Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:17, контрольная работа
В период перехода к автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за вверенную ему техник и стабильность ее работы, его халатное отношение к технике может привести в некоторых случаях к сбою работы техники. Эргономика объединяет изучение технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, так же в ней лежит ряд задач для изучения и понятия системы “человек-машина”.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие «оперативная деятельность»…………………………………….4
1.1. Классификация видов операторской деятельности………………………5
2. Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем….12
Психологические характеристики человека-оператора и их применение на рабочем месте………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «оперативная деятельность»…………………………………….4
1.1. Классификация
видов операторской
2. Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем….12
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...1
Введение
В период перехода к автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за вверенную ему техник и стабильность ее работы, его халатное отношение к технике может привести в некоторых случаях к сбою работы техники. Эргономика объединяет изучение технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, так же в ней лежит ряд задач для изучения и понятия системы “человек-машина”. Во-первых, это задачи, связанные с описанием характеристик процессов восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы. Во-первых, это задачи проектирования новых средств деятельности, относящихся преимущественно к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления, специальные входные системы ПК, новые инструменты и приборы. В-третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов.
Эргономика
занимается комплексным изучением
и проектированием трудовой деятельности
с целью оптимизации орудий, условий
и процесса труда, а также профессионального
мастерства.
Операторская деятельность – вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной и внешней средой, управление ими через информационные системы и средства управления1.
Наиболее характерная черта операторской деятельности: оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользоваться информацией, которая поступает по каналам связи, так как деятельность машин автоматизированное.
Деятельность осуществляется не с реальными объектами, а с их заместителями или образами, т.е. деятельность с информационными моделями реальных объектов (множество сигналов о состоянии управляемого объекта, среды и способов взаимодействия на них для выполнения операторских задач), т.е. это своеобразный имитатор, который отражает все существующие свойства объектов, необходимых для управления, для анализа и оценки ситуации, принятия решений, оценка результатов.
Информационная
модель реализуется с помощью
устройств в отображении
Особенности работы с информационной моделью: необходимо соотносить сведенья полученные с помощью приборов между собой и с реальными объектами.
Деятельность
оператора строится на основании
соотнесения этих сведений.
1.1.
Классификация видов
операторской деятельности
Независимо
от степени автоматизации СЧМ, человек
остается главным звеном системы
«человек – машина». Именно он ставит
цели перед системой, планирует, направляет
и контролирует весь процесс ее функционирования.
Поэтому деятельность оператора
является исходным пунктом инженерно-
С
развитием техники
Развиваются
системы дистанционного управления.
Человек все более удаляется
от управляемых объектов, о динамике
их состояния он судит не по данным
непосредственного наблюдения, а
на основании восприятия сигналов от
устройств отображения
Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек – машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.
В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно называют «конфликтом» человека с приборами.
Повышение
степени автоматизации
Рассмотренные
особенности операторского
Деятельность оператора в системе «человек – машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов2.
На каждом из этих этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации информационного поля, психофизических характеристик предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и цветового контраста).
На оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.
Эффективность
принятия решения определяется следующими
факторами: типом решаемой задачи, числом
и сложностью проверяемых логических
условий, сложностью алгоритма и
количеством возможных
Выполнение управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа и способа размещения, а также от большой группы характеристик, определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер, форма, сила сопротивления и т.д.).
Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа ее реализацией (обслуживанием). Получение информации включает в себя два уровня. На первом из них происходит восприятие оператором информационной модели, т.е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т.п.). после этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование оператором оперативного образа (концептуальной модели) управляемого процесса3. Это дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т.е. правильно реализовать (обслужить) полученную информацию.
В
зависимости от возможностей реализации
информации различают деятельность
оператора с немедленным и
отсроченным обслуживанием. В первом
случае имеет место предъявление
небольшого числа простых сигналов,
что обеспечивает симультанное (одномоментное)
восприятие информации. Обычно при
этом имеется жесткая однозначная
связь между сигналами и
Наряду с рассмотренными общими чертами деятельности оператора выделяют и различные виды операторского труда4, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.
Информация о работе Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем