1 Общая характеристика
чрезвычайных ситуаций. Классификация
чрезвычайных ситуаций
- Общая характеристика
чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная ситуация
(ЧС) – это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за
собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушения
условий жизнедеятельности людей.
Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором
в результате возникновения источника
ЧС на объекте, определенной территории
или акватории нарушаются нормальные
условия жизни и деятельности людей, возникает
угроза их жизни и здоровью, наносится
ущерб имуществу населения, народному
хозяйству и природной среде.
Под источником чрезвычайных
ситуаций понимают опасное природное
явление, аварию или опасное техногенное
происшествие, широко распространенные
инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных
животных и растений, а также применение
современных средств поражения, в результате
чего происходит или может произойти ЧС.
Всякому чрезвычайному событию
предшествует те или иные отклонения от
нормального хода какого-либо процесса.
Характер развития события и его последствия
определяются дестабилизирующими факторами
различного происхождения. Это может быть
и природное, антропогенное социальное
или иное воздействие нарушающее функционирование
системы.
В каждом конкретном случае
ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка
в районе чрезвычайной ситуации - это
характеристика зоны ЧС, полученная на
определенный момент времени и содержащая
сведения о ее состоянии, поступивших
для нее требуемых ресурсах, проведенных
работах, а также о различного рода внешних
факторах, относящихся к данному событию.
Целесообразно также оценивать обстановку
на той или иной территории, где существует
угроза возникновения ЧС.
В понятии чрезвычайных ситуаций
встречаются термины "авария", "катастрофа",
"бедствие" .
Авария - чрезвычайное событие техногенного
характера, происшедшее по конструктивным,
производственным, технологическим или
эксплуатационным причинам, либо из-за
случайных внешних воздействий, и заключающееся
в повреждении, выходе из строя, разрушении
технических устройств или сооружений
Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария,
повлекшая за собой человеческие жертвы,
значительный материальный ущерб и другие
тяжелые последствия
Опасное природное
явление - стихийное событие природного
происхождения, которое по своей интенсивности,
масштабу распространения и продолжительности
может вызвать отрицательные последствия
для жизнедеятельности людей, экономики
и природной среды.
Стихийное бедствие - катастрофическое природное
явление (или процесс), которое может вызвать
многочисленные человеческие жертвы,
значительный материальный ущерб и другие
тяжелые последствия.
Экологическое бедствие (экологическая катастрофа)
- чрезвычайное событие особо крупных
масштабов, вызванное изменением (под
воздействием антропогенных факторов)
состояния суши, атмосферы, гидросферы
и биосферы и отрицательно повлиявшее
на здоровье людей, их духовную сферу,
среду обитания, экономику или генофонд.
Экологические бедствия часто сопровождаются
необратимыми изменениями природной среды.
1.2 Классификация
чрезвычайных ситуаций
Если брать всю совокупность
возможных чрезвычайных ситуаций, то их
целесообразно первоначально разделить
на конфликтные и бесконфликтные.
К конфликтным прежде всего могут быть
отнесены военные столкновения, экономические
кризисы, экстремистская политическая
борьба, социальные взрывы, национальные
и религиозные конфликты, противостояние
разведок, терроризм, разгул уголовной
преступности, широкомасштабная коррупция
и др. Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы
(систематизированы) по значительному
числу признаков, описывающих явления
с различных сторон их природы и свойств.
В частности, можно построить
классификационные структуры по типам
и видам чрезвычайных событий, лежащих
в основе ЧС, масштабу их распространения,
сложности обстановки и тяжести последствий,
масштабу и уровням привлекаемых для их
ликвидации органов управления, сил и
средств.
Чрезвычайные события, лежащие
в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать
(систематизировать) по сущности и характеру
базовых явлений и процессов, важнейшим
признакам проявления (типам и видам);
характеру поражающих факторов или источников
опасности (тепловые, химические, радиационные,
биологические и т.д.); месту возникновения
или принадлежности; основным причинам
возникновения (конструктивные, производственные,
эксплуатационные, погодные, геофизические
и др.); интенсивности протекания; масштабам
воздействия (поражения); характеру воздействия
на основные объекты поражения (разрушение,
заражение, затопление и др.); содержанию
и характеру последствий; долговременности
и обратимости последствий и т.д.
Для практических нужд общую
классификацию ЧС лучше всего построить
по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных
событий. Она будет наиболее обобщающей,
так как раскрывает сущность явлений,
происходящих при чрезвычайных событиях
и в значительной мере определяющих складывающиеся
ЧС.
Важной является также классификация,
построенная по масштабу распространения
чрезвычайных событий. При этом следует
иметь в виду, что учитываются не только
размеры территории, подвергнувшейся
воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные
последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения
организационных, экономических, социальных
и других существенных связей, действующих
на значительных расстояниях. Кроме того,
принимается во внимание тяжесть последствий,
которая и при небольшой площади ЧС порой
может быть огромной и трагичной.
Чрезвычайные ситуации классифицируются
в зависимости от количества людей, пострадавших
в этих ситуациях, людей, у которых оказались
нарушены условия жизнедеятельности,
размера материального ущерба, а также
границы зон распространения поражающих
Факторов чрезвычайных, ситуаций.
Так вот, по масштабу распространения
и тяжести последствий ЧС подразделяются
на локальные, объектовые, местные, территориальные,
региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной (частной) относится ЧС, в результате
которой пострадало не более 10 человек,
либо нарушены условия. жизнедеятельности
не более 100 человек, либо материальный
ущерб. составляет не более 1 тыс. минимальных
размеров оплаты труда на день возникновения
чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной
ситуации не выходит территориально и
организационно за пределы рабочего места
или участка, малого отрезка дороги, усадьбы,
квартиры. Объектовые ограничиваются
пределами производственного или иного
объекта и могут быть ликвидированы его
силами и ресурсами (в том числе силами
специализированных формирований).
К местной относится чрезвычайная ситуация,
в результате которой пострадало свыше
10, но не более 50 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности свыше 100, но
не более 300 человек, либо материальный
ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более
5 тыс. минимальных размеров оплаты труда
на день возникновения чрезвычайной ситуации
и зона чрезвычайной ситуации не выходит
за пределы населенного пункта, города,
района, области, края, республики и устраняются
их силами, средствами и другими ресурсами.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация,
в результате которой пострадало свыше
50, но не более 500 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности свыше 300, но
не более 500 человек, либо материальный
ущерб составляет свыше 5 тыс., по не более
0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда
на день возникновения чрезвычайной ситуаций
и зона чрезвычайной ситуации не выходит
за пределы субъекта РФ.
К региональной относится чрезвычайная ситуация,
в результате которой пострадало свыше
50, но не более 500 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности свыше 500, но
не более 1000 человек, либо материальный
ущерб составляет свыше 0.5 млн.. но не более
5 млн. минимальных размеров оплаты труда
на день возникновения чрезвычайной ситуации
и зона ЧС распространяется на несколько
областей (краев, республик) или экономических
районов. Для ликвидации их последствий
нужны объединенные усилия этих территорий,
а также участие федеральных сил, средств
и ресурсов.
К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация
в результате которой пострадало свыше
500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности
свыше 1000 человек, либо материальный ущерб
составляет свыше 5 млн. минимальных размеров
оплаты труда на день возникновения чрезвычайной
ситуации и зона чрезвычайной ситуации
охватывает обширную территорию страны,
но не выходит за ее границы. Здесь задействуются
силы, средства и ресурсы всего государства.
Часто прибегают и к иностранной помощи.
К трансграничной
(глобальной) относится чрезвычайная ситуация,
поражающие факторы которой выходят за
пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная
ситуация, которая произошла за рубежом
и затрагивает территорию Российской
Федерации. Их последствия устраняются
силами и средствами как пострадавших
государств, так и международного сообщества.
Каждому виду чрезвычайных
ситуаций свойственна своя скорость распространения
опасности, являющаяся важной составляющей
интенсивности протекания чрезвычайного
события и характеризующая степень внезапности
воздействия поражающих факторов. С этой
точки зрения такие события можно подразделить
на внезапные (взрывы,
транспортные аварии, землетрясения и
т.д.), с быстро (пожары, выброс
газообразных СДЯВ гидродинамические
аварии с образованием волн прорыва, сель
и др.), умеренно (выброс
радиоактивных веществ, аварии на коммунальных
системах, извержения вулканов, половодья
и пр.) и медленно распространяющейся
опасностью (аварии на очистных сооружениях,
засухи, эпидемии, экологические отклонения
и т.п.).
К ликвидации чрезвычайных
ситуаций могут привлекаться Вооруженные
Силы Российской Федерации, Войска гражданской
обороны РФ, другие войска и воинские формирования
в соответствии с законодательством РФ.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается
завершенной по окончании проведения
аварийно-спасательных и других неотложных
работ.
