Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение. 3
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
Функциональные резервы организма. 5
От чего зависит здоровье. 7
Составляющие здорового образа жизни студента. 7
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7
Профилактика вредных привычек. 9
Режим питания. 11
Двигательная активность. 13
Закаливание. 14
Здоровье и окружающая среда. 16
Наследственность. 17
Психологическая саморегуляция. 17
Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19
Физическое самовоспитание. 21
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 38.83 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему:

«Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья».

 

Выполнил: студентка группы Э-91

                                                                              Будченко Е. А.

                                                         Проверил: Строганов К. С.

Новосибирск, 2000.

План.

План. 2

Введение. 3

Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4

Функциональные резервы  организма. 5

От чего зависит здоровье. 7

Составляющие здорового  образа жизни студента. 7

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7

Профилактика вредных  привычек. 9

Режим питания. 11

Двигательная активность. 13

Закаливание. 14

Здоровье и окружающая среда. 16

Наследственность. 17

Психологическая саморегуляция. 17

Ориентация на здоровье у  лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19

Физическое самовоспитание. 21

Заключение. 22

Список используемой литературы. 23

 

Введение.

Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека, но и  всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие  и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять  наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно  сохраняемое и укрепляемое самим  человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют  о то, что у большинства людей  при соблюдении ими гигиенических  правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное  старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых  – сахарного диабета. Третьи не умеют  отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в  конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению  и алкоголю, активно укорачивают  свою жизнь.

Здоровье - это первая и  важнейшая потребность человека, определяющая способность его к  труду и обеспечивающая гармо­ничное развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­лять до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам  творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходи­мо  вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ­культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - сло­вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

Существует много определений  этого понятия, смысл которых  определяется профессиональной точкой зрения авторов.   По определению  Всемирной Организации Здравоохранения  принятому в 1948 г.:  «здоровье - это  состояние физического, духовного  и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов».

С физиологической точки  зрения определяющими являются следующие  формулировки:

- индивидуальное здоровье  человека - естественное состояние  организма на фоне отсутствия  патологических сдвигов, оптимальной  связи со средой, согласованности  всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно-функциональных данных  организма, адекватных окружающей  среде и обеспечивающих организму  оптимальную жизнедеятельность,  а также полноценную трудовую  жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье  человека - это гармоническое единство  всевозможных обменных процессов  в организме, что создает условия  для оптимальной жизнедеятельности  всех систем и подсистем организма  (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс  сохранения и развития биологических,  физиологических, психологических  функций, трудоспособности и социальной  активности человека при максимальной  продолжительности его активной  жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о  трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

·     Физическое здоровье - это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра­вильно функционирует и развивается.

·     Психическое  здоровье зависит от состояния головного  мозга, оно характеризуется уровнем  и качеством мышления, развитием  внимания и памяти, степенью эмоциональной  устойчи­вости, развитием волевых качеств.

·     Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой  социальной жизни чело­века, т.е. жизни  в определенном человеческом обществе. Отличи­тельными признаками нравственного  здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокро­вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про­тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче­ски  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье счи­тается высшей мерой человеческого здоровья.

 

Здоровый и духовно  развитый человек счастлив - он от­лично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей  молодости духа и внутренней красоты.

Функциональные резервы  организма.

 

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи  и взаимодействии психических и  физических сил организма. Гармония психофизических сил орга­низма повышает резервы здоровья, создает условия для творче­ского самовыражения в различных областях нашей жизни. Ак­тивный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не позволяет «душе ленить­ся». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резер­вов организма.

Скажем, у человека в спокойном  состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые  высоко тренированные спортсмены могут  произвольно в течение 10-11 минут  ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минут­ные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в мину­ту, а при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит,  резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выяв­ляются они с помощью различных нагрузочных проб.

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная произво­дительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно раз­бить на подсистемы:

1. Биохимические резервы  (реакции обмена).

2. Физиологические резервы  (на уровне клеток, органов, систем  органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические  резервы на клеточ­ном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что мож­но, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел воз­можностей здесь упирается в определенную скорость распростра­нения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходи­мое для сокращения и расслабления мышц.

От чего зависит здоровье.

Здоровье человека - результат  сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных  влияний в состояние здоровья следующий:

наследственность - 20%;

окружающая среда - 20%;

уровень медицинской помощи - 10%;

образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти  цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

·  человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое  здоровье - 15%);

·  экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

·  социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

·  медицинский фактор - 10%.

Составляющие здорового  образа жизни студента.

Здоровый образ жизни  включает в себя следующие основ­ные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель­ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Рациональный режим труда  и отдыха - необходимый эле­мент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблю­даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо­ровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно  в течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше  справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого  часа никто и ничто не может  помешать. Таким образом,  студент  получает время – возможно, самое  важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно  на отдых, на самообразование, хобби  либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй  такие условия и в комнате  общежития. В период занятий не рекомендуется  включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует  и укрепляет волю. Не позволяет  откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня  на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс  умственного труда чрезвычайно  благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет  наше тело. Долго живет тот, кто  много и хорошо работает в течение  всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры,  нарушению  обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

 Студент должен правильно  чередовать труд и отдых. После  занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить  на отдых. Отдых после работы  вовсе не означает состояния  полного покоя. Лишь при очень  большом утомлении может идти  речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был  противоположен характеру работы  человека («контрастный» принцип  построения отдыха). Вечернюю работу  проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через  каждые 50 минут сосредоточенного  труда отдыхать 10 минут (сделать  легкую гимнастику, проветрить комнату,  пройтись по коридору, не мешая  работать другим).

Необходимо избегать переутомления  и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или  графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и  умственных нагрузок полезно для  здоровья. Человек, много времени  проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить  на свежем воздухе. Городским жителям  желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых  участках и т. п.

Профилактика вредных  привычек.

Следующим звеном здорового  образа жизни является ис­коренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспо­собность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколе­ния и на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых  опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с  курением непосредственно связаны  самые серьезные болезни сердца, сосу­дов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и заби­рает силы в самом прямом смысле. Как установили спе­циалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сига­реты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулиру­ет курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кисло­родом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность ку­рильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевре­менное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья