Обеспечение безопасности образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:52, реферат

Краткое описание

Подавляющее большинство населения нашей страны так или иначе связано с системой отечественного образования. Около трех миллионов граждан нашей страны работает в образовательных учреждениях всех типов и видов. Более 4,6 млн. дошколят, порядка 15 млн. школьников, свыше 10 млн. учащихся и студентов, получающих профессиональное образование, практически ежедневно, за исключением выходных дней и каникул, посещают детские сады, школы, училища и лицеи, техникумы и колледжи, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Родители большинства из перечисленных категорий обучающихся хотят быть уверены в том, что их дети вернутся домой здоровыми и невредимыми.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2) (Автосохраненный).docx

— 25.68 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Подавляющее большинство населения нашей  страны так или иначе связано с системой отечественного образования. Около трех миллионов граждан нашей страны работает в образовательных учреждениях всех типов и видов. Более 4,6 млн. дошколят, порядка 15 млн. школьников, свыше 10 млн. учащихся и студентов, получающих профессиональное образование, практически ежедневно, за исключением выходных дней и каникул, посещают детские сады, школы, училища и лицеи, техникумы и колледжи, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Родители большинства из перечисленных категорий обучающихся хотят быть уверены в том, что их дети вернутся домой здоровыми и невредимыми.

Проблема  обеспечения безопасности – одна из приоритетных в существовании  любого государства. Она имеет непосредственное отношение к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе  к национальной системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, в ряде случаев  создание комфортных бытовых условий  проживания, проезда до места учебы  и обратно непосредственно сопряжены с понятиями безопасности. 

  1. Основные понятия

 

Опасность – воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.

Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.

Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.

Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

ЧП (чрезвычайное происшествие) – обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.

Экстремальная ситуация – реальная опасная ситуация, требующая максимального (экстремального) напряжения всех физических и моральных сил человека для его спасения и выживания.

Производственный травматизм характеризуется  совокупностью травм.

Травма (рана) – это повреждение целостности тканей или органов тела, вызванное каким-либо фактором внешней среды. Различают производственные и бытовые травмы.

Несчастный случай – опасное событие, в результате которого человек получил увечье или иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности или смерть (термин из сферы охраны труда).

Профессиональное  заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности (силикозы, пневмокониозы, притупление слуха, заболевания глаз, кожные заболевания и т. п.).

Безопасность ОУ – состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов обучаемых и работников ОУ от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве. Определение безопасности как «отсутствие опасности» неверно: в реальной жизни трудно найти ситуацию, в которой бы полностью отсутствовали опасности. К сожалению, и в домашней постели, и в чреве матери, и в классе, и за обеденным столом могут возникнуть неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб для здоровья, нравственности или имущества человека.

Безопасные условия  труда и иных видов жизнедеятельности – это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).

Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и  возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным факторам, которые сотрудники ОУ, родители и учащиеся умеют применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.

Система безопасности – это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, методические, санитарно-гигиенические, профилактические и иные средства и мероприятия для целей обеспечения безопасности. Система безопасности включает все средства обеспечения безопасности, в том числе технику безопасности и охрану труда.

Средства индивидуальной и коллективной безопасности (защиты) – технические, правовые, организационные, медицинские и иные, в том числе подручные средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на учащихся и работников ОУ опасных факторов, а также для защиты от посягательств на их жизнь и здоровье. К ним относятся органы правопорядка, охрана, ее оснащение, вооружение, средства сигнализации, правовые запреты УК и КоАП РФ, здания, запоры, решетки, убежища, противогазы и т. д. и т. п.

Техника безопасности – совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).

Охрана труда – система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда и  других видов жизнедеятельности  сотрудников ОУ, обучающихся (воспитанников) – это неотъемлемая составная часть системы обеспечения безопасности ОУ, а также часть более общей системы национальной безопасности страны.

Защита трудовой и  образовательной деятельности – это часть защиты всей жизнедеятельности. То есть охрана труда и образовательного процесса в ОУ – это составная часть более широкой области – обеспечения БЖ.

Рабочее место – место, в котором обучающийся или работник должны находиться или в которое им необходимо прибыть в связи с работой (учебой) и которое прямо или косвенно находится под контролем ОУ. На своем рабочем месте каждый обязан соблюдать технику безопасности, иные требования по обеспечению БЖ.

Условия жизнедеятельности – совокупность благоприятных и неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды, учебного и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность, здоровье и безопасность работников ОУ и обучающихся в процессе обучения, труда, досуга и иных видов жизнедеятельности.

Риск – вероятность наступления неблагоприятных последствий (потерь, разрушений, травм); мера оценки опасности ситуации, надежности проекта, решения, поведения. Различают риски индивидуальные, групповые, допустимые, недопустимые (например, перевозка учащихся через водоем в перегруженной лодке без средств спасения). Моделирование и оценка рисков стали важным средством планирования мер безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система комплексной безопасности

Если рассматривать понятие  «безопасность» в самом широком  смысле этого слова, то оно включает не только организацию защиты населения, в том числе участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких  как пожары, природные, экологические  и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над  личностью, но и транспортный и бытовой  травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления

Формируется и достигается комплексная  безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих  направлений:

1. Работа по антитеррористической  защищенности   и противодействию  терроризму и экстремизму

2. Работа по обеспечению охраны  образовательного учреждения

3. Пожарная безопасность

4. Электробезопасность

5.  Охрана труда и техника  безопасности

6. Контроль санитарно-эпидемиологического  состояния

7. Взаимодействие с правоохранительными  органами

8. ГО и ЧС

9. Обучение учащихся правилам  безопасной жизнедеятельности

10. Наглядные пособия

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

  1. Система комплексной безопасности
  2. Направления

1. 1. Работа по антитеррористической защищенности   и противодействию терроризму и экстремизму

1. 2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

1.3. Пожарная безопасность

1.4. Электробезопасность

1.5.  Охрана труда и техника безопасности

1.6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния

1.7. Взаимодействие с правоохранительными органами

1.8. ГО и ЧС

1.9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

1.10. Наглядные пособия

Заключение 

Содержание

 

 

 

 

 


Информация о работе Обеспечение безопасности образовательных учреждений