Основы здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:37, реферат

Краткое описание

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физического недостатков.
Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!» т.е. желаем доброго здоровья и благополучия. В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное – здоровье нашего разума и физическое – здоровье нашего тела. Они неразделимые части нашего общего здоровья. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО?
ПОДРОСТКИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
КОНФЛИКТ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
СУИЦИД И ПОДРОСТОК
ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
ТАБАК КУРЕНИЕ
АЛКОГОЛИЗМ
НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Основы здорового образа жизни (Автосохраненный).docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №3 г. Уржума»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по ОБЖ

«ОСНОВЫ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».

 

 

 

 

Выполнила:

ученица 9-го класса

Крупина Елена Владимировна

 проверил:

учитель ОБЖ

Иванов Андрей Евгеньевич

 

 

 

Уржум, 2012г 
План реферата

 

Введение

  1. Здоровый образ жизни – что это?
  2. Подростки и здоровый образ жизни
  3. Конфликт, правила поведения в конфликтных ситуациях
  4. Суицид и подросток
  5. Факторы, разрушающие здоровье человека
  1. табак курение
  1. алкоголизм
  2. наркомания и токсикомания

Заключение

Библиографический список

 

 

Введение.

Здоровье человека – это  состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физического недостатков.

Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!» т.е. желаем доброго здоровья и благополучия. В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное – здоровье нашего разума и физическое – здоровье нашего тела. Они неразделимые части нашего общего здоровья. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье человека зависит от системы мышления, отношения  к окружающему миру, от умения определить свое положение, отношения к людям, вещам, знаниям. Достигается умением  жить в согласии с родными, друзьями, соседями и т.д.

Физическое здоровье зависит  от двигательной активности, рационального  питания, соблюдения правил личной гигиены, безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного  и физического труда, умения отдыхать.

Человек должен одинаково  заботиться о физическом и духовном здоровье. Человек – это не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях. Поэтому с духовным здоровьем связано социальное здоровье.

Говоря о социальном здоровье – имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания и т.д. Понятие  «здоровье» диалектически связанно с противоположными понятиями – «нездоровья» и «болезни». Например, врачи при оценке здоровья детей и подростков используют 4 критерия:

  • наличие или отсутствие хронических заболеваний;
  • уровень физического и нервно – психологического развития;
  • состояние основных систем организма;
  • степень сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

В соответствии с критериями по состоянию здоровья дети и подростки  разделены на 5 групп здоровья:

  1. Дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, имеющие нормальное физическое и нервно – психологическое развитие.
  2. Дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются отклонения от нормы в физическом развитии или в работе каких – либо органов.
  3. Дети с хроническими заболеваниями, редко обостряющимися без нарушения общего состояния.
  4. Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития, с нарушениями общего состояния.
  5. Дети с тяжелыми хроническими заболеваниями и со сниженными функциональными возможностями.

Индивидуальное здоровье зависит от нас, поэтому необходимо запомнить:

    • здоровье ценно тем, что составляет условия эффективной деятельности, достигающее счастье и благополучие;
    • только здоровые люди могут создать здоровое общество и государство.

 

Здоровый  образ жизни – что это?

 

В настоящее время существует несколько определений образа жизни; где образ жизни зависит от образа мыслей, однако сами они не решают проблему здорового образа жизни. Личность формируется под воздействием семьи, искусства, религии и т.д. Хотя нет единой точки зрения, его элементы известны:

    • оптимальный уровень двигательной активности;
    • закаливание и рациональное питание;
    • соблюдение режима труда и отдыха;
    • личная гигиена;
    • регулярное прохождение медицинского осмотра;
    • экологически грамотное поведение;
    • психологическая и эмоциональная устойчивость;
    • сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
    • отказ от вредных привычек;
    • безопасное поведение дома, на улице, в школе.

Надо не только хотеть быть здоровым, но активно и настойчиво работать в этом направлении, так  как легких путей к достижению высокого уровня здоровья нет.

В наше время известно множество  теорий и методов оздоровления человеческого  организма. Теории оздоровления – результат  глубоких исследований. Практически  все оздоровительные системы являются комплексными и содержат несколько методик, в их состав входят разделы:

    • духовное и физическое совершенствование;
    • дыхательные технологии и их применения;
    • здоровое питание;
    • управление эмоциями и мыслями;
    • биоэнергетика.

Для успешной практики оздоровления необходимо начинать занятия под  руководством специалистов, чтобы не возникло каких-либо индивидуальных проблем.

 

Подростки и здоровый образ жизни.

 

Понятие «личная гигиена» у многих ассоциируется с правилом – мыть руки перед едой и после туалета, но это понятие включает выполнение многих гигиенических правил, требований и норм. Личная гигиена включает в себя гигиену жилища, питания, гигиену воды и кожи, одежды и т.д.

Состояние здоровья человека зависит от того, как он использует окружающие условия для сохранения и укрепления здоровья. Подростковый и юношеский возраст объединяют одним названием: период полового созревания, завершающийся у мальчиков к 18-19 годам, у девочек к 16-17. В подростковом периоде усиленный рост и развитие всех органов и систем, что обусловлено активацией работы желез внутренней секреции. В стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не успевает за общими темпами развития. Отсюда – относительная недостаточность сердечной деятельности.

Подростковый возраст  – самый сложный и ответственный, т.к. психика характеризуется повышенной эмоциональностью. Подросток часто  пытается казаться взрослым, возникают разногласия в оценках, стилях жизни и интересах. Формирование в подростковом возрасте повышает эмоциональную напряженность и неустойчивость нервной системы.

