Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:48, реферат
Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов –морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д..
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
<<Колледжа связи №54>>
Реферат
Тема: Морфологическая норма. Случаи ее нарушения. Местоимение
Москва 2013
Введение
Изучение грамматики и
одного из ее самостоятельных разделов
–морфологии в наше время не утрачивает
своей актуальности при обучении
в вузе. Наоборот, курсы по изучению
русского языка и культуры речи,
риторики вводятся Министерством образования
в программы высших и средних
учебных заведений по подготовке
будущих специалистов как технического,
так и гуманитарного профилей.
На наш взгляд, такое внимание к
изучению языка, к проблеме соблюдения
морфологических норм в русском
языке и случаев их нарушения
обусловлено рядом объективных
и субъективных причин, к которым
можно отнести снижение общего уровня
грамотности населения, и особенно
молодежи, потеря интереса у некоторой
категории студентов, школьников к
чтению художественной и познавательной
литературы, замена книжных источников
знаний электронными аналогами и
т. д.. Однако “каждый человек должен
точно, кратко и красочно выражать свои
мысли”. “Нет ни одной области человеческих
знаний, человеческой деятельности, для
которых плохая, запутанная”, безграмотная
“профессиональная или бытовая
речь исполнителя была бы благом”.
Кроме того, в течение последних
лет готовится реформа русского
языка. Очевидно, что новый свод правил
определит и новые
Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, нов какой-то степени известное говорящему. Например: Я кое-что скажу по этому вопросу. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение “неизвестно что или кто”, а частица -нибудь придает значение “безразлично что или кто”. Например: Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе. Неопределенные местоимения с частицей –нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях. Например: Мы обязательно увидим что-нибудь интересное. Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня? Местоимения с частицей –либо имеет более общее значение по сравнению с местоимениями с частицей -нибудь. Например: Попросить кого-нибудь (одного из неизвестных) – попросить кого-либо (любого из неизвестных) местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок. правописание местоимений Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие: . При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак: Им.п. чей портрет, чья книга Р.п. чьего портрета, чьей книги Д.п. чьему портрету, чьей книге и т.д. . Местоимения с приставкой кое- и частицами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. . В отрицательных местоимениях под ударением пишется частица не, а без ударения – ни. Например: некого спросить, никого не спросить. . В отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить. . Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются в предложениях, где имеется отрицание. Например: никто иной не мог бы лучше сделать. Заключение Итак, опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения. В работе приведена историческая справка о первых научных разработках теории частей речи и дана их современная классификация. Дается понятие морфологической нормы, систематизированы случаи ее нарушения при использовании в речи местоимений по их разрядам. Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам – будущим деловым людям, специалистам в области экономики.
Информация о работе Морфологическая норма. Случаи ее нарушения. Местоимение