Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:01, реферат
В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля "модерн". В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики, хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьёв и др.).
Неоклассицизм
неоклассика, термин, принятый
в современном искусствознании
для обозначения различных по
социальной направленности и идеологическому
содержанию художественных явлений
последней трети XIX-XX вв., которым
присуще обращение к традициям
античного искусства, искусства
эпохи Возрождения или
Периоды Неоклассицизма
В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг.
1910-сер.1920-х гг.
В
первый период логика организации классической
формы и её лаконизм были выдвинуты
как антитеза стилистическому произволу
и избыточной декоративности архитектуры
эклектизма и стиля "модерн". В
ряде стран неоклассицизм этого
периода использовал новые
1930-е гг.
В
1930-е гг. средства неоклассицизма, в
их гипертрофированно
Конец 1950-х гг.
С
конца 50-х гг. неоклассицизм развивался
преимущественно в архитектуре
США; среди наиболее значительных сооружений
этого направления в
Цели и задачи неоклассицизма
Наглядным примером «масштабного вмешательства» неоклассики в архитектуру предшествующих эпох является Санкт-Петербург.
Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить ее развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъему градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску.
В таком характере
были выдержаны грандиозный
«Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.
Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов
В начале XX века были почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект— «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.
Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 г. и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х гг.; они вновь обрели актуальность в настоящее время.
Неоклассицизм в Иваново
Здания для анализа. Краткая справка об архитекторах
В качестве примеров для рассмотрения в ходе данной работы мной были выбраны особняк А.И. Соколова (арх. И.Е. Бондаренко) и особняк И.Д.Бурылина (П.А.Трубников).
Илья Евграфович Бондаренко (1870-1946) – известный московский архитектор и искусствовед. Ведущий архитектор старообрядческого храмостроения. Автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Д. Жилярди, А. Г. Григорьева.
Учился в МУЖВЗ. В 1894 окончил Политехникум в Цюрихе. Работал помощником Ф.
О. Шехтеля на строительстве особняка З. Г. Морозовой (ул. Спиридоновка, 17). В 1900 году получил свидетельство ТСК МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части, что дало ему возможность построить по рисункам К. А. Коровина павильон кустарного отдела на Парижской выставке.
Прославился как мастер неорусского стиля после сооружения старообрядческих церквей Воскресения и Покрова в Токмаковом пер., 17 (1907-1908), Покрова в М. Гавриковом пер., 29 (1911-1912), Николы на М. Андроньевской ул., 15 (1910).
После революции И. Бондаренко
полностью переключился на научную
деятельность. Однако уже с 1926 года,
с началом подъёма
Трубников Павел Алексеевич.1877-1936 |
Родился в с. Большие Соли Костромской губ. Отец - столяр-резчик. Из семерых его детей трое стали архитекторами. В 15 лет П.А.Трубников был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одновременно он работал помощником известного тогда в Москве архитектора С.У. Соловьева. Был удостоен Малой, затем Большой серебряной медали. В 24 года поступает, заслужив звание "классный архитектор", в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1906 года работает в провинции - Ростове Великом, Сарапуле и др. С 1911 по 1912 совершенствует мастерство за границей. После возвращения поселяется в Иванове-Вознеснске. В 1914 мобилизован. Возвратившись в Иваново-Вознесенск, преподает на кафедре "Строительное искусство" в политехническом институте. |
Типология выбранного здания. Городской особняк
В начале архитектурного анализа хотелось бы остановиться на типологической принадлежности выбранных сооружений.
Оба здания можно классифицировать как тип городского особняка.
Особняк— исконно российское явление. В конце XIX — начале XX в. в России на смену усадьбам пришел новый тип жилья — городской особняк. Как правило, строились особняки в центре города на тихих улицах и располагались на отдельных участках. Роскошь подобного рода могли себе позволить лишь немногие состоятельные люди, главным образом купцы.
.
Особняк А.И.Соколова
Дом расположен на пересечении улиц III Интернационала и Марии Рябининой с отступом от красной линии. Кирпичный и оштукатуренный особняк отделён от улицы оградой с металлической решёткой на высоком каменном постаменте и монументальными парадными воротами со спаренными дорическими колоннами по сторонам. Построен в 1911 году по проекту московского архитектора И.Е.Бондаренко для А.И.Соколова - сына главы торговой фирмы "Соколов Иван и сыновья". Это одна из лучшых построек в стиле неоклассицизма в городе, не уступающая по своим художественным качествам столичной архитектуре.
Здание имеет Г-образную в плане форму со срезанным углом. Композиция ярко выраженная диагональная, подчёркнутая большим выносом развитого входного дорического портика в антах, на стыке крыльев, и соотвествующей ему глубокой лоджией во внутреннем углу двора. Двухэтажный с полуподвалом и маленькой антресолью над частью южного фасада дом перекрыт вальмовой кровлей, над которой возвышаются фронтоны ризалитов и сложная двухярусная балюстрада портика. Линии фасадов усложнены террасой с дорической колоннадой на востоке и ризалитами, трактованными как пилястровые портики с фронтонами. Каждый фасад имеет симметричное построение и расчленён прямоугольными окнами с треугольными или лучковыми сандриками. В декоре использованы характерные для классицизма элементы, заимствованные из античной архитектуры: дорические колонны, поддерживающие перекрытия лоджий; спаренные каннелированные пилястры того же ордера, фланкирующие ризалиты; ленты рельефного миандра разных масштабов над окнами; триглифнометопные фризы; сильного выноса карниз с мутулами.
Фото 1987 г.
В решении интерьера нашли
В советские времена в здании распологались различные медицинские учреждения: кожно-венерологический диспансер, отделение радиологии онкологического диспансера. В конце 1980-х годов здесь разместилась кафедра анатомии ИГМА.
ул. III Интернационала, 37/28
Особняк И. Д. Бурылина
Особняк И. Д. Бурылина – главный дом расположенной на ул. Батурина в Иванове усадьбы.
Усадьба расположена рядом с усадьбой Д.Г.Бурылина, к востоку от нее, на большом участке, обращенном к ул.Батурина. В 1915 г. владельцем Куваевской мануфактуры, Н.Г.Бурылиным, для своего племянника, И.Д.Бурылина - сына Д.Г.Бурылина, по проекту московского архитектора П.А.Трубникова был построен большой одноэтажный дом (т.н. «дом сына»). Иван Дмитриевич Бурылин - инженер, с 1910 г. заведующий технической частью «Товарищества Куваевской мануфактуры» и совладелец отцовских предприятий «Товарищества мануфактур Д.Г.Бурылина» и Шуйско-Егорьевской мануфактуры. В угловой, северо-западной части территории участка находится Г-образно примыкающие друг к другу жилой флигель и конюшня, построенные также в 1915 г. и соединенные глухими задними фасадами с гаражом усадьбы Д.Г.Бурылина. Усадьбы разделены кирпичной стеной с ажурной решеткой традиционного рисунка.
ГЛАВНЫЙ
ДОМ - незаурядный пример богатого купеческого
особняка в стиле неоклассицизма,
отличающийся своеобразием планировки
и частично сохранивший первоначальные
интерьеры. Одноэтажный, с высоким
цокольным этажом, кирпичный и
оштукатуренный, в плане он близок
к квадрату, с ризалитами на всех
фасадах. Заглубленный и срезанный
юго-западной угол, где находится
парадный вход, ориентирован на въездные
ворота. Вход фиксирует главную