Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Безопасности жизнедеятельности»
№ 1 Система «человек-среда обитания»: бытовая, производственная, городская, природная среда. В понятие системы «человек — среда обитания» входят все элементы природной, производственной, городской и бытовой среды. достижение безопасности системы «человек — среда обитания» возможно, если будут учтены особенности каждого входящего в нее элемента. Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Безопасное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении мер по повышению работоспособности организма и созданию комфортных условий для работы. Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утверждения, что любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение получило название «аксиома о потенциальной опасности». Природная среда – литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера в целом. № 4 Постоянно действующие органы управления системой чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне. Постоянно действующие органы управления системой чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне. Федеральный уровень – вся территория. В министерствах, ведомствах, и организациях РФ – функциональные подсистемы РСЧС. Руководство всей системой – министерство по делам ГО, ЧС, и МЧС России. Система работает в трёх режимах: повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайный режим. № 7 Понятие «секъюротология» и ее задачи. Секьюритология –наука о безопасности жизнедеятельности. Безопасность – состояния защищенности человека, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз. Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Нет на земле человека, которому не угрожают опасности. Секьюритология разрабатывает методы и способы обеспечения безопасности человека, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз. Ее задачей является выявить, изучить, предупредить, ослабить, устранить и отразить опасности и угрозы, способные нанести недопустимый, объективно и субъективно ущерб. № 8 Надежность человека как звена технологической системы. В системе «Человек – машина»
человек наиболее сложный и переменчивый
компонент. Ненадежность человека в
производственной системе относительна
именно человек благодаря своим
биологическим особенностям часто
исправляет ошибки системы. В аварийных
ситуациях у человека повышенная
напряженность, поведение его в
экстремальных условиях зависит
от психологической готовности к
ним, поэтому очень важна полнота
информации в ходе тренинга. У каждого
человека есть свой набор приемов
и методов выхода из трудной ситуации.
Способы мобилизации и № 10 Постоянно действующие органы управления системой чрезвычайных ситуаций на региональном и территориальном уровне. Постоянно действуют органы
управления системой чрезвычайных ситуаций
на региональном и территориальном
уровне комиссия по ЧС, рабочие органы,
штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации
последствий стихийных |
№ 2 Организация государственной Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций организационно состоит из: Территориальных и функциональных подсистем. И имеет пять уровней: федеральный (вся территория), региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город), объектовый. Территориальная под система РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республика, край, область). Главный руководящий орган – комиссия по ЧС. Рабочие органы – штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. В министерствах, ведомствах и организациях РФ – функциональные подсистемы РСЧС. Руководство всей системой РСЧС – министерство по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России). Система РСЧС работает в трех режимах: повседневная деятельность, повышенная готовность или чрезвычайный режим. № 9 Особенности структурно-функциональной организации человека. Подсистема «Человек»
всегда рассматривается как № 14 Основные законодательные акты обеспечения безопасности жизнедеятельности. Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов Основные: Федеральные законы «О безопасности» (в редакции указа президента РФ от 24.12.93 № 2288), «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.91 № 68 – ФЗ, «Об обороне» (в редакции федерального закона от 30.12.99 № 223 –ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116 – ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 9.01.96 № 3-ФЗ, «О борьбе с терроризмом» от 25.07.98 № 130 –ФЗ, Концепция национальной безопасности, утвержденная указом президента РФ от 17.12.97 № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции указа президента РФ от 10.01. 00 № 24). Основу законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993, закон РФ «О защите прав потребителей» 1992. Декларация конференции по окружающей среде и развитию (ООн Рио – де – Жанейро июнь 1992). Закон РСФСР об охране окружающей природной среды, земельный кодекс РФ 2001, водный кодекс РФ 1995, Федеральный закон об экологической экспертизе 1995, закон РФ об использовании атомной энергии 1995. Основной вид нормативно правовых актов – система стандартов «охраны природы» (ГОСТы отраслевая – ОСТы, СТП). |
№ 3 Этапы формирования оптимального взаимодействия человека со средой обитания. Формирование оптимального взаимодействия человека со средой обитания проходит несколько этапов. Выбор принципов и методов зависит от конкретных условий деятельности, уровня безопасности, стоимости и др. критериев. Для того, чтобы реализовать оптимальность отношений человека и окружающей среды нужно рассматривать вопрос сточки зрения системности (всякий объект – элемент системы). Затем нужно рассмотреть взаимосвязи и взаимозависимости. Далее идут принцип снижения и ликвидации опасности. Управление взаимосвязями и отношениями между отдельными этапами процесса обеспечения безопасности приведет к оптимальности отношений между человеком и средой обитания. При этом нужно выделять основные направления БЖД: безопасность ноосферы, региональная безопасность, геополитическая и т. д. № 6 Психофизиологическая деятельность человека и его роль в проблеме безопасности. Подсистема «Человек»
всегда рассматривается как № 20 Прогнозирование аварий и катастроф. Оценка степени опасности и возможного влияния последствий радиации – определение реальных и расчетно ожидаемых доз облучения- основа для определения целесообразных способов защиты и действий формирования ГО и населения. Прогнозирование и оценки химической обстановки – определение масштаба и характера заражения, анализ влияния на деятельность объектов, формирование ГО и населения. При прогнозировании и оценки химической обстановки важны метеоданные (скорость и направление ветра, температура воздуха и почвы, степень вертикальной устойчивости воздуха). Определяется площадь применения, границы очага, глубину распространения воздуха и т. д. При оценки пожара – интенсивность теплового излучения, удельная теплота сгорания, на практике еще расчеты безопасного расстояния от очага. Оценка: масштаб и вид пожара, влияние на устойчивость работы объекта в целом и жизнедеятельности населения. Выводы об устойчивости объекта к возгоранию. Для прогнозирования: сведенья о вероятных стихийных бедствиях (авариях, катастрофах), данные о пожаро - и взрывоопасности объектов, окружающей среде и т. д. Взрывы относятся к объемным, они зависят по мощности от параметров окружающей среды и делятся на пять радиусов поражения. |
№ 5 Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Безопасность № 12 Критерии оценки деятельности оператора и стимулирование безопасности деятельности. Человек в системе безопасности
играет три роли: является объектом
защиты, выступает средством № 16 Постоянно действующие органы управления системой чрезвычайных ситуаций на федеральном и объективном уровнях. Федеральный уровень – вся территория. В министерствах, ведомствах, и организациях РФ – функциональные подсистемы РСЧС. Руководство всей системой – министерство по делам ГО, ЧС, и МЧС России. Система работает в трёх режимах: повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайный режим. Объектовый уровень – штаб по делам ГО, ЧС и ликвидаций последствий стихийных бедствий. |
№ 11 Характеристика нервной системы человека. Характеристика нервной
системы человека. Нервная система
человека имеет сложное строение.
Различают центральную и № 13 Функциональная характеристика человека и ее роль во взаимодействии с внешней средой. В системе «Человек – машина» человек наиболее сложный и переменчивый компонент, ошибки могут быть в ориентации, принятии решений и выполнения действий. Ошибки делятся на обратимые и необратимые. Можно также разделить на предсказуемые и систематические, которые предсказуемы и легко устранимы. Практика показывает, что часто ошибки в деятельности вызваны плохим самочувствием. Чтобы понять, что привело к ошибке нужно знать его особенности и состояния, особенности можно разделить на врожденные (биологические характеристики человека и его наследственность, психомоторная система и его интеллект) и временные состояния (физическое и психологическая усталость – снижение внимания, мышечной силы и работоспособности). Ненадежность человека в производственной системе относительна именно человек благодаря своим биологическим особенностям часто исправляет ошибки системы. В аварийных ситуациях у человека повышенная напряженность, поведение его в экстремальных условиях зависит от психологической готовности к ним, поэтому очень важна полнота информации в ходе тренинга. У каждого человека есть свой набор приемов и методов выхода из трудной ситуации. Способы мобилизации и регуляции самоуправления: самоубеждение, самоободрение, самоанализ, устранение признаков эмоциональной напряженности и т.д. №21 Показатели оценки негативного воздействия. Показатели оценки негативного воздействия делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели: численность людей пострадавших от воздействия травмирующих факторов; численность людей получивших профессиональные или региональные заболевания; сокращение продолжительности жизни (в сутках) при воздействии негативного фактора или их совокупности. Относительные показатели используются для оценки травматизма в производственных условиях: частота травматизма, тяжесть травматизма, нетрудоспособность, частота несчастных случаев с летальным исходом, сокращение продолжительности жизни, региональная младенческая смертность, материальный ущерб. |
№ 15 Классификация основных форм деятельности человека. Трудовая деятельность человека и окружающая среда постоянно меняются в процессе ускорения НТП. Труд остается, однако, первым основным и непременным условием существования человека. Основные формы его: формы труда требующие значительной мышечной энергии. Напряжённые физический труд неэффективен, производительность труда низкая, необходимы перерывы составляющие до 50% рабочего времени. Механизированные формы труда. Мышечные нагрузки уменьшаются, усложняется программа действий, однако труд монотонен. Формы связанные с автоматизированным производством. Человек исключается из процесса непосредственной обработки. Труд от работника требует постоянной готовности к действию и быстроте реакции для своевременного устранения возникающих неполадок. Групповые формы труда – конвейерные. Отрицательные последствия – монотонность называет преждевременную усталость и нервное истощение. Форма труда связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд). Подразделяют на операторский, управленческий, творческий, труд мед. работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации трудового процесса. Равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Интенсивная работа как физическая так и умственная может привести к утомлению и переутомлению. № 17 Методы оценки тяжести труда. Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: ст. 212 и 214 ТК устанавливает обязанности работодателя и работника в области охраны труда. Установлены компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Методы оценки тяжести труда обоснованы в нормативных правовых актах: гигиенические нормативы, санитарные нормы, санитарные правила и нормы Минздрава России. Система строительных норм и правил Госстроя России и системы стандартов. № 25 Аксиома «О потенциальной опасности». Анализ деятельности и жизни людей даёт основание для утверждения, известного как «Аксиома о потенциальной опасности». Она подразумевает что любая деятельность потенциальна опасна. Потенциальная опасность – воздействие на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов. Негативные факторы делятся на естественные (природные), антропогенные (вызванные деятельностью человека), физические (движущиеся машины и механизмы, неустойчивые конструкции, острые и падающие предметы, повышение и понижение температуры, повышенная запыленность, загрязненность, уровень шума и акустических колебаний и т. д.), химические (промышленные яды, ядохимикаты с/х и быта, боевые отравляющие вещества), биологические (бактерии, вирусы, микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности) – возникает в результате аварий на биотехнических предприятиях очистных сооружений недостаточной остатки стоков, психофизиологические (особенности характера и организации труда, параметры рабочего места и оборудования), травмирующие (повреждение в организме человека, вызванные действием факторов внешней среды). Потенциальную опасность оценивают с помощью риска. Риск – вероятность реализации опасности. Состояние безопасности – отсутствие риска. На практике полная безопасность недостижима, пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск. |
№ 18 Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности. Из числа желающих работать
по данной специальности производится
профессиональный отбор. Главная задача
– выявление профессионально
значимых качеств у кандидатов. Главная
трудность – нужно предвидеть
насколько успешно человек № 24 Использование защитных сооружений и организация работ по обезвреживанию техники, местности, дезактивизации и обработке людей. В очагах поражения проводят спасательные и другие неотложные работы: локализация и тушение пожаров, вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений; спасение людей; санитарная их обработка; обеззараживание транспорта, зданий, сооружений и промышленных объектов. Спасательные и другие неотложные работы проводят непрерывно в любую погоду до их завершения. Спасение людей начинает с тщательного осмотра и привлечения кинологов. Использование тяжелой техники способствует ликвидации завалов в короткие сроки, но может повредить пострадавших. Пострадавших выносят на руках и на носилках. После оказания первой медицинской помощи людей эвакуируют. Большая часть работы в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. При поражении ядами проводят мероприятия на снижение величины выброса и растекания на местности. Обваловывают места разлива. После этого проводят обеззараживание, которое включает дезактивацию (механическое и физико-химическое удаление радиоактивных веществ, воды – фильтрование, перегонка, отстаивание), дегазацию (удаление и разложение отравляющих веществ до нетоксических продуктов), дезинфекцию (уничтожение и удаление насекомых и возбудителей инфекционных болезней физическим, химическим, физико-химическим и биологическими способами), дератизацию (профилактические и истребительные мероприятия по истреблению грызунов) и демеркуризацию (удаление ртути и ее соединений). Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают при проведении комплекса спасательных работ или после них. № 41 Основные
предпосылки возникновения Источники ЧС многообразны: опасное природное явление, авария, эпидемия инфекционных болезней, людей, с/х животных и растений и применения современных средств поражения при ведение военных действий (ГОСТ р22.0.02-94). Предпосылками является накопление отклонений от нормального состояния или процесса. Инициирование чрезвычайного события (аварийная ситуация – авария не произошла, но предпосылки на лицо). |
№ 19 Безопасность быта и потребительских услуг. Человек стремится к обеспечению
личной безопасности и сохранения здоровья.
На человека воздействует бытовая среда
– совокупность факторов и элементов,
воздействующих на человека. Вредные
элементы – загрязняющие вещества
в воздухе, которую дают мебель, формальдегид,
выделение из синтетических материалов
(особенно при пожаре), различные
моющие средства, газовое оборудование,
поля электроприборов и т.д. Также
влияет неблагоприятная социальная
обстановка – шантаж, мошенничество,
разбой, бандитизм, террор. Особо опасные
террористические угрозы: взрывы, захват
транспортных средств, нападение на
объекты, потенциально опасные для
жизни в случае их разрушения или
нарушения технологий. Отравления,
системы водоснабжения, продуктов
питания, искусственное распространение
инфекционных болезней, вывод из строя
информационных сетей и телекоммуникаций.
Особую тревогу вызывают применение
высокотоксичных химических отравляющих
веществ и биологических № 29 Нормативные показатели безопасности. Основной нормативный правовой акт по охране труда – система стандартов безопасности труда (ССБТ), Гос. Стандарта России. Стандарты могут быть государственными, отраслевыми, стандартами предприятий (СТП). ССБТ включает следующие подсистемы: стандарты подсистемы «0» (устанавливает цели, задачи, область распространения, структуру); стандарты подсистемы «1» (требования по видам опасных и вредных производственных фактов и предельно допустимые параметры; методы контроля); стандарты подсистемы «2» (общие требования безопасности к оборудованию, отдельным группам его; методы контроля выполнения этих требований); стандарты подсистемы «3» (общие требования безопасности к производственным процессам, группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности); стандарты подсистемы «4» (классификация средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты; требования безопасности к ним); стандарты подсистемы «5» (требования к безопасности к зданиям и сооружениям). ССБТ относится к 12 классу системы стандартизации. К нормативно-правовым актам относятся межотраслевые, организационно – методические документы (положения, методические указания, рекомендации). Отраслевая документация по охране труда: правила ведения работ, отраслевые стандарты и отраслевые организационные документы. На предприятии организация работ по охране труда, контроль за условиями труда, планирование работ по безопасности труда, организация и обучение и инструктаж. № 38 Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры РЦ и РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов – на – Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск). Система РСЧС функционирует в трех режимах: повседневная деятельность, повышенная изготовность и ЧС. Решение о введение режима в зависимости от масштабов ЧС принимают или правительства РФ или МЧС или соответствующие комиссии по ЧС. |
№ 23 Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные, физические и др. Формируют угрозу безопасности
многообразные внутренние и внешние
противоречия. Общественного развития
в стране и на международной арене
в разных сферах человеческой деятельности.
В связи с многообразием № 28 Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Это ряд законов: о безопасности (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ); об обороне (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1999 г .№ 223 – ФЗ); о промышленной безопасности опасных производственных объектов (от 21 июля 1997 г. № 116 – ФЗ); о радиационной безопасности населения (от 9 января 1996 г. № 3 –ФЗ); о борьбе с терроризмом (от 25 июля 1998 г. № 130 – ФЗ). На современном этапе - Концепция национальной безопасности РФ (утверждена указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, новая редакция указа президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучие населения» (1999 г.) Закон РСФСР об охране окружающей природной среды 1991 г. Можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г), Водный кодекс РФ (1995г.), Федеральный закон «об экологической экспертизе» (1995 г.) и закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Основной вид нормативно – правовых актов по охране окружающей среды – система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы). № 55 Объект
и предмет экономической Объектами экономической
безопасности является экономическая
система и конституционные |
№ 22 Организация гражданской ГО система мероприятий по подготовке и защите населения. Материальных и культурных ценностей от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (закон РФ о ГО от12.02.98 № 28 –ФЗ). Гражданские организации ГО создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты. Важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. Создания организации ГО объекта: принимаются решения руководителем предприятия (по статусу начальника ГО) на основании приказов регионального центра, глав администрации города издается приказ по предприятию и доводится до всех сотрудников. Го объекта включает штаб ГО. Добровольные подразделения, эвакоорганы, штабы Го площадок. На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО. План работы Го объекта в мирное время – основной рабочий документ штаба ГО. Важная задача штаба – обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС: вводный и текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными о коллективными средствами защиты. Способы защиты населения в ЧС: своевременное оповещение, убежище и противорадиационное укрытие, использование средств индивидуальной защиты и медицинской помощи, эвакомероприятия. № 30 Система стандартов безопасности труда. При определении необходимых средств защиты руководствуются действующей системой стандартов безопасности труда (ССБТ) по видам производственных процессов и используемому в них производственного оборудования. В рамках ССБТ – взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно – технической документации по безопасности труда. В стандартах подсистемы 2 ССБТ «Стандарты требований безопасности производственному оборудованию» указывается средство коллективной защиты необходимые в этом оборудовании. Во всех стандартах подсистемы 3 ССБТ «Стандарты требований безопасности к производственным процессам» имеется раздел «требования к применению средств защиты работающих» (перечень средств индивидуальной защиты). Общие требования к экологичности производственного оборудования и процессов установлены СМ 1042-73 и стандартами системы охраны природы. Здесь показаны нормы предельно допустимых сбросов в гидросферу и предельно допустимые энергетические воздействия. № 27 Основные пути снижения утомления. Интенсивная работа как физическая, так и умственная может привести к утомлению и переутомлению. Утомление – особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражается во временном снижении работоспособности. При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, называемое иногда хроническим, когда снизившеюся за день работоспособность ночной отдых полностью не восстанавливает. Меры профилактики: обоснование и внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха, когда регламентируется такое соотношение работы и отдыха, когда высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение длительного времени. Чередование работы и отдыха необходимы из –за физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Большое значение имеет активный отдых во время коротких производственных перерывов. Важные факторы для профилактики утомления – надлежащие санитарное состояние производственных помещений, микроклиматические условия и др. |
№ 31 Общие требования безопасности технических
средств и технических Общие требования безопасности
к производственному № 33 Экспертиза безопасности оборудования и технических процессов, порядок проведения. Применительно к оборудованию
и технологическим процессам
производятся расчётная оценка ожидаемого
уровня негативных факторов и сопоставления
полученных величин с предельно
допустимыми значениями. Если эти
значения превышают допустимые нормы,
производится доработка оборудования
чтобы ввести соответствующие средства
защиты или повысить их эффективность.
