Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:42, реферат
Тема «Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий в Республике Беларусь» для работы была выбрана в связи с ее актуальностью на сегодняшнем этапе развития нашей страны. Данная работа рассматривает вопросы, связанные с эффективностью использования источников энергии, которыми располагает Республика Беларусь. Цель работы: анализ традиционных и альтернативных источников энергии, их эффективность и целесообразность использования. В работе анализируется политика государства в области энергосбережения и внедрения нетрадиционных источников энергии в энергетику страны, также рассмотрена целесообразность использования того или иного источника энергии.
Введение
1 Энергетика и энергосбережение в Республике Беларусь
1.1 Энергетическая политика Республики Беларусь
1.2 Проблемы энергетики Республики Беларусь
1.3 Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации
2 Использование и потенциал традиционных и альтернативных источников энергии в Республике Беларусь
2.1 Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) традиционных видов энергоносителей
2.2 Альтернативные и возобновляемые источники энергии
2.3 Успешный опыт использования альтернативных источников энергии в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
технологии важнейших отраслей промышленности
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Энергосбережение
на
тему: Использование
альтернативных источников
энергии и энергосберегающих
технологий в Республике
Беларусь
Студентка
ФМ,
1-й курс, ДКТ
Проверила
преподаватель
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Состояние экономики любых государств во многом определяется эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), при этом особую актуальность это приобретает для стран, отрасли экономики которых в больших объемах используют импортируемые энергоресурсы, что в полной мере относиться к Беларуси.
По результатам за 2009г. импорт энергоресурсов в Беларусь составил 43,4 млн. т у.т. при экспорте 14,6 млн. т у.т. и валовом потреблении ТЭР в республике 34,4 млн. т у.т. Обеспеченность местными энергоресурсами составила 16,3%.
В Беларусь импортируется 99,2 % потребляемого природного газа (годовое потребление примерно 20,4 млн. т у.т.), 14 млн. тонн нефти (при добыче в республике 1,8 млн. тонн). Полностью импортируется уголь (около 0,3 млн. тонн).
Тема «Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий в Республике Беларусь» для работы была выбрана в связи с ее актуальностью на сегодняшнем этапе развития нашей страны. Данная работа рассматривает вопросы, связанные с эффективностью использования источников энергии, которыми располагает Республика Беларусь. Цель работы: анализ традиционных и альтернативных источников энергии, их эффективность и целесообразность использования. В работе анализируется политика государства в области энергосбережения и внедрения нетрадиционных источников энергии в энергетику страны, также рассмотрена целесообразность использования того или иного источника энергии.
1 Энергетика и энергосбережение в Республике Беларусь
1.1 Энергетическая
политика Республики Беларусь
В экономике любых государств топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей составляющей обеспечения функционирования и развития производительных сил, повышения жизненного уровня населения, а для государств с дефицитом собственных энергоресурсов, к которым относится и Республика Беларусь, оптимальное развитие и функционирование ТЭК - одно из приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти, всех производителей и потребителей ТЭР по обеспечению конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Поэтому вопросам развития энергетики, энергетической политике, в республике уделяется повседневное внимание.
Основной
целью проведения и реализации энергетической
политики Республики Беларусь является
определение путей и
Важнейшей задачей ближайшего периода является создание новых организационных и технологических основ для эффективного и экологически приемлемого развития и функционирования отраслей ТЭК в условиях формирования рыночных отношений. Задача следующих этапов-- создание и обеспечение развития конкурентоспособных объектов ТЭК с учетом все более тесной взаимосвязи с мировым энергетическим хозяйством.
В «Основных направлениях энергетической политики Республики Беларусь на период до 2020 года» энергетическая политика строится на следующих принципах:
1. Приоритетности социального аспекта развития отраслей ТЭК.
2.
Интенсивности
3.
Повышения экологической
4.
Обеспечения рациональной
5. Увеличения использования угля в топливном балансе.
6. Ориентации на возможное ограничение роста использования ресурсов природного газа.
7.
Формирования требований к
8. Стремления к самообеспечению республики электроэнергией.
9.
Рассредоточения
10.Увеличения
объема исследовательских и
11. Развития малой энергетики.
12.
Разработки правовых и
Приоритетами энергетической политики являются:
* полное, надежное и безопасное обеспечение населения и экономики республики энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении;
* снижение удельных затрат на производство, транспорт и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь на всех стадиях;
*
повышение финансовой
*
минимизация техногенного
1.2 Проблемы энергетики
Республики Беларусь
В настоящее время основными проблемами, ослабляющими энергетическую безопасность республики, являются:
* низкая
обеспеченность собственными
* высокая доля природного газа в ТЭБ страны;
* высокая
степень износа основных
* импорт ТЭР преимущественно из одной страны (России);
* большие
затраты на импортируемые
* дефицит инвестиций в ТЭК страны;
* высокая
энергоемкость экономики
Таким образом, что бы решить эти проблемы, необходимо диверсифицировать поставки ТЭР, путем переговоров снижать стоимость импортируемого сырья, внедрять в жилищно-коммунальное хозяйство и на производства энергосберегающие технологии, внедрять альтернативные источники энергии.
1.3 Потенциал энергосбережения,
пути и методы его реализации
Энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения.
Систематизация работы по энергосбережению в Беларуси началась с 1993-1994гг.
В 1993г. был создан Комитет по энергосбережению и энергетическому надзору (в настоящее время - Комитет по энергоэффективности) при Совете Министров Республики Беларусь.
В 2000г. Комитетом совместно с другими министерствами, ведомствами и научными организациями была разработана и одобрена Правительством Республиканская программа по энергосбережению на период до 2020г.
Основными целями программы были определены:
*
выявление потенциала
* максимальное использование местных видов топлива, отходов производства, снижение импорта топливно-энергетических ресурсов;
*
координация усилий и средств
всех участников работ по
На основании расчетов и экспертных оценок был определен потенциал энергосбережения на уровне 12 млн. т у .т., в том числе:
4,8 млн. т у.т. - в коммунально-бытовом секторе;
2,6 млн. т у.т. - в энергетике;
1,3
млн. т у.т. - в химической и
нефтехимической
0,85 млн. т у.т. - в сельском хозяйстве;
0,6
млн. т у.т. - в машиностроении и металлообработке.
Выполнение этой Республиканской программы позволило обеспечить координацию усилий на уровне республики для решения организационных и технических вопросов повышения эффективности использования энергоресурсов.
В 2000гг. в республике сформировалась структура управления энергосбережением:
*
установлен государственный
* образован Экспертный Совет при Комитет по энергосбережению;
*
создан целый ряд хозрасчетных
предприятий, занимающихся
Кроме того, были созданы:
1. Законодательная база энергосбережения:
* Закон «Об энергосбережении»;
*
Закон «О внесении изменений
и дополнений в Кодекс
*
Правительством принято около
20 постановлений по вопросам энергосбережения.
2. Финансово-экономический механизм энергосбережения:
*
Образован республиканский
*
Установлен порядок
*
Установлен порядок выдачи
*
Подготовлены рекомендации по
условиям и порядку
*
Введено в действие Положение
по применению штрафных санкций
за нерациональное использование ТЭР.
Реализация потенциала энергосбережения в республике в 1996-2000гг. проводилась в соответствии с приоритетными техническими направлениями, указанными в Программе, такими как:
*
модернизация и повышение
*
внедрение парогазовых и
* оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
*
перевод паровых котлов в
*
замена электрокотельных на
*
внедрение систем учета и
*
использование вторичных
*
уменьшение потерь при
*
внедрение частотно-
*
установка энергоэкономичных
*
внедрение новых
Проводилась работа по экономическому стимулирования работ по энергосбережению.
Финансирование
мероприятий по энергосбережению осуществля-
лось в рамках Перечня энергосберегающих
мероприятий республиканского значения,
Государственной научно-