Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:20, реферат
Краткое описание
Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных актов и иных нормативных актов РФ и субъектов РФ. Право на охрану труда и здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан. Отсюда вытекает и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которое отдельно закреплено в ст.37 Конституции. Основным законодательным актом, посвященным охране труда, является принятый в декабре 2001 года Трудовой кодекс Российской Федерации.
Основные нормы законодательства
Российской Федерации об охране труда
1. Понятие труда, основные
положения законодательства Российской
Федерации об охране труда
Законодательство Российской Федерации
об охране труда основывается на Конституции
Российской Федерации и состоит из Трудового
кодекса Российской Федерации, федеральных
актов и иных нормативных актов РФ и субъектов
РФ. Право на охрану труда и здоровья закреплено
в Конституции Российской Федерации в
качестве одного из основных прав граждан.
Отсюда вытекает и право работника на
здоровые и безопасные условия труда,
которое отдельно закреплено в ст.37 Конституции.
Основным законодательным актом, посвященным
охране труда, является принятый в декабре
2001 года Трудовой кодекс Российской Федерации.
В Трудовом кодексе поясняется, что охрана
труда – это система сохранения жизни
и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающая в себя правовые,
социально-экономические, организационно-технические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия.
Действие отдельных положений Трудового
кодекса, касающихся охраны труда, распространяется
на:
работодателей;
на работников, состоящих с работодателями
в трудовых отношениях;
иных лиц, участвующими в производственной
деятельности работодателя, при исполнении
ими трудовых обязанностей или выполнении
какой-либо работы по поручению работодателя
(его представителя), а также при осуществлении
иных правомерных действий, обусловленных
трудовыми отношениями с работодателем
либо совершаемых в его интересах.
Согласно ст. 227 Трудового кодекса к лицам,
участвующим в производственной деятельности
работодателя, помимо работников, исполняющих
свои обязанности по трудовому договору,
в частности, относятся: • работники и
другие лица, проходящие профессиональное
обучение или переобучение в соответствии
с ученическим договором;
студенты и учащиеся образовательных
учреждений всех типов, проходящие производственную
практику;
лица, страдающие психическими расстройствами,
участвующие в производительном труде
на лечебно-производственных предприятиях
в порядке трудовой терапии в соответствии
с медицинскими рекомендациями;
лица, осужденные к лишению свободы и
привлекаемые к труду;
лица, привлекаемые в установленном порядке
к выполнению общественно-полезных работ;
члены производственных кооперативов
и члены крестьянских (фермерских) хозяйств,
принимающие личное трудовое участие
в их деятельности.
На граждан РФ, работающих по найму в
других государствах, распространяется
законодательство об охране труда государства-работодателя.
На иностранных граждан и лиц без гражданства,
работающих в организациях, находящихся
под юрисдикцией РФ, распространяется
законодательство об охране труда РФ,
если иное не предусмотрено международным
договором РФ. Лица, выполняющие работу
по гражданско-правовым договорам (например,
договорам подряда), не вправе рассчитывать
на различные льготы и компенсации, предусмотренные
трудовым законодательством. Может, в
частности, сложиться такая ситуация,
что из двух человек, работающих в одном
и том же месте и выполняющих одинаковую
работу, один (заключивший трудовой договор)
будет пользоваться льготами, а другой
(работающий по договору подряда) – нет.
2. Основные направления
государственной политики в области
охраны труда
Изложение основных направлений государственной
политики в области охраны труда содержится
в ст. 210 Трудового кодекса. Главное из
них – обеспечение приоритета жизни и
здоровья работников по отношению к результатам
производственной деятельности. Основными
направлениями государственной политики
в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни
и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации в области охраны труда, а также
федеральных целевых, ведомственных целевых
и территориальных целевых программ улучшения
условий и охраны труда;
государственное управление охраной
труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; • государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда и порядка
подтверждения соответствия организации
работ по охране труда государственным
нормативным требованиям охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения
здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников,
пострадавших от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний,
а также членов их семей на основе обязательного
социального страхования работников от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую
работу и работу с вредными и (или) опасными
условиями труда;
координация деятельности в области
охраны труда, охраны окружающей природной
среды и других видов экономической и
социальной деятельности;
распространение передового отечественного
и зарубежного опыта работы по улучшению
условий и охраны труда;
участие государства в финансировании
мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда
и повышение их квалификации;
организация государственной статистической
отчетности об условиях труда, а также
о производственном травматизме, профессиональной
заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой
информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области
охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики,
стимулирующей создание безопасных условий
труда, разработку и внедрение безопасных
техники и технологий, производство средств
индивидуальной и коллективной защиты
работников;
установление порядка обеспечения работников
средствами индивидуальной и коллективной
защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями
и устройствами, лечебно-профилактическими
средствами за счет средств работодателей.
3. Нормативные правовые
акты по охране труда
Перечень видов нормативных правовых
актов, содержащих государственные нормативные
требования охраны труда:
Межотраслевые правила по охране труда
(ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М).
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О).
Правила безопасности (ПБ), правила устройства
и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции
по безопасности (ИБ).
Государственные стандарты системы стандартов
безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ).
Строительные нормы и правила (СНиП),
своды правил по проектированию и строительству
(СП).
Государственные санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы (санитарные правила
(СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные
правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы
(СН).
Перечисленные нормативные правовые
акты утверждаются федеральными органами
исполнительной власти и федеральными
надзорами в соответствии с их компетенцией.
Органы исполнительной власти субъектов
РФ на основе государственных нормативных
правовых актов разрабатывают и утверждают
соответствующие нормативные правовые
акты по охране труда.
Инструкции по охране труда для работников
разрабатываются в организациях на основе
межотраслевой или отраслевой типовой
инструкции по охране труда. (Подробнее
об этом говорится в учебном элементе
"Обучение и инструктирование по охране
труда").
4. Ответственность за
нарушение требований охраны
труда
Ответственность за несоблюдение требований
охраны труда предусмотрена Трудовым
кодексом РФ, Кодексом об административных
правонарушениях, Уголовным кодексом.
В ст. 419 Трудового кодекса РФ указано,
что лица, виновные в нарушении трудового
законодательства и иных актов, содержащих
нормы трудового права, привлекаются к
дисциплинарной и материальной ответственности
в порядке, установленном Трудовым кодексом
и иными федеральными законами, а также
привлекаются к гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности в порядке,
установленном федеральными законами.
Дисциплинарная ответственность проявляется
в применении дисциплинарных санкций
вплоть до увольнения. В соответствии
со ст. 5.27 Кодекса РФ ”Об административных
правонарушениях”, нарушение должностным
лицом законодательства об охране труда
влечет наложение штрафа от 10 до 50 минимальных
размеров оплаты труда.
В некоторых случаях за нарушения правил
охраны труда предусмотрена уголовная
ответственность.
Обеспечение права работника
на охрану труда
1. Право и гарантии
права работников на охрану
труда
Право работника на охрану труда законодательно
закреплено в ст. ст. 21, 219 Трудового кодекса,
согласно которым работник имеет право
на:
рабочее место, соответствующее государственным
нормативным требованиям охраны труда
и условиям, предусмотренным коллективным
договором;
обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний в соответствии
с федеральным законом;
получение достоверной информации от
работодателя, соответствующих государственных
органов и общественных организаций об
условиях и охране труда на рабочем месте,
о существующем риске повреждения здоровья,
а также о мерах по защите от воздействия
вредных и (или) опасных производственных
факторов;
отказ от выполнения работ в случае возникновения
опасности для его жизни и здоровья вследствие
нарушения требований охраны труда, за
исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами, до устранения
такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной
и коллективной защиты в соответствии
с требованиями охраны труда за счет средств
работодателя;
обучение безопасным методам и приемам
труда за счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за
счет средств работодателя в случае ликвидации
рабочего места вследствие нарушения
требований охраны труда;
запрос о проведении проверки условий
и охраны труда на его рабочем месте федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным
на проведение государственного надзора
и контроля за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, другими федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
функции по контролю и надзору в установленной
сфере деятельности, органами исполнительной
власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обращение в органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления, к работодателю,
в объединения работодателей, а также
в профессиональные союзы, их объединения
и иные уполномоченные работниками представительные
органы по вопросам охраны труда;
личное участие или участие через своих
представителей в рассмотрении вопросов,
связанных с обеспечением безопасных
условий труда на его рабочем месте, и
в расследовании происшедшего с ним несчастного
случая на производстве или профессионального
заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование)
в соответствии с медицинскими рекомендациями
с сохранением за ним места работы (должности)
и среднего заработка во время прохождения
указанного медицинского осмотра (обследования);
компенсации, установленные в соответствии
с настоящим Кодексом, коллективным договором,
соглашением, локальным нормативным актом,
трудовым договором, если он занят на тяжелых
работах, работах с вредными и (или) опасными
условиями труда. Государственная власть,
т.е. органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, гарантируют право
на охрану труда работникам, участвующим
в трудовом процессе по трудовому договору
(контракту) с работодателем.
В трудовом договоре должны указываться
достоверные характеристики условий труда,
компенсации и льготы работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях. Нужно
обратить внимание на следующие положения
ст. 220 Трудового кодекса:
На время приостановления работ в связи
с приостановлением деятельности или
временным запретом деятельности вследствие
нарушения государственных нормативных
требований охраны труда не по вине работника
за ним сохраняются место работы (должность)
и средний заработок. На это время работник
с его согласия может быть переведен работодателем
на другую работу с оплатой труда по выполняемой
работе, но не ниже среднего заработка
по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ
в случае возникновения опасности для
его жизни и здоровья (за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Кодексом и
иными федеральными законами) работодатель
обязан предоставить работнику другую
работу на время устранения такой опасности.
2. Обязанности работодателя
по обеспечению условий и охраны труда на предприятии
Обязанности работодателя по обеспечению
безопасных условий труда закреплены
в ст. 212 Трудового кодекса. Работодатель
обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации
зданий, сооружений, оборудования, осуществлении
технологических процессов, а также применяемых
в производстве инструментов, сырья и
материалов;
применение сертифицированных средств
индивидуальной и коллективной защиты
работников;
соответствующие требованиям охраны
труда условия труда на каждом рабочем
месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии
с трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права;
обучение безопасным методам и приемам
выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших
в установленном порядке обучение и инструктаж
по охране труда, стажировку и проверку
знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест
по условиям труда с последующей сертификацией
организации работ по охране труда;
в недопущение работников к исполнению
ими трудовых обязанностей без прохождения
обязательных медицинских осмотров (обследований),
обязательных психиатрических освидетельствований,
а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях
и охране труда на рабочих местах, о риске
повреждения здоровья и полагающихся
им компенсациях и средствах индивидуальной
защиты;
информации и документов, необходимых
для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных
ситуаций, сохранению жизни и здоровья
работников при возникновении таких ситуаций,
в том числе по оказанию пострадавшим
первой помощи;
расследование и учет в установленном
Трудовым кодексом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации порядке
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое
обслуживание работников в соответствии
с требованиями охраны труда, а также доставку
работников, заболевших на рабочем месте,
в медицинскую организацию в случае необходимости
оказания им неотложной медицинской помощи;
обязательное социальное страхование
работников от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями
охраны труда;
наличие комплекта нормативных правовых
актов, содержащих требования охраны труда
в соответствии со спецификой своей деятельности.