Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:32, курсовая работа
Катастрофа на Чернобыльской АЭС нанесла огромный ущерб Республике Беларусь, явилась национальным радиационным экологическим бедствием, приведшим к неблагоприятным изменениям экологической ситуации и условий жизнедеятельности человека вследствие выпадения на территорию республики значительного количества радионуклидов, создала возможность возникновения последствий, представляющих опасность для населения и окружающей среды, в том числе отдаленных.
Введение ………………………………………………………………………… 5
Глава 1. Правовое регулирование труда работников, пострадавших
от катастрофы на ЧАЭС ………………………………………………………. 7
1.1. Понятие работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС ……… 7
1.2. Правовое регулирование труда работников, пострадавших от
катастрофы на ЧАЭС ………………………………………………………….. 9
Глава 2. Особенности регулирования труда работников, принимавших
участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС,
проживающих (работающих) на территории радиоактивного
загрязнения и приравненных к ним ………………………………………….. 13
2.1. Рабочее время работников, работающих на территории
радиоактивного загрязнения …………………………………………………. 13
2.2. Продолжительность отпусков работников, работающих на
территории радиоактивного загрязнения …………………………………... 14
2.3. Особенности увольнения работников, работающих на
территории радиоактивного загрязнения ………………………………….. 17
2.4. Гарантии для работников, являющихся ликвидаторами аварии
на ЧАЭС, и приравненных к ним лиц …………………………………….. 19
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников …………
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 27 с., 13 источников
КАТАСТРОФА НА ЧАЭС, ТЕРРИТОРИЯ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ, ЛИКВИДАТОРЫ АВАРИИ НА ЧАЭС, РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ, УДОСТОВЕРЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с особенностями регулирования труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, закрепляющие различные льготы, предоставляемые работникам, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, и регулирующие порядок их предоставления.
Цель работы: детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, а также научных подходов исследователей, обратившихся к данной проблеме.
Методы исследования: метод изучения и анализа научной литературы, метод индукции и дедукции, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Элементы научной новизны: тема рассмотрена с учётом новейшего законодательства в данной области
Область возможного практического применения: в процессе обучения
Социальная значимость: соблюдение нормативно правовых актов по вопросу предоставления различных льгот работникам, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС, с одной стороны, производительность труда, с другой, повысит социальную защищённость работников.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
________________ / /
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 5
Глава 1. Правовое регулирование труда работников, пострадавших
от катастрофы на ЧАЭС ………………………………………………………. 7
1.1. Понятие работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС ……… 7
1.2. Правовое регулирование труда работников, пострадавших от
катастрофы на ЧАЭС ………………………………………………………….. 9
Глава 2. Особенности регулирования труда работников, принимавших
участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС,
проживающих (работающих) на территории радиоактивного
загрязнения и приравненных к ним ………………………………………….. 13
2.1. Рабочее время работников, работающих на территории
радиоактивного загрязнения …………………………………………………. 13
2.2. Продолжительность отпусков работников, работающих на
территории радиоактивного загрязнения …………………………………... 14
2.3. Особенности увольнения работников, работающих на
территории радиоактивного загрязнения ………………………………….. 17
2.4. Гарантии для работников,
являющихся ликвидаторами
на ЧАЭС, и приравненных к ним лиц …………………………………….. 19
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ……………………………………….. 27
ВВЕДЕНИЕ
Катастрофа на Чернобыльской АЭС нанесла огромный ущерб Республике Беларусь, явилась национальным радиационным экологическим бедствием, приведшим к неблагоприятным изменениям экологической ситуации и условий жизнедеятельности человека вследствие выпадения на территорию республики значительного количества радионуклидов, создала возможность возникновения последствий, представляющих опасность для населения и окружающей среды, в том числе отдаленных.
Нормы об особенностях регулирования труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, закреплены как в самостоятельном разделе Трудового кодекса Республики Беларусь, так и в специальных нормативных правовых актах. При этом закрепление данных норм в ТК значительно облегчает правоприменительную деятельность в отношении указанной категории работников.
Закрепление соответствующих норм в ТК обуславливает необходимость более точного, детального, углубленного изучения и исследования проблем, возникающих в процессе применения конкретных норм права, регулирующих особенности труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, коллизионных вопросов, возникающих на практике, противоречий, имеющих место в огромном массиве правовых документов не только в области трудового, но и других отраслях права.
Все это задачу дальнейшего исследования особенностей правового регулирования труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, что и предопределило выбор темы курсовой работы, а также ее актуальность и значимость.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с особенностями регулирования труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, закрепляющие различные льготы, предоставляемые работникам, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, и регулирующие порядок их предоставления.
Целью работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, а также научных подходов исследователей, обратившихся к данной проблеме.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1) изучение действующего
законодательства Республики
2) раскрытие сущности понятия работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС;
3) характеристика отдельных льгот, предоставляемых работникам, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС;
Для полного и всестороннего рассмотрения темы работы, а также в качестве источника для добывания фактического материала в работе будут использованы некоторые научные методы исследования, в частности метод изучения и анализа научной литературы, метод индукции и дедукции, а так же специально-юридический и сравнительно-правовой методы.
При написании курсовой работы использовались: новейшее законодательство, правоприменительная практика, а также специальная литература. Наиболее полно данную тему рассматривает Важенкова Т.Н. в учебном пособии «Трудовое право», в этом издании автор с максимально возможной последовательностью изложила взгляды на состояние и перспективы развития механизма правового регулирования труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Также эта тема была рассмотрена такими авторами, как Семенков В.И., Васелевич Г.А., Шишко Г.Б., Савина И.В., Круглов В.А. и др.
Особо актуальное значение имеют и публикации ученых и практических работников, в частности юриста Виктории Яловой в журнале «Я - специалист по кадрам».
Глава 1. Правовое регулирование труда работников, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 9-З "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий" к гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, относятся:
Лицами, принимавшими участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являются граждане:
– принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;
– принимавшие в 1988 - 1989 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;
– принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по дезактивации, строительству, по жизнеобеспечению населения в зонах первоочередного отселения и последующего отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ;
– принимавшие участие в работах по ликвидации аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в испытаниях, учениях и иных работах, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие. Критерии отнесения таких граждан к категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определяются Министерством по чрезвычайным ситуациям. [7]
К гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся как участники ликвидации последствий данной катастрофы, так и потерпевшее от нее население. Предоставление определенных льгот в сфере трудовых отношений работникам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС зависит от признания их участниками ликвидации последствий этой катастрофы, места работы (проживания) их на территориях, имеющих особый правовой режим, а также от некоторых других факторов. [7]
К военнослужащим, указанным в подпунктах 1.1–1.3 пункта 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 9-З "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий", относятся военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Комитета государственной безопасности СССР и БССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством бывшего СССР, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел бывшего СССР. [4]
В соответствии со ст. 13 п. 3 к участникам ликвидации последствий других радиационных аварий относятся:
В соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 9-З "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий" к населению, потерпевшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, относятся: