Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:27, реферат
Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры.
1.Специфика средневекового искусства…………………………3
2.Проявление средневековья в романском стиле………………..5
3.Готический стиль………………………………………………...11
4.Список литературы………………………………………………13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Ивановский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра архитектуры и дизайна
История дизайна
Реферат на тему:
«Средневековая эстетика. Средневековый интерьер в романском и готическом стиле»
Выполнил: студент группы Д-31 Петров Ишхан
Руководитель: Коряшина О.Л.
Иваново 2012
Главы
Специфика средневекового искусства
Средневековое искусство
- особая ступень в мировом
Религиозное мышление
Средневековья накладывало
Образ человека в
искусстве, рождённый доктриной
христианства, утрачивает разумную ясность
и внутреннее равновесие, характерные
для античных героев. Новый идеал
противоположен идеалу античности. В
нём в угоду христианской идее
в жертву приносилась правдивая
передача красоты физического облика
человека. Изображение подчинялось
определённым выработанным канонам. Зато
духовный мир с его многообразием
чувств и переживаний средневековый
художник умел показать с такой силой,
что созданные им образы воздействовали
то силой внутренней сосредоточенности
и философского самоуглубления, то
страстной взволнованностью, высоким
духовным подъёмом, то мечтательностью
или гармоничной
Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству, так как в отличие от античного искусства, обращённого только к свободному члену общества, искусство Средних веков обращается ко всему народу. Античного раба, стоявшего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при всём своём бесправии, всё же признавался членом гражданского коллектива. Да и само искусство в Средние века создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи народа, поэтому в средневековом искусстве сильнее ощущаются народные веяния, оно близко к народному творчеству. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. В Средние века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного народного искусства; неистощимая фантазия народа особенно ярко проявилась в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на почве которых возникает монументальное синтетическое искусство.
Образный строй
и язык средневекового искусства
сложнее и экспрессивнее
Расширилась и сфера явлений, отображаемых в искусстве, правда, передаваемых с помощью символов и аллегорий, так как в художественной системе средневекового искусства существовала предельная условность.
Однако содержание средневекового искусства не ограничивалось только областью официальных религиозных идей. Художники привносили в него и связанные с реальной жизнью идеалы, нравственные представления. Мифология, народная фантазия, поэтическое отношение к миру определяли силу и яркость образов средневекового искусства, их высокое художественное совершенство. В нём нашли отражение и материнская любовь, и глубокие страдания, и стоическое мужество, и красота природа и мира. Впервые в нём разрабатывается проблема характерного, гротескного, открывая новые перспективы развития мирового искусства последующих веков.
Проявление
средневековья в романском
Романский период
- время возникновения
При сохранении местных особенностей романскому искусству присущи общие черты: ведущая роль архитектуры, отличавшейся суровым крепостным характером, подчиненность ей живописи и монументальной скульптуры, условных по стилю, назидательных и экспрессивных. Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.
Средневековье принято считать мрачным периодом в истории Европы. В городах быт был очень примитивен: помои выливались прямо на улицу, люди в буквальном смысле тонули в грязи (известен исторический анекдот - рыцарь утонул на главной площади в грязной луже, будучи верхом на коне).
Своеобразна архитектура того времени: в городах ремесленники и беднота строили дома в несколько этажей, очень близко друг к другу, а чтобы увеличить "жилплощадь", достраивали "козырьки" над улицей, из-за этого улицы были темные и очень узкие. Дома и улицы освещались факелами, что часто вызывало пожары.
Богатые феодалы - от короля до баронов - строили в своих владениях замки, каменные дома-крепости, для жилья и обороны от врага. Замок обносили толстой крепостной стеной со рвом. Жилые строения тоже возводились из камня и были многокомнатными с обязательной центральной залой и очагом, служившей и гостиной и столовой. Внутреннее убранство дома было скудным. Пол был обычно земляным, только в очень богатых домах мостился камнем, иногда при этом выкладывался примитивный орнамент. В замках постоянно тянуло сырость и холодом от булыжных стен и земляного пола, который для тепла устилали соломой. Каменные стены украшались и утеплялись коврами, вначале привозимыми с Востока. Такой ковер был роскошью, многим недоступной. И тогда в Европе развивается искусство изготовления гобеленов - тканых ковров со сложными сюжетными картинами.
Мебель средневековых замков (а трудовой люд мебели практически не имел) была тяжелой, прочной и грубо практичной. Самой универсальной мебелью был сундук, служивший скамьей и кроватью дома, чемоданом в дороге. Из него же произошел и шкаф - сундук вытянулся вверх, обрел дверцы и ножки. Стул был не просто предметом мебели - по высоте его спинки определялась знатность владельца. Стулья не имели обивки, были жесткими с прямой спинкой. Кровати покрываются балдахинами, больше не для украшения, а защиты от сквозняков. Итак, мебель того периода примитивна и интересна только с исторической точки зрения, т.к. цели украшения жилища она не служила.
В мире много величественных соборов, но не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимися кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания.
Собор Парижской богоматери. 1163—1257. Интерьер.
Эволюция интерьера
В интерьере собора преобладает серый цвет камня — из него построены стены и возведены своды храма. Здесь ощущается атмосфера холодности и мрачноватости. Высокие стрельчатые своды собора поднимаются в бесконечность, что в сочетании с относительно небольшой шириной и легкостью конструкции создает ощущение необыкновенного величия и высоты.
Собор Парижской
Богоматери не использует в интерьере
настенной живописи, а единственный
источник цвета в сером интерьере
— многочисленные витражи, которые
вставлены в переплеты
Главный витраж собора «Роза» расположен над входом в собор. В центре розы Богоматерь, а вокруг — знаки зодиака. Проникая через витражи, солнечный свет заливает Собор Нотр Дам де Пари радугой оттенков, игра которых смягчает некоторую однотонность постройки и придает интерьеру определенную таинственность и феерическую роскошь.
Готический стиль
Готический стиль (от ит. gotico - готский, варварский) пришел на смену романскому стилю в Европе XIII- XIV вв. и также был связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль отличается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов, которыми и ныне заполнена вся Западная и Центральная Европа, неизменно характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с широким использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной и раскрашенной религиозной скульптуры.
Готический стиль в
дизайне интерьера. Стиль готики,
постепенно теряя ярко выраженную национальную
(французскую, немецкую, английскую) специфику
и приобретая единые стилевые черты.
Основными чертами дизайна
Исторические интерьеры готики. Интерьеры
с дизайном в готическом стиле отличаются
величием и изяществом. Стены перестают
быть конструктивным элементом, становятся
более легкими, облицовываются деревом
или украшаются стенной росписью ярких
цветов, настенными гобеленами. Дощатые
и каменные полы раннеготического интерьера
позднее также застилались коврами. Характерными
элементами становятся ажурные орнаменты,
каменное кружево резьбы, стрельчатые
своды. Над входом, как правило, красуется
огромное витражное окно-роза. Оконные
стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого
стекла, но без занавесей. Потолки деревянные
балочной конструкции или с открытыми
оформленными стропилами; возможна декоративная
роспись на потолке.
Мебель в готическом интерьере. Типичные
мебельные изделия готического стиля
дизайна интерьера: высокие двустворчатые
шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками,
а также буфеты на высоких ножках, высокие
спинки стульев и кроватей, имитирующие
архитектурные детали крепостных замков
и церквей. Позже это влияние сказалось
и на орнаментике: столярному мастерству
была навязана точная геометрическая
орнаментика, противоречащая самой фактуре
дерева. Основным видом мебели, как в замках
рыцарей, так и у простых горожан был сундук,
из которого со временем сформировался
сундук-скамья. Сундуки служили столами,
скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили
один на другой, украшая при этом всю конструкцию
стрельчатыми сводами – так получился
шкаф. Стол в готическом интерьере имел
глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую
столешницу, основанием которой были две
торцовые опоры. Под откидной столешницей
находилось множество отделений и маленьких
ящичков. Кровать, если она не была встроена
в стену, имела балдахин или большой, подобный
шкафу, деревянный каркас, а в южных странах
Европы – дощатую конструкцию с архитектурным
членением, резьбой и цветной отделкой.
Основные материалы в дизайне интерьера
готического стиля.
В строительстве и отделке
готических зданий использовались в
основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех
и ель, сосна, лиственница и кедр
европейский, можжевельник). В декоре
использовалась плиточная мозаика,
майолика; сундуки обтягивали кожей,
использовалась богатая металлическая
(железная и бронзовая) фурнитура, мотивы
сталактитов, выточенные бруски. Фигурная
лепнина подчас расписывалась и
покрывалась позолотой.
Витражи. Цветные витражи в виде стрельчатых
арок – одна из самых узнаваемых особенностей
стиля готики. Огромные окна, для которых
стены служат лишь легким каркасом, многоцветные
витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное
окно-роза – все это и создает неповторимое
«лицо» стиля готики.
Теологи приписывали витражам способность
просветлять душу человека и удерживать
его от зла. Истоки этого вида изобразительного
искусства восходят к поздней античности.
Уникальные эффекты витража объясняются
прозрачностью его основы – цветного
стекла; использовавшаяся же для прорисовки
контуров черная краска была непрозрачной.
В орнаментальных зонах витража доминируют
красный и синий тона, в сюжетных – белый,
различные оттенки фиолетового, желтый
и зеленый.
Цветовая гамма. «Готические розы», красочные
витражи, раскрашенная скульптура – все
это говорит об особой роли цвета в средневековье.
В дизайне интерьеров готического стиля
использовались насыщенные красные, синие,
желтые, коричневые оттенки, а также золотые
и серебряные нити. Для контрастных деталей
использовались пурпурные, рубиновые,
иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые
оттенки.
Элементы декора готического стиля интерьера.
Картинами для украшения комнат в готике
пользуются редко. В то же время, эпоха
готики – это время расцвета книжной миниатюры
и появления станковой живописи, время
высокого подъёма декоративных искусств.
В готическом стиле наблюдается расцвет
цехового ремесла: в резьбе по камню и
дереву, в мелкой скульптуре из слоновой
кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных
металлических изделиях, украшавшихся
камнями и эмалью, в тканях и шпалерах
– всюду изощрённость фантазии и щедрое
богатство декора сочетаются с блестящим
мастерством и тщательностью отделки.
Информация о работе Средневековая эстетика. Средневековый интерьер в романском и готическом стиле