Особенности детского травматизма и его профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности травматизма детей школьного возраста.
В соответствии с целью эксперимента и выдвинутой гипотезой определились следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности детского травматизма.
3. Провести диагностику травматизма у младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы направленной на профилактику травматизма у младших школьников.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования, сформировать рекомендации.

Содержание

Введение.
1. Понятия и классификация детского травматизма.
2. Причины детского травматизма.
3. Профилактические мероприятия МОУ.
4. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма ДОУ.
5. Профилактические мероприятия с дошкольниками.
6. Работа с родителями по профилактике детского травматизма.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

кон.здоровье.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО ТО «ТУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

050144 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

 

 

 

 

Домашняя контрольная  работа

 МДК 01.01.  Медико-биологические  и социальные основы здоровья.

 

 

 

 

                                                                                                Выполнила студентка

4 курса 2 группы

Тарасова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

Вариант № 4

«Особенности детского травматизма и его профилактика».

         Введение.

  1. Понятия и классификация детского травматизма.
  2. Причины детского травматизма.
  3. Профилактические мероприятия МОУ.
  4. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма ДОУ.
  5. Профилактические мероприятия  с дошкольниками.
  6. Работа с родителями по профилактике детского травматизма.

Заключение.

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Травматизм является серьезной  проблемой общественного здравоохранения  в Европе, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей, лиц  пожилого возраста и малоимущие слои населения. В то же время значимость данной проблемы для общественного  здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем  принятия мер профилактики или борьбы с ним.

Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и  решение этой проблемы находится  в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно  предпринять, и педагогическими  науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь.

Травматизм - это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья.

В связи с этим, наряду с преподаванием комплекса знаний по охране жизнедеятельности в традиционном профилактическом аспекте, необходимо обосновать средства и методы педагогического  воздействия, направленного на перманентную переориентацию возрастно-индивидуальных и личностных особенностей детей.

Среди комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые стали  одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей .

Травмы являются ведущей  причиной смерти детей старше 3 лет. При этом от них погибает или получают серьезные повреждения больше детей, чем от всех заболеваний вместе взятых . Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов  должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно  сочетать развитие самостоятельности  с воспитанием ответственности  за безопасное поведение. В младших  классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку  почти всегда в основе их опасных  поступков лежат заниженные или  деформированные представления  о реальном уровне допустимого риска  в различных жизненных ситуациях.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько  подсистем, объектом воздействия которых  является:

1. Социум (окружающая среда  в целях снижения ее травмобезопасности).

2. Коллектив (школа, детское  учреждение).

3. Семья. Непосредственно  личность.

Наиболее реальной, эффективной  и гуманной на данном этапе является вторая подсистема. Именно школа, как  наиболее целостная система, может  решать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и  в этом заключается актуальность данной темы "Детский травматизм и его профилактика".

Цель исследования: изучить особенности травматизма детей школьного возраста.

Объект исследования: детский травматизм.

Предмет исследования: влияние специально разработанной профилактической программы на динамику травматизма у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: снижение травматизма у младших школьников будет протекать наиболее успешно при целенаправленной организации профилактической программы.

В соответствии с целью  эксперимента и выдвинутой гипотезой  определились следующие задачи:

1. Изучить специальную  литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать особенности  детского травматизма.

3. Провести диагностику  травматизма у младших школьников.

4. Разработать и экспериментально  проверить эффективность программы  направленной на профилактику  травматизма у младших школьников.

5. Проанализировать и  обобщить результаты исследования, сформировать рекомендации.

Для решения задач использовались методы: теоретические (анализ и синтез исследований по проблеме); эмпирические (наблюдение, беседы, эксперимент); методы количественной обработки данных.

Теоретической основой исследования являются работы, посвященные профилактике детского травматизма: В.Л. Андриановой, B. C. Анисимова, Е.К. Вишневецкой, О.В. Выголовой, А.А. Горлова, В.П. Немсадзе, Л.П. Соколова, М.А. Ступницкой и др.

 

1.Понятия и классификация детского травматизма.

     Травма (от греч. trauma) - это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Детская травма - это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.

Цифры детского травматизма  настолько велики, что подобная информация способна нанести психическую травму здоровому взрослому человеку. Например, в целом по России ежегодно только от наездов автомобилей погибает около 10000 детей (45% всех смертельных  случаев); по данным РООПСВОДа, по-прежнему тонет в среднем до 3500 детей в год (из них каждый десятый - в ваннах, корытах, тазах, а 7% - в уличных лужах)

В нашей стране до сих  пор не существует единой классификации  детского травматизма. Многие специалисты  предлагают классификацию на основе исследования причин травматизма у  детей, называя 7 основных:

1.Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.23,4% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).

2. Недисциплинированность  детей (более 25% случаев).

3. Несчастные случаи - происшествия, вызванные факторами, находящимися  вне человеческого контроля, или  непредвиденные, в которых никто  не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится  не более 2% случаев. 

4. Убийства (примерно 4,5%) - чаще  страдают дети до года.

5. Убийства (примерно 4,5%) - чаще  страдают у дети до года.

7. Прочие причины (10% случаев).

Итого, в среднем около 20% детей погибают от травм. Из них 73,3% - мальчики, 20,5% - дети до года; 30,8% погибают с 12 до 15 часов дня, когда дети предоставлены  сами себе; 34,5% - весной и 14% - в мае. Таким  образом, от травм и несчастных случаев  погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний.

Проведенные социально-психологические  исследования детей показали, что  смертельные исходы чаще (более 75%) встречаются  у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе  и общественной работе, 70% детей имели  слабый тип нервной системы, 15% детей - двигательную заторможенность.

Вторая классификация  разделяет все случаи в зависимости  от места получения травмы :

1. Бытовой, или домашний  травматизм (до 60% случаев). В структуру  бытового травматизма входят  такие причины, как ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы  опорно-двигательного аппарата (включая  выпадение из окон, падение в  лестничные пролеты, с крыши,  с балконов), отравления, асфиксия, укусы  животных и утопления.

В структуре причин первичной  инвалидности в детстве бытовой  травматизм составляет около 6%. Наиболее частой причиной инвалидности в детстве являются огнестрельные и осколочные ранения (40%), травма глаза (22%). Потеря зрения и пальцев рук явились основанием установления инвалидности в 50% случаев.

2. Уличный травматизм (до 25% случаев). Наиболее частой причиной  уличных травм у детей являются  падения с высоты (до 28%, включая  падения с деревьев, заборов, крыш, гаражей и погребов); на ровном  месте - 20%, с ледяной горки - 11%, с качелей - 9,5% и в открытые люки - до 1,5%.

3. Транспортный травматизм  составляет до 24,5% от всех причин  уличного травматизма. Причиной  транспортной травмы в 44% случаев  является внезапное появление  ребенка на проезжей части  перед близко идущим транспортом, в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.

2.Причины детского травматизма

Основные черты, характеризующие  детский травматизм, – распределение  по полу и возрасту, видам травматизма  – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков  травмы возникают в 2 раза чаще, чем  у девочек.

В структуре детского травматизма  преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они  составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в  помещениях.

1) На первое место по  частоте встречаемости вышли  следующие травмы: порезы, уколы  разбитым стеклом или льдом,  сухими ветками, сучками на  деревьях, кустарниках, занозы от  палок, деревянных лопаток и  игрушек, досок, ушибы при катании  на велосипедах, самокатах, качелях  и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании  на ногах с ледяных горок,  на санках, во время перемещения  в гололедицу по скользким  дорожкам, наружным ступенькам, площадкам,  не очищенным от снега и  льда и не посыпанным песком;

2) На второе место по  частоте встречаемости – травмирование  во время игр на неочищенных  от снега и льда площадках;  торчащими из земли металлическими  или деревянными предметами, невысокими  пеньками сломанных деревьев  на площадках для подвижных  игр, а так же при наличии  ямок и выбоин на участке;

3) На третьем месте  – травмы при прикосновении  в морозный день к металлическим  конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских  стенок» в случае отсутствия  страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4) на четвертом месте  – травмирование от неприкрепленной  мебели в группах; травмирование  при ДТП.

Для детей дошкольного  возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода  – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно  участвовать в их жизни. Травмы в  этом возрасте обусловлены тем, что  дети берутся выполнять слишком  сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего  возраста, основным местом происшествия становится двор.

Учащается количество падений, особенно в зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Большое внимание должно уделяться  ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но тщательному анализу причин травм  воспитанников характерных для  всех сезонов года (при организации  прогулок, труда в природе и  т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в  детском саду предусматривает решение  многих вопросов, среди которых два  наиболее важных:

1) направленное воспитание  у детей и окружающих их  взрослых умения распознавать  травмоопасные ситуации и избегать  их;

2) устранение неблагоприятных  условий среды, в которой протекает  жизнь ребенка.

Организовать работу по обеспечению  здоровых и безопасных условий труда  и обучения в образовательном  учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей  подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В работе по профилактике травматизма  у детей нужно руководствоваться  следующими нормативными документами:

Федеральным законом «Об  образовании», инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы ДОУ по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ и вне  детского сада, предупреждения дорожно-транспортного  травматизма, с использованием современных  педагогических технологий в ДОУ  нужно создать систему профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в  любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни  и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно  организовать деятельность детей в  течение всего дня, согласно требованиям  СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий.

