитектора в 1988 году. Здание формой напоминает скалистый уступ, обработанный ледником, в точности как камни Финляндии.
Иногда дом в буквальном смысле "встраивают" в ландшафт и маскируют под зеленый холм, совсем как жилище хоббитов (рис.1). Зеленая трава на крыше и стенах защищает дома в швейцарской деревне, построенной по проекту Петера Феча, от дождя, ветра и перепадов температуры. Из-за хорошей теплоизоляции такие дома потребляют меньше электроэнергии. Первый "дом в холме" был придуман Фечем еще в 1970 году, и сейчас в стране можно найти около десятка небольших сказочных деревенек, по всей видимости, пришедшихся по вкусу жителям Швейцарии.
Существует и другое понимание органической архитектуры — подражание живой природе. Биоморфные2 элементы осваивали многие архитекторы. Достаточно вспомнить дом Константина Мельникова в Москве, форма и расположение окон которого напоминают пчелиные соты, или творения итальянца Антонио Гауди. Но жизнь не стоит на месте, и в середине XX века стал появляться серьезный интерес к бионике. Пионером в области бионической архитектуры был немецкий инженер Отто Фрай, собравший в 1961 году в Штутгарте единомышленников в группу под названием "Биология и строительство". Сам Фрай занимался легкими конструкциями. Вместе с биологами и инженерами он хотел разобраться, как происходит строительство тканей и оболочек живых организмов, а потом соединить эти знания с существующими технологиями. Рассматривая скорлупки диатомей и паутину, исследователи обнаружили очевидное сходство с собственными разработками. Однако увидели они и важное отличие: живые объекты необычайно сложны и их конструкции не всегда оптимальны, поэтому точное воспроизведение их на практике чаще всего невозможно — такие проекты будут очень дорогими и тяжелыми.
Без сомнения к биоархитектуре можно отнести и био-тек3, возникший как альтернатива хай-теку4. Согласно его идеологии, на смену квадратным, неестественным формам зданий должны прийти мягкие, повторяющие плавные линии живого формы. Начало ему положил англичанин Норманн Фостер, создавший в лондонском Сити в 2004 году башню по адресу: 30, Сент Мэри Экс (рис.2). Абсолютно круглая в плане башня высотой 180 метров свечой тянется в небо, но знающим людям она больше напомнила огурец, что и решило ее судьбу — башню причислили к классике биотека.
А
рхитектура - это граница, разделяющая человека и природу. Хавьер Сеносиан развивает направление биоархитектуры, которая призвана вернуть человека в естественную среду обитания.
Многие проекты мексиканского архитектора Хавьера Сеносиана (Javier Senosiain) основаны на естественных органических формах. Вдохновлённый работами Антонио Гауди (Antonio Gaudí) и Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright), Сеносиан продолжает свои эксперименты с биоморфной архитектурой уже более двадцати лет.
Владельцы дома Nautilus – супружеская пара с двумя детьми – однажды решили изменить свой образ жизни и переселились в спроектированный для них дом-моллюск, расположенный в Наукальпане (Мексика).
В производстве органического дома использовался армоцемент5 – мелкозернистый бетон, армированный сетками из тонкой стальной проволоки. Этот материал более прочен, чем обычный бетон, он обеспечивает хорошую изоляцию при разных климатических условиях и способен выдерживать землетрясения.
М
ы привыкли к строгой упорядоченности наших городов, прямолинейности похожих друг на друга улиц, домам-коробкам "в клеточку". И не только мы одни. Протест против однообразной среды, резкий контраст между творениями, созданными руками человека, и природой породил несколько десятилетий тому назад в западных городах такое необычное явление, как "живая архитектура" или бионика. Увлечение зданиями, копирующими формы живой природы - цветов, растений, насекомых, - не стало массовым, но все же оставило после себя уникальные архитектурные памятники.
Экскурс в историю. Если придерживаться исторических фактов, то выходит, что стремление отождествлять здание или целый город с живым существом, живым организмом - вовсе не плод идей, рожденных в последние десятилетия.
Идеальные города эпохи Возрождения проектировались с учетом пропорций человеческого тела: центр города ассоциировался с сердцем, главный храм - с головой и т. д. Традиции древней японской архитектуры возводили единство жилища человека с природой в ранг абсолютного принципа. Но своего настоящего расцвета бионика в архитектуре достигла только в XX веке.
Бионика - явление малоизученное. До сих пор среди исследователей не существует единогласного мнения, творчество каких архитекторов следует отнести к направлению "живой архитектуры". И все же основоположником бионики можно считать Антонио Гауди (рис.7), жившего и творившего в Испании на рубеже XIX и XX веков. Творчество Гауди обычно относят к стилю модерн, но модерн настолько многолик, а постройки Гауди настолько индивидуальны, что их можно выделить в особый тиль - биомодерн.
Наиболее известное
Творчество Гауди настолько уникально, что с ним не сравнится ни одно из произведений последователей бионики, хотя они тоже по-своему интересны. Музей Гуггенхейма (рис.9), построенный архитектором Франком Ллойдом Райтом в конце 50-х годов в Нью-Йорке, выполнен в форме улитки; оперный театр архитектора Утзона в Сиднее напоминает диковинную морскую раковину. Эти и другие творения продолжают идею "живой архитектуры".
Неожиданно яркое продолжение идея бионики получила в Нидерландах в течение последних 20-30 лет. Дома с причудливыми изогнутыми фасадами, окнами в обрамлении чешуи-мозаики и крышами, поросшими травой, выросли в традиционно-бюргерских кварталах северной Венеции. В их пластичных формах и отрицании строгой логики и порядка чувствуется влияние Гауди.
Идеология Бионики родилась как одна из форм протеста против бездушно-формализованной архитектуры функционализма, в которой дом - это машина для жилья, а человек - всего лишь статистическая единица. Неудовлетворенность функционализмом и бегство от него у многих архитекторов проявились в возврате к историческим стилям. Другие, уповавшие на технический прогресс и развитие мегаполисов, создавали нарочито техногенные сооружения, ассоциирующиеся с реальностью научно-фантастических романов. И лишь немногие, считавшие исторические стили не жизнью, а маской жизни и презиравшие технократию, сделали свой выбор в пользу "живой архитектуры", в пользу ее основных идей - единства с природой, богатства пластичных форм, отсутствия малейшего намека на организованность и упорядоченность, свободного обращения с цветом, повышенного внимания к деталям.
Сооружения бионики задумываются и воспринимаются как развивающийся организм, а не застывшая навеки коробка из четырех стен и крыши. Здания можно достраивать, перестраивать, доделывать, порою полностью меняя первоначальный замысел.
Еще одна характерная черта "живой архитектуры" - ее рукотворность. И Гауди, и его последователи видели творческий процесс не только в разработке проекта в тиши кабинета, но и в постоянном пребывании на строительной площадке. Причем не только с целью авторского надзора. Многие шедевры бионики созданы их авторами в прямом смысле вручную. Укладка мозаики, лепка скульптурных форм, ковка металла - все эти операции во многих случаях производились лично архитекторами. В этом смысле "живая архитектура" - авторское творение на все 100 процентов.
Сбербанк это не только российское понятие, нечто подобное существует и в других странах. Например и в Испании есть свой Сбербанк. А в городе Vitoria-Gasteiz, который расположен на севере этой страны, недавно построили новый офис этого банка. Проект испанских архитекторов Mozas Aguirre arquitectos, расположился на участке площадью 11тыс. кв.м., а общая площадь самого здания составляет 16,5 тыс. кв. м. В то время как, план напоминает своей формой некую хромосому, сама структура здания имеет четкую концепцию, основанную на металлическом каркасе с организованной хаотичностью поперечных связей. Похожий прием использовался в проекте стадиона Птичье гнездо в Пекине. Еще большее сходство придают декоративные элементы фасада в виде ломаных вертикалей. Но, если в стадионе Птичье гнездо, это были элементы конструкции, то здесь, это декоративный акцент на слияние с окружающей природой. Ассоциация с рядом стоящим парком, стволами деревьев. С другой стороны, такая декорация, хорошо облегчает визуальное восприятие достаточно тяжелого объема здания и делает его легким и воздушным.
Китай готовится к летним олимпийским играм 2008. В марте были сданы два объекта. Национальный стадион - "Птичье гнездо" ( Bird's Nest) и Пекинский Национальный Водный стадион - Водный Куб (Water cube) открыты в марте 2008 года и уже принимают первых посетителей. Оба объекта отличаются необычным и сложным конструктивным решением. Птичье гнездо - в плане - 330 на 220 метров, высота 69.2. Общая площадь 258,000 м2. Вместимость - 80 тыс. человек. Что бы построить такой же, нужно приготовить 500 миллионов долларов. Конструктивно - 45 тыс. тонн стали. Архитекторы: Herzog & de Meuron, ArupSport, CAG Bird's Nest
http://art.laoney.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://shedevrs.ru
http://www.slovopedia.com
Список иллюстраций
Рисунок 1 3
Рисунок 2 4
Рисунок 3 5
Рисунок 4 5
Рисунок 5 6
Рисунок 6 6
Рисунок 7 7
Рисунок 8 8
Рисунок 9 8
Рисунок 10 9