Применительно к оборудованию и
новым технологическим |
№ 32 Концепция национальной безопасности РФ. На современном этапе - Концепция национальной безопасности РФ (утверждена указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, новая редакция указа президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) – система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. Здесь сформулированы важнейшие направления гос. Политики РФ. В начале рассматривается взаимоотношение России с мировым сообществом (акцент на формирование международных отношений и перспектив их развития). Национальные интересы России – совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и других сферах. Рассмотрены и угрозы национальной безопасности России: угроза экономики которые имеют комплексный характер, стагнация аграрного сектора, разбалансирование банковской системы и др., которые представляют угрозу федеративному устройству и социально экономическому укладу страны. Серьёзная угроза – криминализация общественных отношений в процессе реформирования социально политического устройства и экономической деятельности. Намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, обеспечение суверенитета и территориальной целостности, подъём экономики страны, преодоление научно – технической и технологической зависимости, совершенствование системы гос. Власти. Чётко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности. Можно выделить также охрану окружающей среды, прогнозирование и предупреждение, ликвидацию последствий ЧС. № 37 Основы обеспечения безопасности по факторам вредности. На производстве важным условия является сохранение теплового баланса организма, поэтому очень важен производственный микроклимат. Нормативные показатели его установлены ГОСТ 12.1.005 – 88 и СанПиН 2.2.4.584 – 96. Эффективным средством обеспечения допустимых показателей микроклимата воздуха является промышленная вентиляция. Она делится на естественную и механическую. Механическая делится на общеобменные, местные, аварийные, смешанные и системы кондиционирования. Контроль микроклимата проводят в рабочей зоне на высоте полтора метра от пола. Другой фактор воздействия на организм человека – освещение. Оно может быть искусственным, совмещенным, естественным. Еще оно может быть охранным, рабочим, аварийным и т. д. Регламентирует освещение СНп 23- 05-95. Большую опасность составляют химические вещества (органические, неорганические, элементоорганические), промышленные (общетаксические, раздражающие, консерогенные). Предельно допустимые концентрации – ГОСТ 1988 и ГН 1998. Вредны механические колебания и вибрация. Нормирование определяет ГОСТ1990 и СН 1996. Шум, инфразвук и ультразвук являются акустическими колебаниями. Гигиенические нормативы шума определяют ГОСТ 1983 и СН 1996. Инфразвук СН 1996. Ультразвук ГОСТ 1989 и ГН 1996. Предельно допустимые значения электрического и магнитного напряжения установлены ГОСТ 1984 и СанПин 1996. Инфракрасное излучение ГОСТ 1988 и СанПиН 1996. Допустимая плотность излучения потока в производственных помещениях СН 1988. От лазерного СанПин 1991. |
№ 34 Система управления охраной труда на объектах экономики. Организация работы на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. В соответствии с трудовым кодексом РФ в каждой организации численностью более ста человек создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда; менее ста работников – работодатель решает вопрос создания службы охрана труда или должности; при отсутствии специалиста или службы работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Службы охраны труда в организации самостоятельная структура и подчиняется непосредственно руководителю или главному инженеру. Кроме службы охраны труда могут быть созданы комитеты (комиссии) по охране труда. Основные задачи комитета по охране труда: организация и координация работы по охране труда на предприятие; контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда; совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, проф. Заболеваний и улучшения условий труда; консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда. Функции охраны труда: анализ состояния и причин производственного травматизма и проф. Заболеваний, разработка мероприятий по предупреждению их и контроль за выполнением; организация паспортизации санитарно – технического состояния рабочих мест; разработка и выполнение комплексного плана, улучшение условий труда его охраны и санитарно – оздоровительных мероприятий; предлагает разработку и внедрение более совершенных конструкций и других средств защиты от опасных факторов; участвует во внедрении стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда; проверка тех. Состояния зданий, сооружений, оборудования и т. д.; участвует в приёмке и эксплуатации новых и реконструированных зданий и машин; вводный инструктаж и помощь в обучении работников по охране труда; работает в аттестационной комиссии и комиссии по проверке знаний, правил и норм по охране труда, инструкция по технике безопасности. Организация обеспечения безопасности труда возложена на руководителя. № 43 Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, экологические и др. ЧС – состояние, при
котором на определенной территории
или объекта экономики |
