Жители
Нью-Йорка называли Башнями-Близнецами
(Твинс Тауэрс) небоскребы Всемирного
торгового центра, которые были разрушены
11 сентября 2001 года в результате террористического
акта. Это событие стало национальной
трагедией для США. Террористы не
зря выбрали в качестве цели именно
Башни Близнецы, ведь они являлись национальной
гордостью страны, символом демократии
и символом величия американского народа.
Сегодня о Твинс Тауэрас нам напоминает
огромный мемориал, построенный на месте
трагедии. Во многих голливудских фильмах,
выпущенных до событий 11 сентября, мы можем
видеть панораму Города Мечты Нью-Йорка,
на которой обязательно присутствуют
башни Всемирного Торгового Центра. На
туристических открытках тех времен также
традиционно изображались исполинские
«близняшки». А сколько изготавливалось
сувениров, связанных с этими башнями!
К сожалению, теперь эти безделушки скорее
напомнят нам о печальном… Однако настоящая
статья планировалась не в виде очерка
в память о павших колоссах, а скорее как
рассказ об архитектурном шедевре, ушедшем
в небытие, но, тем не менее, сохранившем
о себе добрую память. Закономерно, что
проекта в точности копирующего ВТЦ в
планах американских градостроителей
нет. Зачем стремиться повторить успех?
Пусть Башни «живут» в наших сердцах. Однако
помимо мемориала на площади, некогда
занимаемой ВТЦ, все же решено построить
несколько высотных зданий. В самом деле,
не пустовать же такому лакомому участку
Манхеттена? Уже на стадии возведения
находится небоскреб Башня Свободы, которая
будет иметь высоту свыше 500 метров. Ее
ориентировочно сдадут к 2013 году. Помимо
оной офисной постройки есть еще 4 проекта,
но они пока лишь существуют на бумаге.
Разработаны 3 высотные башни и одно жилое
здание. Эти исполины вырастут рядом с
мемориалом на улице Гринвич. Прежде чем
начинать повествование о Твинс Тауэрс
дадим небольшие пояснения. Всемирный
Торговый Центр на деле представлял собой
комплекс из семи зданий, в состав которого
и входили злополучные Северная и Южная
Башни. Башни близнецы катастрофа. Каждая
из башен содержала по 110 этажей, а вот
высота разнилась – у Южной Тауэр она
составляла 415 метров, а Северной – 417.
Рядом был расположен 22-этажный отель
Мариотт, который имел сокращенное название
ВТЦ-3. В 1964 году, по заказу «Port Authority» были
созданы первые чертежи будущих башен
близнецов с уменьшением в 130 раз, а 5 августа
1966 года началось строительство небоскребов.
С самых первых дней на стройке стали возникать
различные технические проблемы. На месте
будущего строительства оказался не каменный,
а искусственный грунт, представляющий
собой смесь булыжников, песка, голыша.
Поэтому для возведения фундамента «Twins
Tower» потребовалось много больше бетона,
чем планировалось первоначально, данное
обстоятельство повлекло резкое увеличение
расходов на строительство объекта. Затем
предстояло решить сложную в инженерном
и техническом плане задачу. На месте будущих
небоскребов требовалось снести около
160 зданий, но при этом сохранить все инженерные
коммуникации, а также проходящие рядом
высокоскоростную автомагистраль и дорожную
сеть. Еще одной немаловажной проблемой
являлась линия подземной железной дороги,
проходящая в этом месте. Ее закрыть было
невозможно, так как ежедневно десятки
тысяч человек добирались по подземке
на работу и домой. Власти решили не прокладывать
альтернативные транспортные маршруты,
так как это еще больше увеличило бы затраты
на строительство башен. Поэтому линия
нью-йоркского метро функционировала
до тех пор, пока не была пущена новая,
со станцией в самом нижнем ярусе ВТЦ комплекса.
При строительстве «Twins Tower» пришлось вынуть
из земли более 1,2 миллиона кубических
ярдов земли. По предложенному Минору
Ямасаки плану башни «Twins Tower» должны были
стать не только самыми высокими небоскребами
в Соединенных Штатах Америки, но и мире.
А это означало, что Башням–Близнецам
следует придать большую высоту, чем Эмпайр
Стейт Билдинг, который на тот момент прочно
удерживал пальму первенства самого громадного
здания на планете. Башни близнецы катастрофа.
