История
создания органов безопасности
в России
Органы Государственной Безопасности - важная составная часть правоохранительной системы государства,
особые правоохранительные
органы, основная деятельность которых
направлена на пресечение и раскрытие
преступлений против существующего государственного(конституционного)
строя, внешней и внутренней безопаности
государства. В компетенцию Органы Государственной Безопасности также могут входить функции
разведывательно-информационного характера,
охрана высших государственных органов,
обеспечение правительственной связи,
охрана государственных границ. В демократических
государствах Органы Государственной Безопасности ведут борьбу с такими уголовными
преступлениями, как терроризм, государственная
измена, шпионаж, диверсии, посягательства
на жизнь государственных деятелей, насильственный
захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах
деятельность Органы Государственной Безопасности направлена как против указанных выше уголовных преступлений
(часто приобретающих "политический"
характер), так и против вполне мирной
общественной активности политических
оппонентов режима (диссидентов).В демократических
государствах Органы Государственной Безопасности должны действовать в соответствии
с принципом законности и под контролем уполномоченных
на то государственных органов (суда, прокуратуры, парламента). Для авторитарных стран обычной практикой
является почти полная бесконтрольность
деятельности Органы Государственной Безопасности (обычно подчиняющихся только
главе режима), а нередко и своего рода
"иммунитет" от юридической ответственности
за совершаемые сотрудниками Органы Государственной Безопасности противоправные деяния (похищения
людей, пытки, внесудебные казни и убийства,
в том числе на территории других государств).История Органы Государственной Безопасности насчитывает много веков,
их прообраз имелся уже в ряде древних
государств. Причем появление Органы Государственной Безопасности обычно предшествовало созданию
регулярных органов для борьбы с общеуголовными
преступлениями. Во Франции, например, Органы Государственной Безопасности ("тайная полиция") появились почти на два
века раньше, чем уголовная полиция.В советском государстве Органы Государственной Безопасности - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана уже через
несколько недель после Октябрьской революции
согласно постановлению СНК РСФСР от 7
(20) декабря 1917 г. На ВЧК официально возлагались
пресечение и ликвидация контрреволюции
и саботажа и предание саботажников и
контрреволюционеров суду Военно-революционного
трибунала, выработка мер по борьбе с ними,
а также борьба со спекуляцией, должностными
преступлениями и др.В 1922 г. вместо ВЧК
было создано Государственное политическое
управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних
дел (НКВД). На ГПУ возлагались задачи по
предупреждению, раскрытию и пресечению
"враждебной деятельности антисоветских
элементов", охрана "государственной
тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью
иностранных разведок и контрреволюционных
центров" за рубежом, а также с контрабандой.
В распоряжении ГПУ находились особые
части войск.Его деятельность сосредоточивалась
на раскрытии политических и антигосударственных
преступлений. Органы ГПУ получили право на проведение розыскных
действий, дознания, предварительного
следствия и мер административного воздействия.В
1923 г. "в целях объединения революционных
усилий союзных республик по борьбе с
политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК СССР было учреждено
Объединенное государственное политическое
управление(ОГПУ). На союзное управление
возлагалось руководство ГПУ союзных
республик. особыми отделами военных округов,
транспортными отделами политуправлений.
особыми отделами фронтов и армий; организация
охраны границ СССР. Надзор за деятельностью
ОГПУ возлагался на Прокурора ВС СССР.В
1932 г. в систему ОГПУ включены органы охраны
общественного порядка (милиция). Одновременно с этим в составе
ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с
чем исполнительские функции управления
дополнялись судебными. Централизация системы
органов безопасности завершается в 1934
г. созданием объединенного НКВД СССР,
в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется,
и создается Особое совещание - орган,
который в административном (внесудебном)
порядке мог применять в качестве меры
наказания ссылку, высылку и заключение
в "исправительно-трудовые" лагеря.
На НКВД СССР возлагались функции охраны
общественного порядка, государственной
безопасности, государственных границ.
НКВД возглавил систему исправительно-трудовых
учреждений, в его структуру входило Главное
управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.В феврале
1941 г. объединенный НКВД был разделен на
НКВД СССР и Народный комиссариат государственной
безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 г. наркоматы
объединены в единый НКВД СССР. в апреле
1943 г. вновь разделены. В марте 1946 г. НКВД
СССР и НКГБ СССР переименованы соответственно
в Министерство внутренних дел СССР (МВД)
и Министерство государственной безопасности
СССР (МГБ), которые в марте 1953г. объединены
в МВД СССР. В марте 1954 г. Органы Государственной Безопасности были выделены в самостоятельную
организацию - Комитет государственной
безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. В ноябре 1991 г. КГБ
СССР преобразован в Межреспубликанскую
службу безопасности (МСБ). Центральную
службу разведки СССР и Комитет по охране
государственных границ СССР.В декабре
1991 г. было создано Министерство безопасности РФ. Разведывательные
функции переданы Службе внешней разведки.
Самостоятельным органам был передан
также ряд иных функций (охрана границ,
правительственная связь, охрана высших
органов власти), ранее принадлежавших
КГБ. В декабре 1993 г. Министерство безопасности было упразднено
и вместо него образована Федеральная
служба контрразведки РФ (ФСК РФ). В ноябре
1994 г. в составе ФСК в целях повышения эффективности
борьбы с преступностью было создано Следственное
управление. В апреле 1995 г. Федеральная
служба контрразведки РФ переименована
в Федеральную службу безопасности РФ
(ФСБ РФ).В соответствии с ФЗ РФ от 3 апреля
1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной
службы безопасности в Российской Федерации"
органы ФСБ представляют собой единую
централизованную систему, в которую входят:
а) ФСБ РФ; б) управления (отделы) ФСБ РФ
по отдельным регионам и субъектам РФ
(территориальные органы безопасности);
в) управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных
Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях,
а также в их органах управления (органы
безопасности в войсках). Территориальные
органы безопасности и органы безопасности
в войсках находятся в прямом подчинении
ФСБ РФ (в отличие, например, от органов
внутренних дел. находящихся в двойном
подчинении: МВД РФ и местных властей).
ФСБ РФ возглавляет Директор ФСБ РФ на
правах федерального министра, назначаемый единолично
Президентом РФ..Закон устанавливает в качестве
принципов деятельности Органы Государственной Безопасности законность, уважение и соблюдение прав
и свобод человека и гражданина, гуманизм. единство системы
органов ФСБ и централизацию управления
ими, а также конспирацию, сочетание гласных
и негласных методов и средств деятельности.
Контроль за деятельностью Органы Государственной Безопасности возлагается на прокуратуру
и суд, куда, в частности, любое
лицо может обжаловать действия Органы Государственной Безопасности по мотивам нарушения своих
прав и свобод.В качестве основных направлений
деятельности органов ФСБ закон определил: а) контрразведывательную
деятельность: б) борьбу с преступностью;в)разведывательную деятельность.
Иные направления могут быть установлены
только ФЗ РФ.Контрразведывательная деятельность
ФСБ заключается в выявлении, предупреждении,
пресечении разведывательной и иной деятельности
спецслужб и иных организаций иностранных
государств, а также отдельных лиц, направленной
на нанесение ущерба безопасности РФ.
В рамках борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют
оперативно-розыскные мероприятия по
выявлению, предупреждению, пресечению
и раскрытию шпионажа, террористической деятельности,
организованнойпреступности, коррупции,
незаконного оборота оружия и наркотически?
средств, контрабанды и других преступ
лений,дознание и предварительное след ствие
по которым отнесены законом к и> ведению, а также
по выявлению, преду преждению, пресечению
и раскрытии деятельности незаконных
вооруженные формирований, преступных
групп, отдельных лиц и общественных объедине'
ний, ставящих своей целью насильствен.
ное изменение конституционного стро?
РФ. При этом Органы Государственной Безопасности и их сотрудника руководствуются
ФЗ РФ от 12 августе 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной
деятельности", уголовным и уго-ловно-процессуальным законодательством РФ. Разведывательную деятельность
ФСБ осуществляет во взаимодействии со
Службой внешней разведки РФ (СВРРФ).Органы Государственной Безопасности комплектуются военнослужащими
и гражданским персоналом. К сотрудникам
органов ФСБ РФ предъявляются особые,
повышенные требования:ими могут быть
только граждане РФ, способные по своим
личным и деловым качествам,возрасту.образованию
и состоянию здоровья выполнять возложенные
на них обязанности.Додонов В.Н.
ВЧК |
(7)
20 декабря 1917г. постановлением Совета
Народных Комиссаров для борьбы
с контрреволюцией и саботажем
в Советской России была образована
Всероссийская чрезвычайная комиссия
(ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. На
этом посту он находился до 6 февраля 1922г.
С июля по август 1918г. обязанности председателя
ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс
|
ГПУ |
6
февраля 1922г. ВЦИК принял постановление
об упразднении ВЧК и образовании Государственного
политического управления (ГПУ) при НКВД
РСФСР.
|
ОГПУ |
2
ноября 1923г. Президиум ЦИК СССР
создал Объединенное государственное
политическое управление (ОГПУ) при
СНК СССР. Председателем ГПУ и
ОГПУ до конца своей жизни (20 июля
1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого
сменил В.Р.Менжинский, возглавлявший
ОГПУ до 1934г.
|
НКВД |
10
июля 1934г. в соответствии с постановлением
ЦИК СССР органы государственной
безопасности вошли в Народный
комиссариат внутренних дел (НКВД)
СССР. После смерти Менжинского работой
ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г.Ягода. С 1936 по 1938гг.
НКВД возглавлял Н.И.Ежов. С ноября
1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П.Берия.
|
НКГБ
СССР |
3
февраля 1941г. НКВД СССР был разделен
на два самостоятельных органа:
НКВД СССР и Наркомат государственной
безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних
дел - Л.П.Берия. Нарком государственной
безопасности - В.Н.Меркулов. В июле
1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены
в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле
1943г. был вновь образован Наркомат государственной
безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.
|
МГБ |
15
марта 1946г. НКГБ был преобразован
в Министерство государственной
безопасности. Министр - В.С.Абакумов. В 1951
- 1953гг. пост министра государственной
безопасности занимал С.Д.Игнатьев. В марте
1953г. было принято решение об объединении
Министерства внутренних дел и Министерства
государственной безопасности в единое
МВД СССР во главе с С.Н.Кругловым.
|
МВД |
7 марта 1953г. было принято решение
об объединении Министерства
внутренних дел и Министерства государственной
безопасности в единое МВД СССР во главе
с С.Н.Кругловым.
|
КГБ
СССР |
13
марта 1954г. создан Комитет государственной
безопасности при Совете Министров СССР.
С 1954 по 1958гг. руководство КГБ осуществлял И.А.Серов,
с 1958 по 1961гг. - А.Н.Шелепин,
с 1961 по 1967гг. - В.Е.Семичастный,
с 1967 по 1982гг. - Ю.В.Андропов,
с мая по декабрь 1982г. - В.В.Федорчук,
с 1982 по 1988гг. - В.М.Чебриков,
с 1988 по август 1991гг. - В.А.Крючков,
с августа по ноябрь 1991г. - В.В.Бакатин.
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев
подписал Закон "О реорганизации органов
государственной безопасности". На
основании Закона КГБ СССР был упразднен
и на переходный период на его базе созданы
Межреспубликанская служба безопасности
и Центральная служба разведки СССР (в
настоящее время - Служба внешней разведки
РФ).
|
МСБ |
28
ноября 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев
подписал Указ "Об утверждении Временного
положения о Межреспубликанской службе
безопасности".
Руководитель - В.В.Бакатин (с ноября
1991 по декабрь 1991г.).
|
КГБ
РСФСР |
6
мая 1991г. председатель Верховного
Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель
КГБ СССР В.А.Крючков подписали
протокол об образовании в соответствии
с решением Съезда народных депутатов
России Комитета государственной безопасности
РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского
государственного комитета. Руководителем
его был назначен В.В.Иваненко.
|
АФБ |
26
ноября 1991г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал
Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство
Федеральной безопасности РСФСР.
Возглавил АФБ - В.В.Иваненко с ноября 1991
по декабрь 1991г.
|
МБ |
24
января 1992г. Президент РФ Б.Н.Ельцин
подписал Указ об образовании
Министерства безопасности Российской
Федерации на базе упраздняемых Агентства
Федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской
службы безопасности.
Министр - В.П.Баранников с января
1992г. по июль 1993г.,
Н.М.Голушко с июля
1993г. по декабрь 1993г.
|
ФСК |
21
декабря 1993г. Президент РФ Б.Н.Ельцин
подписал Указ об упразднении Министерства
безопасности и о создании Федеральной
службы контрразведки.
Директор - Н.М.Голушко с декабря
1993г. по март 1994г.,
С.В.Степашин с марта
1994г. по июнь 1995г.
|
ФСБ |
3
апреля 1995г. Президент РФ Б.Н.Ельцин
подписал Закон "Об органах
Федеральной службы безопасности
в Российской Федерации", на основании
которого ФСБ является правопреемником
ФСК.
Директор - М.И.Барсуков с июля
1995г. по июнь 1996г.,
Н.Д.Ковалев с июля
1996г. по июль 1998г.,
В.В.Путин с июля 1998г.
по август 1999г.,
Н.П.Патрушев с августа
1999г. по май 2008г.
А.В.Бортников с мая
2008г. |
неотъемлемая
часть государственного аппарата любой
страны, обеспечивающая профессиональную
защиту существующего государственного
строя, территориальной неприкосновенности
и целостности страны, противодействие
диверсиям иностранных разведывательных
и иных спецслужб, а также деятельности
отечественных или зарубежных экстремистских
и террористических организаций.
Охрана
государственной безопасности осуществляется
прежде всего такими специальными органами,
как внешняя разведка, внутренняя разведка
и контрразведка. Внутренняя разведка
борется с врагами государственного строя
внутри страны - с коррупцией и организованной
преступностью, с экстремистскими политическими
или религиозными организациями, пропагандирующими
запрещённые идеи или проводящими тактику
террора. В задачи внутренней разведки
входит также проверка политической благонадёжности
рядовых граждан. Внешняя разведка направлена
непосредственно против внешних врагов
государства (враждебных стран, партий,
лиц). Она осуществляет сбор развединформации
на чужой территории, организует диверсии
против враждебных сил, распространяет
дезинформацию, участвует в организации
государственных переворотов и т.п. Контрразведка
ведёт борьбу с разведками иностранных
государств, обеспечивая соответствующей
информации органы государственной власти
внутри страны. В современном (информационном)
обществе возрастает роль так называемой
легальной разведки, собирающей информацию
из открытых источников.
Каждое
государство стремится расширить свои
понятия внешней и внутренней безопасности,
что ведёт к росту активности органов
госбезопасности во всём мире. Одновременно
органы госбезопасности разных стран
вынуждены всё в большей мере координировать
и объединять свои усилия в борьбе с такими
серьёзными угрозами глобальной безопасности,
как организованная преступность, терроризм,
экологические катастрофы и т.д.