Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 08:54, реферат
До чего дошла данная технология в своем развитии, какие формы стало возможным создавать, мы можем оценить на примере такого выдающегося сооружения последнего времени как знаменитый Культурный центр Гейдара Алиева в Баку.
Площадь здания составляет 57,519 м² . В проекте здания культурного центра практически не было использовано прямых линий. Само здание по форме представляет собой волнообразное устремление ввысь и плавное слияние с землёй. Подобная структура олицетворяет не только постмодернистский стиль архитектуры, но и продолжительность и бесконечность. Линии же на здании символизируют связь прошлого с будущим.
сетчатые оболочки
| |||||||||||||||||||||
В прогрессивной
зарубежной архитектуре последних 10-20
лет обилие замысловатых, зачастую парадоксальных
конструктивных решений стало одним из
неотъемлемых компонентов успеха. Норманн Форстер, Ричард Роджерс, Сантьяго Калатрава, Франк О. Гери и многие другие
мастера западного Hi-Tech и деконструктивизма
в своих шедеврах часто используют конструкции
с криволинейными очертаниями. Один из
способов создания таких архитектурных
«неровностей» — использование покрытий
на основе сетчатых оболочек.
История
В середине XIX
века ситуацию облегчила появившаяся
возможность в большом количестве использовать
в строительстве сталь и чугун. Именно
тогда стали активно применяться огромные
купола и своды на основе металлического
каркаса. Применение металла позволило
не только снизить массу покрытия, но и
дало возможность делать эти конструкции
светопрозрачными — так как заполнение
каркасов можно было делать стеклянным.
Успешное и активное развитие этих конструкций,
одновременно с повышением качества и
объемов производства металла в конце
XIX века и создало необходимый «базис»
для возникновения целого спектра новых
металлических конструкций. Из металла
становилось строить не только выгодно,
но и модно. Пассажи, оранжереи и выставочные
павильоны, сверкающие на солнце тоннами
стекла и металла, поражали воображение
жителей XIX столетия.
Как раз в этот
момент, в период самого разгара «первой
металлической революции» и возникли
первые сетчатые оболочки а также несущие
конструкции на их основе. С достаточной
долей достоверности можно утверждать,
что изобретателем этого вида конструкций
стал знаменитый русский инженер В. Г.
Шухов. Именно ему первому пришла в голову
идея использования совместной статической
работы системы из металлических стержней,
перекрещивающихся в двух направлениях.
При такой конструкции покрытие работает
как одно целое, причем все стержни несут
приблизительно одинаковую нагрузку,
что позволяет изготавливать их одного
сечения. Говорят, идея использования
сетчатых конструкций у Шухова родилась
благодаря казусу, аналогичному тому,
который позволил Ньютону открыть закон
всемирного тяготения. В роли яблока послужило
обычное цветочное кашпо, сплетенное из
прутьев. Его прочность оказалась достаточной,
чтобы выдержать вес взрослого человека,
вставшего на него одной ногой. Это и стало
причиной экспериментов с конструкциями,
аналогичными по своему устройству тому
самому «плетеному горшку».
«Второе дыхание»
При строительстве
жилых и административных зданий сетчатые
оболочки до недавнего времени применялись
крайне редко. Жесткие рамки безраздельно
властвующего в 20-50-х годах XX века воинствующего
Корбюзианско-Райтовского функционализма
сводили к минимуму возможность использования
обтекаемых сетчатых «выпуклостей» в
светских постройках. Вторую жизнь этим,
к тому времени достаточно «затертым»
промышленной архитектурой, конструкциям
вернуло увлечение многих мировых архитекторов
эстетикой филигранно спроектированных
и исполненных в материале различных конструкций.
Впоследствии это увлечение стало называться
«стилем Hi-Tech».
Сетчатые оболочки как нельзя кстати пришлись для манифестации новых подходов в формообразовании. С одной стороны, их вид крайне «технотронен», что позволяет без ущерба для общей композиционной идеи вживлять их в самые экстремальные Hi-Tech-постройки. С другой — с помощью сетчатых оболочек можно создать максимально биоморфный объем. Это отвечает еще одному крайне модному в последние 20 лет веянию в архитектуре — стремлению создать «экологические» по формообразованию постройки. В этой области занятен опыт чешского архитектора и инженера Яна Каплицки, который создал множество проектов так называемых био-домов. Большая часть из них предполагала использование металлических сетчатых оболочек в качестве несущих конструкций для остекления. К сожалению, ни один более или менее серьезный проект неистового чеха так и не был реализован.
Технологические
нюансы
Широкое распространение в современной прогрессивной архитектуре сетчатые оболочки получили благодаря внедрению компьютерного моделирования и вычислительных программных комплексов, позволяющих расчитывать и проектировать конструкции, а также появлению новых строительных материалов и технологий.
Одни из первых сетчатых оболочек в полном смысле этого слова — перекрытие Выксунского завода оболочкой двоякой кривизны, построенное в 1893 году, слева — сетчатые шатровые навесы Нижегородской выставки (1896 год). Оба эти сооружения «принадлежат перу» Шухова.
Торговые павильоны в г. Мангейм (Германия), построенные по проекту Хьюго Херинга и Фрая Отто. Оба павильона практически целиком изготовлены из сетчатых оболочек, перекрывающих площадь 9500 м 2 . Стеклянные заполнения ячеек «сетки» позволяют осуществить естественное освещение интерьера по всей поверхности «стен» и «кровли».
Музей фруктов в г. Яманаши (Япония) — традиционный специфический японский взгляд на сетчатые оболочки, насыщенно выраженный уроженкой Страны восходящего солнца Итсуко Хосегава. Здесь оболочки используются и как несущие конструкции для остекления, и просто как металлическая решетка, обозначающая объем сооружения.
|
До чего дошла данная технология в своем развитии, какие формы стало возможным создавать, мы можем оценить на примере такого выдающегося сооружения последнего времени как знаменитый Культурный центр Гейдара Алиева в Баку.
Площадь здания составляет 57,519 м²
. В проекте здания культурного центра
практически не было использовано прямых линий.
Само здание по форме представляет собой волнообразное устремлени
В ходе строительства здания была
создана сеть из железных конструкций
общей протяженностью 90 км. При монтаже
кровли площадью 4 га было использовано
12027 панелей особого состава и разного
размера, в форме различных геометрических
фигур — треугольника, прямоуго