Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:39, контрольная работа
Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации………………………..5
2. Психоэмоциональные состояния…………………………………………….8
3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям………….9
4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях………………..11
4. 1. Паника……………………………………………………………….11
4.2 Профилактика панических реакций………………………………..12
4.3. Психическая напряженность………………………………………...14
4.4. Страх, как фактор риска в ЧС……………………………………….16
5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………….16
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы……………...18
7. Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности……………………19
8. Тест №7………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный
профессионально-
Институт психологии
Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: безопасность жизнедеятельности
на тему: Особенности проявления психики личности и психологии коллектива в чрезвычайных ситуациях (Тест № 7).
Студент: Мерзлякова Е. С.
Группа: ЗПТ-04-401С
Курс 4
Преподаватель:
Екатеринбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации………………………..5
2. Психоэмоциональные состояния…………………………………………….8
3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям………….9
4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях………………..11
4. 1. Паника………………………………………………………………
4.2 Профилактика панических реакций………………………………..12
4.3. Психическая напряженность………………………………………..
4.4. Страх, как фактор риска в ЧС……………………………………….16
5. Информационно-психологические
рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных
ситуациях………………………………………………………
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы……………...18
7. Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности……………………19
8. Тест №7……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность
Целью БЖД также является
снижение риска возникновения чрезвычайн
Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.
Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.
Работа в чрезвычайных ситуациях, при ликвидации их последствий предъявляет серьезные требования как к профессиональной подготовке специалистов (спасателей, пожарных, кинологов, врачей, инженеров), так и в не меньшей мере к их психологической подготовке.
Высококвалифицированные специалисты, работая в условиях чрезвычайной ситуации, оказываются под воздействием огромного количества стрессогенных факторов. Цена ошибки в таких случаях чрезвычайно высока. Необходимость быстро принимать решения, от которых могут зависеть жизни людей, работа в нестандартных условиях с ненормированным режимом работы и дефицитом информации являются спецификой работы специалиста экстремального профиля.
Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование.
Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.
Во всех трудных ситуациях решающую
роль играет моральная закалка и
психическое состояние
1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации:
1. Это ситуация крайняя, с
очень большим по силе
2. Это усложненные условия
3. Ситуация вызывает
4. Чрезвычайная ситуация ведет
к появлению состояния
5. Такая ситуация вызывает
6. Человек сталкивается с
Чрезвычайная ситуация опасна для
жизни и здоровья, неблагоприятна
для функционирования психики человека.
Факторы, порождающие психическую
напряженность, могут в одних
случаях оказывать
К таким изменениям относятся:
- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
- активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.
- проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности).
Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:
1. физиологическую устойчивость, обусловленную
состоянием физических и
2. психическую устойчивость, обусловленную
подготовкой и общим уровнем
качеств личности (специальные навыки
действий в экстремальной си-
3. психологическую готовность (активнодеятельностное
состояние, мобилизованность всех сил
и возможностей на предстоящие действия)».
Различные авторы дают разные определения
понятия «психическое состояние». Некоторые
из них, например, Джемс, идентифицируют
понятия «состояние» и «процесс», другие
сводят понятие «психическое состояние»
к понятию «состояние сознания», третьи,
так или иначе, связывают психическое
состояние с характеристиками эмоциональной
сферы.
Нам представляется наиболее полным определение
психического состояния Д.Н. Левитова:
«это целостная характеристика психической
деятельности за определенный период
времени, показывающая своеобразие протекания
психических процессов в зависимости
от отражаемых предметов и явлений действительности,
предшествующих состояний и психических
свойств личности». Анализ поведения и
состояния человека в экстремальной ситуации
показывает, что наиболее сильным раздражителем,
приводящим к ошибочным действиям, является
неполнота информации.
2. Психоэмоциональные состояния.
В условиях катастроф и стихийных
бедствий нервно-психические нарушения
проявляются в широком
Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и опосредованной, связанной с ее ожиданием. Психические реакции при наводнении, урагане и других экстремальных ситуациях не носят какого-то специфического характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации. Это скорее универсальные реакции на опасность, а их частота и глубина определяются внезапностью и интенсивностью экстремальной ситуации.
Реакции на травмирующее воздействие
различных неблагоприятных
- непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологические) реакции;
- патологические состояния - психогении (реактивные состояния).
3. Психологическая
готовность людей к
Стихийные бедствия, крупные
аварии и катастрофы, их трагические
последствия вызывают у людей
большую эмоциональную
Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.
У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки - говорят, "у страха глаза велики", нарушается дыхание, начинается сердцебиение "сердце готово вырваться из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов - "побелел как мел", появляется холодный пот, слабеют мышцы - "опустились руки или колени подогнулись", меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно- сосудистой системы.
Такое состояние бывает довольно продолжительным - от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.
Неожиданность возникновения
опасности, незнание характера и
возможных последствий