Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 00:00, доклад

Краткое описание

Надзорно-профилактическую деятельность осуществляют надзорные органы МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственного пожарного надзорС целью наиболее эффективной защиты интересов личности, общества и государства от пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, приказом МЧС России от 29 декабря 2006 г. № 804 утверждена Концепция создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.1. Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России.docx

— 24.75 Кб (Скачать файл)

Тема 2.1. Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России

В целях защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностными лицами МЧС России, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется деятельность по проверке выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, а также полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения и принятию мер по результатам проверки.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

Надзорно-профилактическую деятельность осуществляют надзорные органы МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственного пожарного надзорС целью наиболее эффективной защиты интересов личности, общества и государства от пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, приказом МЧС России от 29 декабря 2006 г. № 804 утверждена Концепция создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Создание в МЧС России единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (далее – единая система надзоров) обусловлено необходимостью снижения избыточного административного давления оказываемого на предприятия и граждан, исключению дублирования при осуществлении мероприятий по контролю (надзору), внедрения принципа «одного окна», сужения коррупционного поля, унификации и повышения эффективности системы государственного мониторинга и контроля параметров безопасности территорий, организаций и населения, а также оптимизации численности состава надзорных органов МЧС России.

В единую систему надзоров МЧС России включены:

  1. государственный пожарный надзор;
  2. государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  3. государственный надзор в области гражданской обороны;
  4. подразделения, осуществляющие экспертную деятельность в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.

Единая система надзоров МЧС России создана на базе государственного пожарного надзора. Возглавляет деятельность единой системы надзоров МЧС России Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору. На уровне региональных центров МЧС России и Главных управлений МЧС России по субъектам РФ возглавляют государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору и главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору (начальники соответствующих управлений надзорной деятельности).

Реализация Концепции направлено на снижение избыточного административного давления оказываемого на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, исключения дублирования при осуществлении мероприятий по контролю, унифицировать и повысить эффективность системы государственного мониторинга и контроля параметров безопасности территорий, организаций и населения, а также оптимизировать численность надзорных органов МЧС России.

Основными задачами надзорных органов МЧС России являются осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверок соблюдения организациями и гражданами обязательных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и принятие мер по результатам этих проверок.

Надзорными органами МЧС России являются:

1) структурное подразделение  центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят  вопросы организации и осуществления  государственного надзора в области  гражданской обороны, государственного  надзора в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций, государственного пожарного  надзора – Департамент надзорной  деятельности МЧС России;

2) структурные подразделения  территориальных органов МЧС  России - региональных центров по  делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий, в сферу ведения  которых входят вопросы организации  и осуществления государственного  надзора в области гражданской  обороны, государственного надзора  в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций, государственного пожарного  надзора – управления надзорной  деятельности Региональных центров  МЧС России;

3) структурные подразделения  территориальных органов МЧС  России - органов, специально уполномоченных  решать задачи гражданской обороны  и задачи по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят  вопросы организации и осуществления  государственного надзора в области  гражданской обороны, государственного  надзора в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций, государственного пожарного  надзора – управления надзорной  деятельности Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции, группы) надзорной деятельности;

4) структурные подразделения  специальных и воинских подразделений  федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации  профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственного пожарного надзора – отделы (отделения, инспекции, группы) надзорной деятельности специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы.

Надзорные органы МЧС России созданы на базе органов государственного пожарного надзора, входящих в состав федеральной противопожарной службы.

Общее руководство деятельностью надзорных органов МЧС России осуществляет главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок организации и деятельности надзорных органов МЧС России установлены:

  1. при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны:

а) Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 305);

б) Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны (утв. приказом МЧС РФ от 26 июня 2012 г. N 358).

2) при осуществлении государственного  надзора в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 712);

б) Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. приказом МЧС РФ от 26 июня 2012 г. N 359).

3) при осуществлении безопасности людей на водных объектах:

Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835).

4) при осуществлении государственного  пожарного надзора:

а) Положением о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290);

б) Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. приказом МЧС РФ от 28 июня 2012 г. N 375). Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, согласно ст. 3 [7], является осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

Федеральный государственный пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (ст. 1 [7]).

Федеральный ГПН, за исключением федерального ГПН, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов ГПН, находящихся в ведении МЧС России.

Федеральный ГПН в лесах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий и подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и лесным законодательством Российской Федерации.

Федеральный ГПН на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного горного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности», если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный ГПН осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В области обеспечения пожарной безопасности может осуществляться ведомственный пожарный надзор – деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном положениями об их ведомственной пожарной охране, согласованными с главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Информация о работе Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России