Для этого было придумано интересное инженерное
решение. Фактически башни представляли
собой очень прочную полую металлическую
трубу, созданную из колонн с фермами для
этажей. Вдоль стен строения располагалась
61 балка из особой стали. Каждая колонна
имела диаметр 476,25 мм, они устанавливались
плотно друг к другу. Расстояние между
балками составляло всего 558,8 мм. Вес каждый
такой стальной блок имел целых 22 тонны,
а высота равнялась 4 этажам будущего здания!
В общей сложности при сооружении небоскребов
было истрачено около 210 000 тонн сверхпрочной
стали. Перекрытия между этажами изготовлялись
из бетонных плит и гофрированной стали,
которые крепились к несущим элементам
всей конструкции. Внутри зданий были
возведены стальные колонны для будущих
лифтов. Башни близнецы являлись первой
в мире постройкой без применения каменой
кладки и инженеры боялись, что высокое
давление воздушных потоков сможет нарушить
нормальную работу валов лифтов. Поэтому
для лифтов была разработана специальная
инженерная система, получившая в дальнейшем
название «сухостенной». Для стандартной
системы лифтов, обслуживающих небоскреб,
пришлось бы использовать почти половину
всей площади помещения нижнего яруса,
дабы разместить в нем лифтовые шахты,
что было экономически не выгодно. Поэтому
специалисты компании «Otis Elevators» разработали
особую систему, названную «быстрой» и
предусматривающую пересадку пассажиров
на 44 и 78 этажах зданий. Подобная система
лифтов позволила уменьшить количество
лифтовых шахт в два раза, по сравнению
с традиционной системой. В итоге в комплексе
«Twins Tower» работало 239 лифтов, а также 71
эскалатор. Каждый лифт был рассчитан
на грузоподъемность в 4535 килограмм, то
есть мог одновременно поднимать 55 человек.
Скорость движения лифтов составляла
8,5 метров в секунду. Кстати, эту систему
«пересадок» инженеры использовали и
при проектировании других небоскребов,
появившихся на свет много позже Близнецов.
При возведении объекта не раз возникали
финансовые сложности, но, несмотря на
это строительство не только не останавливалось,
но и стремительно продолжалось. В 1965–
1970 годах власти Нью-Йорка не могли полностью
финансировать строительство, поэтому
были выпущены облигации кредитного займа.
Строительство Северной башни закончилось
в 1971 году, а двумя годами позже сдали в
эксплуатацию и Южную башню. Официальной
датой открытия Всемирного торгового
центра в Нью-Йорке является 4 апреля 1973
года. Характеристика Башен ВТЦ В итоге
башни близнецы стали самыми высокими
небоскребами США. В каждом «брате-исполине»
было по 110 этажей. Высота 1-ого здания ВТЦ
составила 526.3 метра вместе с антенной.
Последний этаж в Южной Башне возвышался
в 411 м от земли, а в Северной – в 413! Глубина
залегания фундамента находилась на отметке
23 метра под землей. Протяженность кабелей
электропитания превысила 5000 километров,
а общая мощность электрической сети составила
порядка 80000 кВт. Таким образом, строителям
действительно удалось воплотить в жизнь
«Проект века», ставший одним из символов
США, гордостью американского народа.
В последние годы существования Комплекса
ежедневно на работу в ВТЦ приходили около
50000 человек, и еще 200.000 человек в неделю
посещали Всемирный Торговый Центр в качестве
туристов. В Южной башне на 107-этаже была
организована Обсерватория. С наблюдательной
площадки открывался великолепный вид
на город. В Северной Башне на уровне между
106 и 107 этажами располагался шикарный
ресторан «Окна в мир», который был открыт
в 1976 году и являлся самым «высотным» пунктом
питания в мире. В то время никто и подумать
не мог, что эти башни когда-то падут. Ведь
каркас здания, по уверениям инженеров,
мог выдержать удар колоссальной силы,
например, при таране самолетом. Башням
тем более были нестрашны сильнейшие порывы
ветра, которые бушевали на высоте 400 метров.
Конструкция небоскребов отличалась высокой
прочностью, устойчивостью, благодаря
фасадам, выполненным в виде каркасов
из стали и алюминиевым модульным секциям,
вмонтированным в них. Эти элементы имели
размеры 10х3,5 метра. Все технические ухищрения
оказались напрасными, поскольку при падении
самолетов сыграла решающую роль не разрушительная
сила столкновения, а высокая температура.
В результате взрыва баков с топливом,
содержащих свыше 5000 литров бензина, произошел
мгновенный нагрев стали до 1000 градусов
Цельсия! Это-то и спровоцировало обрушение.