Как справиться с повышенной нервной возбудимостью?

Вот несколько простых  советов:

  • Воспитывайте выдержку и волю.
  • Научитесь анализировать ситуацию.
  • Не давайте выхода отрицательным эмоциям и не выплескивайте их на окружающих.
  • Не совершайте импульсивных, непродуманных действий.
  • Будьте объективны в оценках поступков других людей.
  • Постарайтесь быть всегда в хорошем настроении.

 

Конфликт, правила поведения в конфликтных  ситуациях.

 

В основе конфликта лежит  ситуация, суть которой – либо противоположные  цели, либо несовпадение интересов, желаний. Чаще всего конфликт возникает из мелочи: неудачно сказанное слово – и уже конфликт, а из-за чего возник – не вспомнить.

Конфликты делятся на созидательные и разрушительные. По сфере разрешения конфликты делят на деловые и личностно-эмоциональные. Полное разрешение конфликтов заключается в устранении их причин и восстановлении нормальных личных отношений.

Правила поведения в конфликтных  ситуациях:

  1. Будьте принципиальны, а не боритесь из принципа.
  2. Не стремитесь демонстрировать, во что бы то ни стало.
  3. Прямолинейность хороша, но не всегда.
  4. Критикуйте, но не критиканствуйте.
  5. Чаще улыбайтесь!
  6. Традиции бывают хорошие и нет.
  7. Сказать правду надо уметь!
  8. Будьте независимы, но не самоуверенны!
  9. Не превращайте настойчивость в назойливость.
  10. Не ждите справедливости к себе, если не справедливы к другим.
  11. Не переоцените свои способности и возможности.
  12. Не проявляйте инициативу там, где нет нужды в ней.
  13. Проявляйте доброжелательность, выдержку в любой ситуации.
  14. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
  15. Учитесь слушать других.

Умение управлять чувствами  и эмоциями в конфликтной ситуации – использование корректных приемов  и аргументов и недопущение нелояльных.

 

Суицид  и подросток.

 

Самоубийство среди подростков объясняется низкой стрессоустойчивостью и чувствительностью их организма к различным воздействиям. Совершению суицида предшествуют обстоятельства, носящие психологический характер: это семейные ссоры или конфликты на производстве. Для человека, мысленно подошедшего к последней черте, достаточно насмешки или плохой погоды, чтоб выброситься из окна. Есть ряд признаков, указывающих на суицид:

  • человек замыкается в себе;
  • чаще обычного ведет разговоры о смерти;
  • раздает свое личное имущество.

Что предпринять, если с чьей-либо стороны предполагается попытка суицида:

    1. не игнорируйте этого человека, найдите возможность его выслушать;
    2. не спорьте, не критикуйте и не осуждайте его;
    3. пригласите специалиста – психолога или врача;
    4. не оставляйте этого человека в одиночестве.

 

Факторы, разрушающие здоровье человека.

 

Табакокурение – самая распространенная из вредных привычек: 50%- мужчин и 25%- женщин. Горящая сигарета – «фабрика» по химическим соединениям, не приносящая пользы человеку. Постоянное употребление табака вызывает физическую и психическую зависимость курильщика. Различают три стадии никотиновой зависимости:

  1. Эпизодическая, не более 5 сигарет в день (никотиновой зависимости нет).
  2. Постоянная, от 5 до 15 сигарет в день (небольшая никотиновая зависимость).
  3. Сильная, от 1 до 1,5 пачек в день (сильная никотиновая зависимость).

Воздействие табачного дыма на организм человека с неблагоприятными последствиями, особенно влияет на женский организм. У курящей женщины кожа увядает раньше, хриплым становится голос, исчезает женственность. Встречаются выкидыши и мертворожденные. Некурящий человек, находился с курящим рядом около 1 часа – то же что и выкурил полсигареты. У него нарушается состав крови, изменения в деятельности нервной системы. Особенно опасно курение для детей. Чтобы бросить курить – надо очень этого хотеть. Если влечение к курению не проходит, надо обратиться к специалистам.

Алкоголь, также как и табак, вредный для организма, под его влиянием нарушаются деятельность желез внутренней секреции, поджелудочная и половая системы. Алкогольная импотенция развивается у 30 – 40% мужчин. К тяжелым последствиям приводит воздействие алкоголя на головной мозг. Систематическое употребление алкоголя ведет к биологическому старению. Жизненная продолжительность сокращается лет на 15. Постепенно потребление алкоголя ведет к социальной деградации личности, снижению морального уровня. Дети, рожденные в семьях употребляющих алкоголь, страдают физическим изъяном, умственной отсталостью.

Прежде чем человек  становится алкоголиком, в его состоянии  происходят изменения. Постепенно теряется контроль над количеством выпитого – ему нужно все больше и больше. Если принято большое количество алкоголя, возникает алкогольное отравление. Его признаки – возбудимость или депрессия, головокружение, тошнота, рвота. В этом случае нужна следующая помощь:

  1. дать понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом;
  2. уложить на бок, очистить дыхательные пути;
  3. вызвать «скорую помощь»;
  4. промыть желудок;
  5. положить на голову холодный компресс.

Наркомания  и токсикомания – болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими чувство приятного состояния. Между этими заболеваниями есть юридическое различие: вещества, вызывающие токсикоманию – не являются наркотиками. Эти болезни развиваются при регулярном применении. Со временем появляются три основных признака наркомании и токсикомании:

    • психологическая зависимость;
    • физическая зависимость, выраженная абстинентным синдромом;
    • изменение чувствительности к наркотикам.

Информация о работе Основы здорового образа жизни