Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:20, контрольная работа
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.
Производственная среда и проблемы её безопасности...............................2
Тестовые задания..............................................................................................9
Практическое задание....................................................................................10
Список литературы.......................................................................................14
Содержание
Производственная среда
и проблемы её безопасности..................
Тестовые задания..............
Практическое задание..........
Список литературы....................
Производственная среда и проблемы ее безопасности.
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.
Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма. Вредными называют факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.
Опасные и вредные факторы подразделяются на:
биологические, вызванные
патогенными микроорганизмами, микробными
препаратами, биологическими пестицидами,
сапрофитной спорообразующей
К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:
Трудовая деятельность человека
и производственная среда постоянно
меняются в процессе интенсивного использования
продуктов научно-технического прогресса
и осуществления широких
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику. Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Успешное осуществление
различных форм трудовой деятельности
человека возможно при обязательном
учете физиологических основ
умственного и физического
Происходят изменения и сердечнососудистой системы, где физическая нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца. Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях.
Из биохимических изменений
крови обращает на себя внимание динамика
сахарной кривой. При работах средней
тяжести уровень сахара в крови
несколько повышается, причем повышенное
его содержание сохраняется некоторое
время и в течение
При значительных энергетических
затратах возможна гипогликемическая
реакция, свидетельствующая о
Мышечная работа различной интенсивности может вызывать сдвиги разных отделов центральной нервной системы, в том числе и коры головного мозга. Тяжелая физическая нагрузка нередко обусловливает понижение корковой возбудимости, нарушение условно-рефлекторной деятельности, а также повышение порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Напротив, умеренная работа улучшает условно-рефлекторную деятельность и снижает порог восприятия для указанных анализаторов.
Некоторые особенности физиологических изменений в организме имеют место при выполнении умственной работы с преимущественным участием высшей нервной деятельности. Отмечено, что при интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно.
Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают пульс за счет уменьшения диастолы. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости.
В настоящее время установлено, что продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов и образованию парадоксальных реакций. При напряженной умственной работе происходят изменения функций дыхательной системы, причем эти же изменения удавалось получить условным раздражителем.
Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца. С другой стороны, огромное количество импульсов, идущих от периферии и внутренних органов, от нескольких видов рецепторов (экстерорецепторов, интерорецепторов и проприорецепторов), влияет на ход умственной работы.
Установлено, что умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. Известно, что умственная работа более плодотворно протекает в условиях тишины.
Мышечная работа при умственной деятельности человека играет большую роль. Установлено, что легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.
Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.
Утомление и переутомление.
Под утомлением понимают особое физиологическое
состояние организма, возникающее
после проделанной работы и выражающееся
во временном понижении
Один из объективных признаков – это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомление может возникать при любом виде деятельности.
Утомление связано с изменениями физиологического состояния всего организма в результате длительной или тяжелой работы, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе.
При длительном воздействии
на организм вредных факторов производственной
среды может развиться
Основой для возникновения переутомления служит постоянное несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.
Симптомы переутомления – различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли, расстройства сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.
Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.
Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными болезнями среди рабочих на производствах вызвано неудовлетворительными гигиеническими условиями трудовой деятельности.
Тестовые задания
«Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:
а) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;
б) вопросам борьбы с бедностью;
в) вопросам обеспечения здоровья населения;
г) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований
Ответ:б
Повестка дня на ХХI век предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и образования.
2. Устойчивое развитие – это:
а) процесс, позволяющий обеспечить стабильное социально-
экономическое развитие
при высокой степени
Информация о работе Производственная среда и проблемы её безопасности