Имеется пять фаз развития ЧС:
- накопление отклонений;
- инициирование ЧС;
- процесс ЧС;
- действие остаточных факторов;
- ликвидация ЧС.
2 Организация работы по охране
труда
2.1 Планирование работы
В современных условиях организации
производства система управления охраной
труда (СУОТ) — это совокупность органов
управления и объектов управления, взаимодействующих
между собой.
Управление охраной труда —
подготовка, принятие и реализация решений
по осуществлению организационных, технических,
санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических
и других мероприятии для обеспечения
безопасности, сохранения здоровья и работоспособности
человека в процессе труда.
Управление охраной труда в организации
осуществляет ее руководитель. Для организации
работы по охране труда руководитель организации
создает службу охраны труда. Служба охраны
труда организации подчиняется непосредственно
руководителю организации или по его поручению
одному из его заместителей. Службу рекомендуется
организовывать в форме самостоятельного
структурного подразделения организации,
состоящего из штата специалистов по охране
труда во главе с руководителем (начальником)
Службы.
Служба осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими подразделениями
организации, комитетом (комиссией) по
охране труда, уполномоченными (доверенными)
лицами по охране труда профессиональных
союзов или иных уполномоченных работниками
представительных органов, службой охраны
труда вышестоящей организации (при ее
наличии), а также с федеральными органами
исполнительной власти и органом исполнительной
власти соответствующего субъекта Российской
Федерации в области охраны труда, органами
государственного надзора и контроля
за соблюдением требований охраны труда
и органами общественного контроля. Работники
Службы в своей деятельности руководствуются
законами и иными нормативными правовыми
актами об охране труда Российской Федерации
и соответствующего субъекта Российской
Федерации, соглашениями (генеральным,
региональным, отраслевым), коллективным
договором, соглашением по охране труда,
другими локальными нормативными правовыми
актами организации.
2.2 Учет контроля
Контроль за деятельностью Службы осуществляет
руководитель организации, служба охраны
труда вышестоящей организации (при ее
наличии), орган исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской
Федерации в области охраны труда и органы
государственного надзора и контроля
за соблюдением требований охраны труда.
Ответственность за деятельность Службы
несет руководитель организации. Работники
Службы несут ответственность за выполнение
своих должностных обязанностей, определенных
положением о Службе и должностными инструкциями.
2.3 Задачи управления
Основными задачами службы охраны труда
являются:
- организация работы по обеспечению
выполнения работниками требований
охраны труда.
- контроль за соблюдением работниками
законов и иных нормативных правовых актов
об охране труда, коллективного договора,
соглашения по охране труда, других локальных
нормативных правовых актов организации.
- организация профилактической работы
по предупреждению производственного
травматизма, профессиональных заболеваний
и заболеваний, обусловленных производственными
факторами, а также работы по улучшению
условий труда.
- информирование и консультирование
работников организации, в том
числе ее руководителя, по вопросам
охраны труда.
- изучение и распространение
передового опыта по охране
труда, пропаганда вопросов охраны
труда.
2.4 Структура коллективного
договора
Структуру Службы и численность работников
Службы определяет руководитель организации
в зависимости от численности работающих,
характера условий труда, степени опасности
производств и других факторов с учетом
Межотраслевых нормативов численности
работников службы охраны труда на предприятии.
В организации с численностью более 100
работников создается Служба или вводится
должность специалиста по охране труда,
имеющего соответствующую подготовку
или опыт работы в этой области. В организации
с численностью 100 и менее работников решение
о создании Службы или введении должности
специалиста по охране труда принимается
руководителем организации с учетом специфики
деятельности данной организации. Руководитель
организации может возложить обязанности
по охране труда на другого специалиста
или иное лицо (с его согласия), которое
после соответствующего обучения и проверки
знаний наряду с основной работой будет
выполнять должностные обязанности специалиста
по охране труда. При отсутствии в организации
Службы (специалиста по охране труда) руководитель
организации вправе заключить договор
со специалистами или с организациями,
оказывающими услуги в области охраны
труда. На должность специалиста по охране
труда назначаются, как правило, лица,
имеющие квалификацию инженера по охране
труда, либо специалисты, имеющие высшее
профессиональное (техническое) образование
без предъявления требований к стажу работы
или среднее профессиональное (техническое)
образование и стаж. Все категории указанных
лиц должны пройти специальное обучение
по охране труда.