№ 39 Классификация и основы применения экобио-защитной техники. Экономический эффект экобиозащитных мероприятий может быть получен только после их реализации да и не в первый год. Вложение средств в эти мероприятия связаны с тем, что предотвращение экономического ущерба слабо или вообще не сказывается на основой деятельности предприятия, а имеет значение для окружающего района. Экономический эффект вложенный в системы безопасности – возможные экономические потери от вероятного вреда окружающей среде. Предприятия неохотно вкладывает средства в повышения безопасности и экологичности производства. Поэтому применяются законодательные нормативные акты, а также привлекаются надзорные нормативные органы. Широко применяются экономические механизмы регулирования и стимулирования деятельности предприятий. В области природноохраной деятельности – принцип – загрязнитель платит (компенсация предприятиям экономического ущерба наносимого региону загрязненной деятельностью). Механизм реализации этого принципа – платежи за загрязнение и платность использования природных ресурсов. Платежи за загрязнение не освобождают предприятие от возмещения ущерба по возможным искам организации и граждан за причиненный ущерб. В настоящее время плата взимается за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в поверхностные и подземные водные объекты, а также за сверх лимитный выброс или сброс. Базовые нормативы платы устанавливает по каждому веществу с учетом опасности для окружающей среды. Ставки платежей – умножение базового норматива на региональные коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию. Направления экозащиты: технологическое (создание экологически чистой технологии, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов); экономическая (внедрение более жестких нормативов, обязательность платежей хозяйствующими субъектами, введение налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции); административные и юридическое (прекращение деятельности предприятий нарушающих природноохраные законы, привлечение виновных к уголовной ответственности); просветительское (создание системы экологического образования, просвещения, воспитания). № 46 Экономические последствия и материальные затраты по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Несчастные случаи (аварии, пожары, катастрофы и т. д.) наносят экономический ущерб: гибель, ухудшение здоровья, снижения продуктивности природных богатств, затраты на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, восстановление объектов экономики, жилищно-коммунального хозяйства, переселение и реабилитация населения. Ущерб может быть прямой (непосредственно на предприятии), косвенный (проявляется в смежных производствах). Социально-экономический (увеличение заболеваемости населения и затраты на его восстановление), эколого-экономический (деградация природной среды и затраты на ее восстановление). На проведение природоохранных мероприятий, улучшений условия труда, внедрение систем промышленной и производственной безопасности необходимы значительные затраты. Они определяются как сумма капитальных и текущих затрат. Капитальные затраты связаны с созданием защитных устройств и систем, внедрение более совершенного оборудования и технологий. Текущие затраты – эксплутационные расходы. Общие затраты равны затраты текущие + затраты капитальные помноженные на нормативный коэффициент Ен капитальных вложений. Промышленность – 0.12, экобиозащтных мероприятий -0.08, для лесовосстановительных работ – 0,03. |
№ 50 Всемирная программа действий «Повестка дня 21 век». «Повестка дня на 21 век» - программа деятельности по устойчивому развитию, разработанная конференцией ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. 1992 – Рио – д- Жанейро. Участники 179 государств – 8000 делегатов. Участвовали представители не правительственных международных организаций. В документе рассматривается все сферы развития, особенно охрана окружающей среды. Большое внимание уделяется международному сотрудничеству, борьбе с бедностью, здоровью человека и демографическим вопросам. В документе определяется роль городов в разработке практических подходов к устойчивому развитию сотрудничества между городской администрацией и другими организациями и общественностью города. Все учреждения системы ООН призваны играть ключевую роль в осуществлении этой программы в рамках своей компетенции. Признана постоянная активная и эффективная участие неправительственных организаций, научных кругов и др. Россия разработала стратегию РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (одобрено указом президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236). Основные направления: экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасная развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства. Рациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Расширенно использование вторресурсов, обезвреживание и захоронение отходов, совершенствование управления в области охраны окружающей среды (создание здоровой среды обитания, развития системы природных комплексов отдыха и оздоровления, улучшение качества продуктов питания, предотвращение загрязнения атмосферы и водных объектов и др.). Это отражено в указе президента РФ от 1 апреля 1996 №440 о концепции перехода РФ к устойчивому развитию. В сентябре 2002 г. В Йоханессбурге (ЮАР) прошёл всемирный саммит по устойчивому развитию, где рассмотрели итоги выполнения «Повестки дня 21 века» и определено дальнейшее продвижение к устойчивому развитию. № 56 Международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности. Всемирный Союз Охраны Природы (МСОП) основан в 1948 г. (Гланд, Швейцария). Объединяет 78 государств, создал красные книги, списки национальных парков и охраняемых территорий и др. ООН – всемирная организация суверенных государств учрежденных на основе добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности во всех аспектах. При ней в 1956 г. МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии), в него входят 120 государств (Вена). Проводит проверки и составляет заключения об уровни безопасности конкретных АЭС. ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) создана в 1948 г., объединяет 165 стран. Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран. ОЗХО (организация по запрещению хим. Оружия), Россия вошла в декабре 1997 г. Программа деятельности – повестка дня на 21 век. МОГО (международная организация гражданской обороны) 1931 г. (Женева). ЮНДРО (оказания помощи в случае стихийных бедствий). МОК (межправительственная океаническая комиссия) 1960 г. – исследует значение океана для человечества. ВМО (всемирная метеорологическая организация) 1951 г. (Женева). Гринпис 1971 г – 32 станы. WWF – всемирный фонд дикой природы 1961 г. МСоЭС (международный социальный экологический союз) территория бывшего СССР. Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) 1991 г. ЮНЕП – 1972 г. (Кения) охрана и улучшение окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколения. |
№ 47 Оценка обстановки при чрезвычайной ситуации. Принято несколько видов классификации радиации. Распространена классификация по МАГАТЕ (в зависимости) от общей активности выбросов. Расчет уровней радиации и доза внешнего облучения проводится на любое время работы в зоне. Суммарная доза облучения равна дозе внешнего + внутреннего облучения. По Федеральному закону о радиационной безопасности населения от 5.1295 ст. 9 установил дозовые нагрузки. Годовая -2Бэр, за 50 лет – 100Бэр. Для населения: годовая -0.1Бэр, за 70 лет-7Бэр. Оценка радиационной обстановки – комплексные действия по определению реальной ситуации с последующей ее нормализацией, либо полного устранения. Оценка степени опасности и возможного влияния последствий – определение реальных и расчетно ожидаемых доз облучения- основа для определения целесообразных способов защиты и действий формирования ГО и населения. Прогнозирование и оценки химической обстановки – определение масштаба и характера заражения, анализ влияния на деятельность объектов, формирование ГО и населения. При прогнозировании и оценки химической обстановки важны метеоданные (скорость и направление ветра, температура воздуха и почвы, степень вертикальной устойчивости воздуха). Определяется площадь применения, границы очага, глубину распространения воздуха и т. д. При оценки пожара – интенсивность теплового излучения, удельная теплота сгорания, на практике еще расчеты безопасного расстояния от очага. Оценка: масштаб и вид пожара, влияние на устойчивость работы объекта в целом и жизнедеятельности населения. Выводы об устойчивости объекта к возгоранию. Для прогнозирования: сведенья о вероятных стихийных бедствиях (авариях, катастрофах), данные о пожаро - и взрывоопасности объектов, окружающей среде и т. д. Взрывы относятся к объемным, они зависят по мощности от параметров окружающей среды и делятся на пять радиусов поражения. № 54 Классификация способов обеспечения экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности – система мер: 1. информационно – аналитические (мониторинг имеющийся информации о уязвимости жизненно важных интересов и противодействиям угрозам; выработка текущих и прогностических оценок развития экономики страны в плане предупреждения кризисов (тенденции); разработка предложений по повышению эффективности системы обеспечения экономической безопасности). 2. меры регулятивного воздействия (локализация и нейтрализация угроз всем жизненно важным интересам страны; устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.). 3. Меры прямого противодействия (противодействием носителя всех угроз жизненно важным интересам страны; контроль за состоянием экономических отношений в стране; программа выхода из экономического кризиса и др.). В совокупности указанные меры представляют собой политику обеспечения экономической безопасности. № 40 Мониторинг окружающей среды. Мониторинг окружающей среды – особая форма экологического контроля. Различают виды мониторинга: глобальный, национальный, региональный, локальный. Наблюдение, оценка и прогноз изменений состояние окружающей среды в нашей стране возложены на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На предприятиях охраны окружающей среды занимаются специально созданные службы или одна из служб главного механика (главного энергетика). Подразделении по охране окружающей среды контролируют выполнение законодательства по охране окружающей среды на предприятиях, проводит инвентаризацию источников выбросов и сбросов энергозагрязнений, обеспечивает контроль загрязнений атмосферы, гидросферы и почвы, создаваемых предприятием. |
№ 57 Основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. Угрозы – потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу. Они подразделяются на : реальные, потенциальные, целенаправленно создаваемые каким либо субъектом или возникающие стихийно, актуальные, отдалённые и т. д. Ущербы: фактические и возможные, восполнимые и безвозвратные (некомпенсированные), физические, политические, экономические. В общем, угрозы безопасности можно разделить на внутренние и внешние. Количество внутренних угроз преобладает. Внешние: зависимость от импорта, преобладание сырьевой направленности экспорта, дискриминация российских товаров, высокий уровень внешнего долга, агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта, скупка за бесценок российской собственности, инвестиции в российскую экономику с целью устранения конкурентов. Внутренние: спад производства, переток капиталов в посредническо – финансовую деятельность, низкая конкурентоспособность продукции, свёртывание научной сферы, структурная деформированость экономики, рост безработицы, криминализация экономики, региональный сепаратизм, расчёты политики реформирования и др. Серьёзные внутренние угрозы: незавершенность экономических преобразований, возрастание неравномерности развития регионов и спад производства. Главная внешняя угроза – открытость российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики, что может ослабить экономическую самостоятельность России. Непосредственно работает против экономической безопасности инвестиционный кризис. № 45 Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Большинство аварий связаны
с неконтролируемым, самопроизвольным
выходом в окружающее пространство
веществ (взрыв, пожар, химическое загрязнение
окружающей среды) или энергии (промышленные
взрывы). На ряде предприятий для
технологических целей № 42 Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по безопасности труда. На проведение природоохранных
мероприятий, улучшений условия
труда, внедрение систем промышленной
и производственной безопасности необходимы
значительные затраты. Они определяются
как сумма капитальных и |
№ 59 Основные направления обеспечения безопасности в организации, обществе. Можно выделить основные направления безопасности жизнедеятельности в обществе и организации. Безопасность ноосферы направлена на сохранение и обеспечение устойчивого развития ноосферы, продолжение человеческого рода. Объект – взаимодействия природы и общества в которых разумная человеческая деятельность – главный определяющий фактор развития. Региональная безопасность связана с защищенностью регионов и интересов международных объединений от внутренних и внешних опасностей и угроз. Она направлена на сохранение и обеспечение устойчивого развития регионов, этносов. Объект – государство, международное объединение, этносы и их интересы. Выделяются следующие виды деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и др. Государственная безопасность гарантирует конституцией, законами и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов. Объекты – государственные интересы, граждане, общество, государство. Важный компонент безопасности человек. Безопасность определяется внутренними и внешними факторами. Внутренние: биологические, окружающая среда, пагубные привычки, поведение, микросоциальная среда, службы здоровья. Внешние: воздействие природной среды, воздействие антропогенной техносреды, воздействие производственной среды, воздействие социального характера. Безопасность общества социальной группы – способность населения защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности. Общество должно помогать государству контролируя и поправляя его. Существует основные системы и направления безопасности: личная и коллективная безопасность человека в его деятельности, охрана природной среды, государственная безопасность, глобальная безопасность. № 35 Экологическая
экспертиза техники, технологии, материалов.
Этапы экологической Экологическая экспертиза техники, технологий и материала бывает отраслевая и государственная. Отраслевую проводит головная организация, государственную – органами гос. Управления в области природопользования и охраны окружающей среды на республиканском и региональном уровне. Причём государственной предшествует отраслевая. ГОСТ 15.001 – 88 учитывает требования безопасности и экологичности, проверка проходит по этим стандартам. Проводят составление экологического паспорта предприятия по ГОСТу17.0.0.004 – 90. В него входят: титульный лист, общие сведенья о предприятии и его реквизиты, краткая характеристика природно-климатического района и т. д. Экологический паспорт утверждается руководителем, согласуется с территориальным органом экологического надзора, где регистрируется, хранится на предприятии и в территориальном органе по охране окружающей природной среды. |
№ 60 Основные направления международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности. Основные направления
международного сотрудничества в области
безопасности жизнедеятельности –
международные конвенции и №53 Разработка мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. В очагах поражения проводят спасательные и разрабатывают неотложные меры: разведка маршрутов движения частей ГО и участков работ, локализация и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий, вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей, санитарная обработка людей, обеззараживание людей, зданий и промышленных объектов, использование техники также предусматривает ремонт и отключение поврежденных коммунально-энергетических и технологических сетей, вывоз людей в безопасное место. Меры по обеззараживание, которое включает дезактивацию (механическое и физико-химическое удаление радиоактивных веществ, воды – фильтрование, перегонка, отстаивание), дегазацию (удаление и разложение отравляющих веществ до нетоксических продуктов), дезинфекцию (уничтожение и удаление насекомых и возбудителей инфекционных болезней физическим, химическим, физико-химическим и биологическими способами), дератизацию (профилактические и истребительные мероприятия по истреблению грызунов) и демеркуризацию (удаление ртути и ее соединений). |
Информация о работе Шпаргалка по «Безопасности жизнедеятельности»