3.Профилактические мероприятия ДОУ.

        1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

-оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

-игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период  проводятся мероприятия по устранению  перед началом прогулки стоялых  вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки  кустарников; вырубки сухих и  низких веток деревьев и молодой  поросли;

3. В зимний период проводятся  мероприятия по очистке перед  началом прогулки от снега  и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек  крыльца, наружных лестниц от  снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в  целях профилактики травматизма  ведется контроль и страховка  во время скатывания детей  с горки, лазания, спрыгивания  с возвышенностей, катания на  лыжах в зимний период, проводится  проверка выносного материала  (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).

5. Медсестрами по массажу  проводятся индивидуальные беседы  о правилах поведения во время  массажа, старшая медицинская  сестра принимает участие на  занятиях по ознакомлению с  окружающим. Инструктор ЛФК и  инструктор по ФК организуют  физкультурные досуги по ПДД, воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

6. Инвентарь и игровое  оборудование также должны соответствовать  требованиям безопасности: детский  инвентарь и игровое оборудование  должно находиться в исправном  состоянии, позволяющим соразмерять  двигательную нагрузку в соответствии  с сезоном года, возрастом детей  и требованиями СанПиН.


 

4.Мероприятия  с персоналом ДОУ по профилактике  детского травматизма ДОУ.

1.Заведующим ДОУ проводятся  инструктажи по охране труда  и здоровья детей;

2.Администрацией ДОУ проводятся  целевые инструктажи по охране  жизни и здоровья детей во  время проведения экскурсий и  прогулок за пределами детского  сада;

3.Инструктаж «Предупреждение  детского дорожно-транспортного  травматизма» 

4.Составление плана работы  ДОУ по предупреждению детского  травматизма.

5.Создание среды в группах  «уголок Пешехода» 

6.Проведение тренингов  «Что за знак», «Изобрази знак» 

7.Проведение консультаций  «Что могут сами дети», «Предупреждение  детских страхов в опасной  ситуации», «Окажи первую помощь»,  «Психофизические особенности дошкольников  и их поведение на дороге»,  «Методика организации работы  с детьми по воспитанию безопасного  поведения на улице и дорогах  в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по  предупреждению травматизма и  дорожно-транспортного травматизма  дошкольников».

8.Круглый стол «Безопасность  ребенка на дороге» 

9.Составление картотеки  художественной литературы, игр  по ПДД и основам безопасности  жизнедеятельности.

10.Анкетирование


 

5.Профилактические  мероприятия с дошкольниками.

Одной из приоритетных задач  в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков  и умений поведения детей дошкольного  возраста в быту через игровую  деятельность.

Для реализации основной задачи в работе ДОУ — охране жизни  и здоровья детей в дошкольном учреждении систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Работа с дошкольниками  проводится с использованием различных форм :

1.Занятия: ознакомление с окружающим миром, развития речи, творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация). Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.

2. Беседы («Осторожно "Дорога"»,  «Внимание – Переходим улицу» , «Игры во дворе», «Откуда может  прийти беда»).

3. Целевые прогулки

4. Экскурсии 

5. Встречи с интересными  людьми (в т.ч., мед.работниками), включая  их рабочее место.

6. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые,  подвижные) 

7. Праздники и досуги, развлечения, включая форму КВН 

8. Конкурсы, городские акции.

9.Просмотр диафильмов, фильмов; прослушивание аудиозаписей


 

6. Работа с родителями  по профилактике детского травматизма

Работа с родителями –  одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной  работы в ДОУ. Для благополучия ребенка  очень важно выработать четкую стратегию  сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных  с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать  причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о  безопасности. Поэтому необходим  тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей  по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить  прежде всего в семье. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у  дошкольников знаний, умений навыков  безопасного поведения на улице  в ДОУ проводятся следующие формы  взаимодействия и общения с родителями:

-  на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;

- ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;

- через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

- показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;

- дискуссионные встречи за «круглым столом»;

- встреч с врачом-ортопедом и инспекторами ГИБДД;

- выпуск памяток для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
     Травматизм детский во всех  странах становится предметом  особой озабоченности широкого  круга лиц и работников различных  специальностей. В настоящее время  от травм и несчастных случаев  умирает во много раз больше  детей, чем от детских инфекционных  заболеваний. В возникновении  повреждений существенное значение  имеют анатомо-физиологические и  психологические особенности детей,  их физическое и умственное  развитие, недостаточность житейских  навыков, повышенная любознательность и т.п. 
      При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом. 
Выделяют следующие виды детского травматизма: 
1) бытовой; 
2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 
3) школьный;

Информация о работе Особенности детского травматизма и его профилактика