Особенности проявления психики личности и психологии коллектива в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации………………………..5
2. Психоэмоциональные состояния…………………………………………….8
3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям………….9
4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях………………..11
4. 1. Паника……………………………………………………………….11
4.2 Профилактика панических реакций………………………………..12
4.3. Психическая напряженность………………………………………...14
4.4. Страх, как фактор риска в ЧС……………………………………….16
5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………….16
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы……………...18
7. Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности……………………19
8. Тест №7………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

бж.docx

— 47.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 «Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: безопасность жизнедеятельности

на тему: Особенности проявления психики личности и психологии коллектива в чрезвычайных ситуациях (Тест № 7).

 

 

 

 

 

 

Студент: Мерзлякова Е. С.

Группа: ЗПТ-04-401С

Курс 4

 

Преподаватель:

 

 

Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...3

 

1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации………………………..5

2.  Психоэмоциональные состояния…………………………………………….8

3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям………….9

4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях………………..11

4. 1. Паника……………………………………………………………….11

4.2 Профилактика панических реакций………………………………..12

4.3. Психическая напряженность………………………………………...14

4.4. Страх, как фактор риска в ЧС……………………………………….16

5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………….16

6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы……………...18

7. Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности……………………19

8. Тест №7………………………………………………………………………...21

 

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.

Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное  происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Работа в чрезвычайных ситуациях, при ликвидации их последствий предъявляет серьезные требования как к профессиональной подготовке специалистов (спасателей, пожарных, кинологов, врачей, инженеров), так и в не меньшей мере к их психологической подготовке.

Высококвалифицированные специалисты, работая в условиях чрезвычайной ситуации, оказываются под воздействием огромного количества стрессогенных факторов. Цена ошибки в таких случаях чрезвычайно высока. Необходимость быстро принимать решения, от которых могут зависеть жизни людей, работа в нестандартных условиях с ненормированным режимом работы и дефицитом информации являются спецификой работы специалиста экстремального профиля.

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать  в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в  экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения  человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными  являются необдуманные, бессознательные  действия человека как результат  его реакции на опасность.

Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и  психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям  в любых критических моментах.

 

 

 

 

1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации:

 

1. Это ситуация крайняя, с  очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона  возможностей человека.

2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком  как трудные, опасные и т.д.

3. Ситуация вызывает возникновение  достаточно сложной для субъекта  задачи, «трудного» психического  состояния.

4. Чрезвычайная ситуация ведет  к появлению состояния динамического  рассогласования и требует максимальной  мобилизации ресурсов организма.

5. Такая ситуация вызывает негативные  функциональные состояния, нарушения  психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность  и надежность деятельности.

6. Человек сталкивается с невозможностью  реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.

Чрезвычайная ситуация опасна для  жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую  напряженность, могут в одних  случаях оказывать положительное  мобилизующее влияние на человека, а в других - отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций.

К таким изменениям относятся:

- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;

- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;

- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;

- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;

- активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.

- проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности).

Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:

1. физиологическую устойчивость, обусловленную  состоянием физических и физиологических  качеств организма (конституционные  особенности, тип нервной системы,  вегетативная пластичность);

2. психическую устойчивость, обусловленную  подготовкой и общим уровнем  качеств личности (специальные навыки  действий в экстремальной си-туации, наличие положительной мотивации и др.);

3. психологическую готовность (активнодеятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)».  
Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние». Некоторые из них, например, Джемс, идентифицируют понятия «состояние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.  
Нам представляется наиболее полным определение психического состояния Д.Н. Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности». Анализ поведения и состояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации.

 

2. Психоэмоциональные состояния.

 

В условиях катастроф и стихийных  бедствий нервно-психические нарушения  проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенностей; дополнительных отягощающих факторов на момент катастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Психогенное воздействие экстремальных  условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы для  жизни человека, но и опосредованной, связанной с ее ожиданием. Психические  реакции при наводнении, урагане  и других экстремальных ситуациях  не носят какого-то специфического характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации. Это скорее универсальные реакции на опасность, а их частота и глубина определяются внезапностью и интенсивностью экстремальной  ситуации.

Реакции на травмирующее воздействие  различных неблагоприятных факторов, на психическую деятельность человека подразделяются:

- непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологические) реакции;

- патологические состояния - психогении (реактивные состояния).

 

3. Психологическая  готовность людей к чрезвычайным  ситуациям

 

Стихийные бедствия, крупные  аварии и катастрофы, их трагические  последствия вызывают у людей  большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической  стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.

Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых  случаях могут нарушить процесс  нормального мышления, ослабить или  полностью исключить контроль над  собой, что приводит к неоправданным  и непредсказуемым действиям.

Как правило, преодолению  страха способствует, прежде всего, чувство  личной ответственности, осознание  значимости дела, которое делают. Опасность  и риск для здоровья, важность выполняемых  работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство  страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический  шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс  нормального мышления, ослабевает или  полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные  процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у  некоторых расширяются зрачки - говорят, "у страха глаза велики", нарушается дыхание, начинается сердцебиение "сердце готово вырваться из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов - "побелел как мел", появляется холодный пот, слабеют мышцы - "опустились руки или колени подогнулись", меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого  нарушения работы сердечно- сосудистой системы.

Такое состояние бывает довольно продолжительным - от нескольких часов  до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и  аварий приходится иногда наблюдать  людей, которые находятся в состоянии  душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.

Неожиданность возникновения  опасности, незнание характера и  возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения  в этой обстановке, отсутствие опыта  и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения  людей.

Информация о работе Особенности проявления психики личности и психологии коллектива в чрезвычайных ситуациях