Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:17, контрольная работа

Краткое описание

В период перехода к автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за вверенную ему техник и стабильность ее работы, его халатное отношение к технике может привести в некоторых случаях к сбою работы техники. Эргономика объединяет изучение технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, так же в ней лежит ряд задач для изучения и понятия системы “человек-машина”.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие «оперативная деятельность»…………………………………….4
1.1. Классификация видов операторской деятельности………………………5
2. Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем….12
Психологические характеристики человека-оператора и их применение на рабочем месте………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

эргономика.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1.     Понятие «оперативная деятельность»…………………………………….4

1.1.  Классификация  видов операторской деятельности………………………5

2.     Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем….12

    1. Психологические характеристики человека-оператора и их применение на рабочем месте………………………………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...18 

Введение 

     В период перехода к автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за вверенную ему техник и стабильность ее работы, его халатное отношение к технике может привести в некоторых случаях к сбою работы техники. Эргономика объединяет изучение технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, так же в ней лежит ряд задач для изучения и понятия системы “человек-машина”. Во-первых, это задачи, связанные с описанием характеристик процессов восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы. Во-первых, это задачи проектирования новых средств деятельности, относящихся преимущественно к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления, специальные входные системы ПК, новые инструменты и приборы. В-третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов.

     Эргономика  занимается комплексным изучением  и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий  и процесса труда, а также профессионального  мастерства. 

  1. Понятие «оперативная деятельность».
 

     Операторская  деятельность – вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной  и внешней средой, управление ими  через информационные системы и  средства управления1.

     Наиболее  характерная черта операторской деятельности: оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользоваться информацией, которая поступает по каналам связи, так как деятельность машин автоматизированное.

     Деятельность  осуществляется не с реальными объектами, а с их заместителями или образами, т.е. деятельность с информационными  моделями реальных объектов (множество  сигналов о состоянии управляемого объекта, среды и способов взаимодействия на них для выполнения операторских задач), т.е. это своеобразный имитатор, который отражает все существующие свойства объектов, необходимых для  управления, для анализа и оценки ситуации, принятия решений, оценка результатов.

     Информационная  модель реализуется с помощью  устройств в отображении информации.

     Особенности работы с информационной моделью: необходимо соотносить сведенья полученные с помощью приборов между собой и с реальными объектами.

     Деятельность  оператора строится на основании  соотнесения этих сведений. 
 
 

     1.1.  Классификация видов операторской деятельности 

     Независимо  от степени автоматизации СЧМ, человек  остается главным звеном системы  «человек – машина». Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора  является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями  развития современного производства.

     С развитием техники увеличивается  число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это  усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными  процессами.

     Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется  от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а  на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное  управление, человек получает необходимую  информацию в закодированном виде (т.е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т.д.), что  обуславливает необходимость декодирования  и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального  управляемого объекта.

     Увеличение  сложности и скорости течения  производственных процессов выдвигает  повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений  в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые  действия, поскольку ошибка оператора  при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению  работы всей системы «человек –  машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.

     В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых  видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в  общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной  социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психологических  особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно  называют «конфликтом» человека с приборами.

     Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора  высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора  является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении  нарушений оператор должен осуществить  резкий переход от монотонной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям  по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого  промежутка времени переработать большое  количество информации, принять и  осуществить правильное решение. Это  приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

     Рассмотренные особенности операторского труда  позволяют выделить его в специфический  вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с дистанционным управлением по приборам.

     Деятельность  оператора в системе «человек – машина» может носить самый  разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может  быть представлена в виде четырех  основных этапов2.

  1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
  2. Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т.п.
  3. Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.
  4. Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется проведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т.п.).

     На  каждом из этих этапов оператор совершает  самоконтроль собственных действий. На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд  факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации информационного  поля, психофизических характеристик  предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и цветового контраста).

     На  оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.

     Эффективность принятия решения определяется следующими факторами: типом решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий, сложностью алгоритма и  количеством возможных вариантов  решения.

     Выполнение  управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа и способа размещения, а также  от большой группы характеристик, определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер, форма, сила сопротивления и т.д.).

     Первые  два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние  два этапа ее реализацией (обслуживанием). Получение информации включает в  себя два уровня. На первом из них  происходит восприятие оператором информационной модели, т.е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей  информации (положение стрелки на шкале прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т.п.). после этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование оператором оперативного образа (концептуальной модели) управляемого процесса3. Это дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т.е. правильно реализовать (обслужить) полученную информацию.

     В зависимости от возможностей реализации информации различают деятельность оператора с немедленным и  отсроченным обслуживанием. В первом случае имеет место предъявление небольшого числа простых сигналов, что обеспечивает симультанное (одномоментное) восприятие информации. Обычно при  этом имеется жесткая однозначная  связь между сигналами и возможными ответными действиями. В этом случае оператор фактически переходит от приема информации сразу к действию. Этап логической обработки и принятия решения предельно упрощен. Во втором случае (отсроченное обслуживание) предъявленная информация имеет  сложный характер. Процесс ее восприятия и оценки носит сукцессивный (развернутый во времени) характер и называется информационным поиском. Обработка информации в этом случае начинается с некоторой задержкой.

     Наряду  с рассмотренными общими чертами  деятельности оператора выделяют и  различные виды операторского труда4, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.

Информация о работе Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем