Безопасность бизнеса в странах северной европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:05, доклад

Краткое описание

В силу своего географического положения, традиций, обычаев и довольно близких языковых систем и норм законодательства в странах Северной Европы отмечается достаточно много общих подходов к организации частной правоохранительной деятельности, которые и будут предметом изучения в данном разделе.

Вложенные файлы: 1 файл

obb.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Доклад по предмету «Основы безопасности бизнеса»

БЕЗОПАСНОСТЬ  БИЗНЕСА В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

В силу своего географического положения, традиций, обычаев и довольно близких  языковых систем и норм законодательства в странах Северной Европы отмечается достаточно много общих подходов к организации частной правоохранительной деятельности, которые и будут предметом изучения в данном разделе.

ФИНЛЯНДИЯ

1. ЧАСТНЫЕ ОХРАННО-СЫСКНЫЕ БЮРО

1.1. Нормативная база. В Финляндии органами законодательной власти определены весьма четкие правовые границы для деятельности частных сыскных и охранных бюро. Это нашло отражение в двух основных законодательных актах: Законе о частном сыске и Законе о частных телохранителях.

Для открытия частных охранно-сыскных бюро требуется  разрешение соответствующих органов исполнительной власти. Если деятельность бюро предполагается осуществлять в пределах административных границ одной губернии (области), то такое разрешение выдается губернатором.

Если с  момента открытия бюро планирует  проводить охранно-сыскные мероприятия одновременно в нескольких административных центрах (областях), то разрешение на открытие бюро выдается центральным исполнительным органом страны – правительством Финляндии.

1.2. Профессиональная подготовка кадров. Действующим законодательством Финляндии определены также общие требования к сотрудникам частных охранно-сыскных бюро, которые должны иметь:

    • полицейское или юридическое образование;
    • практический опыт работы в местных спецслужбах либо полиции;
    • высокие моральные качества и благонадежность.

Все эти требования должны быть документально  подтверждены кандидатом документами об образовании и состоянии здоровья, справкой с последнего места работы в государственном правоохранительном органе и, желательно, рекомендательным письмом с благоприятным для кандидата содержанием от уважаемого гражданина Финляндии либо известного местного эксперта по вопросам сыска, охраны или безопасности.

Кроме того, как отмечалось в предыдущих разделах, отделы кадров приступают после получения  всех необходимых документов к их тщательной проверке, которая может сопровождаться продолжительными беседами с кандидатом по всем вопросам, требующим уточнений.

2. КОММЕРЧЕСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ  СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Режимные меры по обеспечению сохранности  коммерческой тайны и научно-технических секретов в отдельных фирмах и банках обеспечивают в Финляндии частные службы безопасности, которые в последние годы укреплены высококвалифицированными кадрами из числа бывших сотрудников полиции и контрразведки страны (СУПО).

2.1. Тактика деятельности. Для Финляндии характерен весьма высокий уровень взаимодействия СУПО с частными службами безопасности. Например, в соответствии с инструкцией, разработанной СУПО для частнопредпринимательских кругов, бизнесмен Финляндии после первой же встречи с иностранным коммерческим и иным представителем обязан:

    • доложить о характере имевшей место беседы;
    • указать, кто явился инициатором беседы, встречи или письменного запроса;
    • охарактеризовать манеру поведения иностранного представителя;
    • высказать собственные предположения относительно вероятных задач иностранного представителя при организации встречи;
    • указать точное место и время контакта с иностранцем своему непосредственному руководителю или заместителю фирмы по кадровым вопросам;
    • последний, в свою очередь, должен в течение суток связаться с СУПО.

В результате анализа ситуации сотрудники контрразведки Финляндии дают указание либо о прекращении контакта, либо о его продолжении, но уже под контролем СУПО. Согласно этой же инструкции после поездки в Россию сотрудники и специалисты частных фирм и служащие государственных учреждений Финляндии обязаны собственноручно подготовить по разработанному СУПО вопроснику подробную справку, которая передается в контрразведку.

2.2. Подготовка кадров. Сотрудники фирм Финляндии, работающие, в первую очередь в так называемых «восточных» департаментах и отделах безопасности, обязаны проходить соответствующую стажировку в США, знакомиться с опытом американских коллег в частном правоохранительном секторе, а также с деятельностью государственных спецслужб, в частности ФБР, по контрразведывательному обеспечению объектов, располагающих экономическими и техническими секретами.

В последние годы некоторые фирмы  Финляндии все чаще стали использовать в качестве своих представителей или посредников для ведения переговоров с российскими внешнеэкономическими организациями бывших советских граждан, среди которых выявлены лица, подозреваемые в связях с СУПО.

2.3. Функции сотрудника по вопросам безопасности, работающего в совместном с иностранным партнером обществе. Весьма активно соответствующие специалисты Финляндии осуществляют меры безопасности в совместных российско-финляндских обществах.

Так, в обществе «Тебойл» вопросами безопасности ведает квалифицированный местный сотрудник, который подозревается в связях с СУПО. Этот работник стремится взять под свой контроль любые контакты российских представителей в Финляндии как с местными гражданами, так и иностранцами. Он же стремится выявлять и возможные контакты граждан Финляндии в Российской Федерации, других государствах СНГ и в Прибалтике в случае выезда представителей этой страны за рубеж для коммерческих и иных переговоров.

На основе изученных оперативных материалов и опроса соответствующих специалистов автором разработана методика обеспечения сохранности на совместном обществе (предприятии) коммерческой и производственной тайны, а также проведения иных режимных и профилактических мероприятий, осуществляемых, как правило, специально выделенным для этих целей офицером (инспектором) но вопросам безопасности и режима.

Итак, помимо уже вышеизложенных в  функции сотрудника данной категории  входят также следующие задачи:

    • контроль за выдачей служащим обществ любой информации в отношении местных фирм;
    • выявление причин, природы и регулярности подобных запросов:
    • наблюдение и опрос местных сотрудников обществ о периодичности, характере и особенностях контактов иностранных представителей, а также бизнесменов других стран с местными предпринимателями.

3. ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ  ПРОГРАММ

В Финляндии в 90-е годы в связи с бурным развитием рынка компьютерных услуг приступили к решению проблем защиты прав авторов на компьютерные программы.

3.1. Роль предпринимательских организаций в совершенствовании законодательства о защите программного обеспечения компьютеров. Государственная промышленная палата Финляндии поставила перед правительством страны вопрос о неотложном совершенствовании законодательства об авторских правах на компьютерное программное обеспечение. Сформулированы основные аспекты компьютерного законодательства, которые необходимо внести в новый нормативный акт, регулирующий взаимоотношения между авторами программ и их пользователями по вопросу установления фактической собственности на программное обеспечение. В настоящее время вопрос о том, кто имеет право на владение программным обеспечением – разработчик или пользователь, остается открытым.

Высказано предложение о предоставлении составителям программ для компьютеров таких же авторских прав, как, например, писателям. Для разработки соответствующего нормативного акта изучены аналогичные законы, действующие в США, Франции, Великобритании, Японии, ФРГ и Швеции.

3.2. Перспективы юридической защиты интеллектуальной собственности в компьютерной сфере. Согласно данному предложению авторские права на программы сохраняются в течение того периода, который определяют сам разработчик и пользователи. Считается необходимым в связи с этим изменить действующее законодательство по авторским правам, в соответствии с которым право на патент или изобретение сохраняется в течение 50 лет после смерти изобретателя. Подобные сроки признаются, однако, многими юристами и экспертами неприемлемыми, поскольку даже самые универсальные программы теряют актуальность через несколько лет или даже месяцев.

В нормативном  акте рассмотрены и такие важные аспекты, как обеспечение права собственности фирмы-пользователя на компьютерные программы в случае ее банкротства с тем, чтобы иметь возможность продать программу другому пользователю для погашения долга.

Предполагается, что в случае объединения усилий всех заинтересованных служб и ведомств новый Закон об авторском праве на компьютерные программы будет функционировать до конца нынешнего десятилетия.

Очевидно, что частные службы безопасности будут ориентироваться на эти  нормы права и одним из вероятных направлений их деятельности в ближайшие годы станет выявление каких-либо нарушений авторских прав создателей компьютерных программ.

Кстати, автор  не располагает какой-либо достоверной  информацией о подобной деятельности российских детективных фирм и частных служб безопасности и не сталкивался пока с практикой частного расследования нарушений авторского права в нашей стране.

 

ШВЕЦИЯ И ДАНИЯ

1. ЧАСТНЫЕ ОХРАННО-СЫСКНЫЕ БЮРО

В этих странах частные сыскные  и охранные бюро относятся к категории частных предприятий. При этом имеется в виду то, что их учреждение, регистрация, финансирование, налогообложение и взаимоотношения с другими частными компаниями и государственными организациями, а также правовое положение и деятельность регламентируются общими основами действующего законодательства.

2. КОММЕРЧЕСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ  СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В Швеции контрразведывательную работу в отношении совместных шведско-иностранных  обществ и защиту государственных  промышленных и коммерческих секретов осуществляет шведская полиция безопасности – СЕПО, которая стремится тесно взаимодействовать в этом вопросе с частными промышленными службами безопасности.

2.1. Особенности работы промышленных служб безопасности. В странах Северной Европы местные правоохранительные органы весьма активно действуют через влиятельные национальные союзы предпринимателей, а также самостоятельно в крупных фирмах. Уполномоченные сотрудники спецслужб на предприятиях совместно с кадровым аппаратом и службой промышленной безопасности обязаны:

    • проводить квалифицированную спецпроверку лиц, допускаемых к работе с секретными документами и материалами;
    • создавать агентурно-осведомительную сеть;
    • распространять среди персонала служб промышленной безопасности опыт контрразведывательного обеспечения закрепленных за ними объектов.

В Швеции и Норвегии частными службами безопасности введен строгий контроль за технической и коммерческой документацией, передаваемой местными фирмами иностранным специалистам, которых разрешено знакомить лишь с материалами, имеющими особую отметку. Сотрудникам ряда шведских фирм вменено в обязанность под угрозой увольнения после любых контактов с иностранными гражданами представлять в администрацию письменные отчеты о характере имевших место бесед.

Выявлена  тенденция к расширению функций государственных и ведомственных спецслужб по обеспечению безопасности коммерческой деятельности за рубежом частнопредпринимательских организаций и содействию в формировании в них собственных групп и служб безопасности. В 90-е годы на некоторые государственные спецслужбы стран Северной Европы возложены определенные задачи по защите интересов и обеспечению безопасности национальных корпораций за рубежом.

В одной  из инструкций СЕПО об агентурно-оперативной  работе и контактах со служащими шведских фирм за границей органам контрразведки прямо предписывается устанавливать агентурные отношения с представителями «восточных» отделов, регулярно выезжающими в Россию, страны СНГ и Прибалтику. Выполнение отдельных оперативных заданий поручается без разглашения существа всей операции сотрудникам служб промышленной безопасности крупных фирм.

2.2. Меры общей профилактики экономической преступности. С целью проведения общепрофилактических мероприятий в частном секторе сотрудниками СЕПО подготовлен в начале 90-х годов и настойчиво распространялся в среде деловых кругов страны меморандум на тему: «Промышленный шпионаж – угроза национальной безопасности Швеции», в котором приведены некоторые, правда, довольно устаревшие, данные о добывании в Швеции некоторыми иностранными спецорганами промышленных и экономических секретов.

2.3. Режимные меры. Несмотря на определенное улучшение военно-стратегической обстановки в мире, спецслужбы стран Северной Европы продолжают уделять пристальное внимание борьбе с утечкой информации. В частности, осуществляются дорогостоящие мероприятия по обеспечению секретности всех важных переговоров в государственных учреждениях и частных фирмах и банках, выявлению подслушивающих устройств криминальных структур и иностранных разведок.

При этом государственные спецслужбы и службы безопасности в частном секторе придерживаются концепции создания так называемой «чистой зоны», в соответствии с которой место, отведенное для секретных переговоров, оборудуется специальными устройствами, поглощающими электромагнитные излучения.

К каждому  предмету интерьера помещения, в  котором происходит секретное совещание, прикрепляется трудноснимаемый датчик (так называемое «охранное кольцо»), способный обнаруживать подслушивающие устройства и передавать соответствующий сигнал на контрольный пункт.

По заключению экспертов, однако, указанная аппаратура не может по техническим причинам быть использована для обеспечения  секретности выездных совещаний. В  этой связи специалистами частных  фирм ведутся работы по модификации  всего комплекса охранных средств и мер для таких совещаний. Предполагаемые расходы на осуществление подобных мер безопасности составят около 270 тыс. дол.

Информация о работе Безопасность бизнеса в странах северной европы